Наука Факторинг с российским акцентом

Факторинг с российским акцентом

В настоящее время на российском рынке можно выделить два вида факторинговых операций. Первый – суррогатный факторинг, предполагающий только финансирование...

" src=

В настоящее время на российском рынке можно выделить два вида факторинговых операций. Первый – суррогатный факторинг, предполагающий только финансирование. При этом не оцениваются индивидуально кредитные риски по каждому из дебиторов клиента, и не проводится работа по управлению дебиторской задолженностью.

Второй, настоящий коммерческий факторинг, позволяет клиенту передать на аутсорсинг факторинговой компании управление дебиторской задолженностью, получить защиту от кредитных рисков и рисков ликвидности, избавившись при этом от проблемы нехватки оборотного капитала.

Становится ясно, что ядро продуктов коммерческого факторинга – это риск-менеджмент. В мировой практике существует несколько подходов к управлению рисками по факторингу. Во-первых, факторинговая компания может обратиться к кредитным страховщикам и «оптом» застраховать весь портфель дебиторской задолженности. В этом случае базой для формирования ставок комиссии является размер премии страховщика, к которому добавляется комиссионная наценка фактора.

Во-вторых, существует иной подход, когда факторинговая компания создает собственную многоуровневую систему управления рисками, не прибегая к услугам страховых компаний. В этом случае, комиссионная ставка зависит от оценки рисковой цены по портфелю задолженности (проще говоря, из прогноза потерь), величины расходов на инфраструктуру риск-менеджмента и операционной маржи.

Российский рынок, правда, «родил» еще одну, новую форму минимизации потерь, связанных с безрегрессным факторингом – дифференцированные комиссионные фактора при просрочке. Расчет прост – при просрочке платежа покупателем увеличивается ставка комиссии, причем, чем больше просрочка, тем выше ставка. Следовательно, в момент наступления «страхового случая» поставщик может расстаться с 5, 10 или даже 20% от суммы поставки в зависимости от срока выплаты. Вспоминается популярная фраза про «счетчик» из 90-х годов, на цивилизованных рынках такого «лохотрона» вы не встретите.

Однако по-прежнему, нет четкого определения, что же такое факторинг. Отсутствие законодательно зафиксированного понятия дает возможность факторинговым компаниям и банкам осваивать рынок товарного кредитования, в рамках которого некоторые игроки максимально быстрыми темпами пытаются нарастить свои факторинговые обороты, принимая на обслуживание, по сути, почти каждого клиента, который обращается к оператору услуг.

Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам. По данным, опубликованным агентством «РБК. Рейтинг» в марте, Национальная Факторинговая Компания заняла 3 место по объему уступленных прав требований, поднявшись в рейтинге на 1 позицию.

Пренебрежение элементарными законами специализированного факторингового риск-менеджмента, необходимого с позиции международной практики и опыта, приведет к тому, что подобным путем мы вряд ли получим цивилизованный и устойчивый рынок факторинга на долгосрочную перспективу – факторинговые услуги априори не могут быть всецело столь стандартизированным и массовыми продуктами без ущерба рисковым составляющим. До боли знакомый всем пример – «плачевные» результаты массового и бурного роста ипотечного кредитования в США.

Соответственно, закономерно наличие разницы между игроками рынка – в уровне и качестве факторингового сервиса, который подразумевает – в реальности, а не декларативно – управление дебиторской задолженностью, покрытие кредитный рисков по покупателям, информационно-аналитическое обслуживание, клиентский сервис, дистанционное обслуживание и т. п. И сложность не в том, что факторинг, состоящий только из финансирования – неправильный продукт.

Существует масса клиентов (зачастую это крупные компании), которым как раз необходимы просто деньги под дебиторскую задолженность. Сложность в том, что поскольку нет четкого определения ряд компаний говорят о таком продукте, как о полном коммерческом факторинге, а клиент не совсем понимает, почему у одних факторинг условно стоит чуть дороже банковского кредита, а у других на порядок дороже.

В 1995 году команда Национальной Факторинговой Компании начала с «нуля» развивать факторинг в России. За 12 лет изменился не только статус поставщиков факторинговых услуг, но были развиты и сами услуги. Факторинг в Национальной Факторинговой Компании – это не просто финансовые ресурсы, но целый набор инструментов, созданный для того, чтобы расширение сбыта и рост бизнеса клиентов стали проще и безопаснее.

Сегодня финансирование под уступку прав денежного требования вы можете получить как минимум в 120 компаниях и банках. Но будет ли это факторингом, настоящим, таким, который предлагают мировые гранды? Нет, поскольку из обширного списка российских операторов факторинга мы продвигаем полный спектр услуг по факторингу.

Факторинг-Финанс – оперативное финансирование – если Вы нуждаетесь в денежных средствах сразу после отгрузки, мы готовы профинансировать Ваши поставки до момента поступления денежных средств от дебитора;

Факторинг-Гарант – поручительство за дебиторов – если ваш покупатель не платит, то за него платим мы;

Факторинг-Сигнал – профессиональная система управления дебиторской задолженностью: если вам необходима информация о платежеспособности покупателей, мы подготовим заключение на дебитора и проведем работу по обеспечению будущих оплат.

Конкурентное преимущество факторинга в НФК – комплексность составляющих услуг при индивидуальном подходе к каждому. НФК не предлагает стандартные решения, потому что каждый клиент уникален.

Кроме того, НФК будет и дальше развивать и «оттачивать» систему риск-менеджмента. В ближайшее время специалисты Национальной Факторинговой Компании прогнозируют некоторый рост рисков, связанных с текущей гиперактивностью и агрессивными продажами ряда факторинговых компаний без должного понимания специфики факторингового риск-менеджмента. Поэтому уже сегодня компания готова предложить услуги не только своим непосредственным клиентам – поставщикам товаров и услуг, – но банкам и факторам. Достигнутый уровень развития позволяет брать на аутсорсинг ключевой элемент бизнеса, а именно риск-менеджмент, который в НФК на сегодняшний день соответствует мировым стандартам факторинга.

Информационный материал предоставлен Национальной Факторинговой Компанией

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем