Здоровье интервью Нехватка врачей, отсутствие выплат и споры с чиновниками: медики Башкирии озвучили проблемы, с которыми сталкиваются

Нехватка врачей, отсутствие выплат и споры с чиновниками: медики Башкирии озвучили проблемы, с которыми сталкиваются

UFA1.RU выяснил, с чем сталкиваются те, благодаря кому мы пережили пандемию коронавируса

Многие медики остались без выплат

Год, когда страна переживала пандемию коронавируса, показал, что постоянная модернизация системы здравоохранения дала сбой. Наружу вылезли все ее проблемы: от недостатка аппаратов КТ и врачей до нежелания руководства больниц и региональных минздравов платить медикам положенные по закону деньги. Корреспондент UFA1.RU обсудил эти проблемы с координатором профсоюза медицинских работников «Действие» Антоном Орловым в прямом эфире нашего канала в инстаграме. Эта организация на протяжении всей пандемии защищала права медиков и не понаслышке знает о всех подводных камнях системы здравоохранения.

— Ковидные выплаты раньше платили всем медикам, сейчас оплата идет почасовая. Как с этим обстоят дела? Жалуются ли медики?

— Правительство России ввело выплаты стимулирующего характера за оказание помощи пациентам с коронавирусной инфекцией еще в апреле 2020 года. Это были постановления № 415 и 484. Действовали они до октября. Это были фиксированные выплаты ежемесячные. Они входили в состав зарплаты в том числе, то есть их платило медицинское учреждение. С 1 ноября было введено в действие постановление № 1762, где изменилась полностью система начисления этих выплат. Они пересчитываются в так называемые нормативные смены. То есть берется нормативная рабочая неделя, делится на пять, выводится продолжительность нормативной смены, и если смена суточная, то делится на продолжительность этой нормативной смены. Получается количество нормативных смен в физическую смену, и за каждую положена денежная компенсация.

— Как всё сложно. Проблемы после реорганизации изменились?

— Для работников стационара это одна сумма, для работников скорой помощи — другая, для диспетчеров — это уже третья сумма. Проблемы как были, так и остались. Основная сложность — это поиск пациентов. Это постановление в основном заточено под сотрудников ковидариев, то есть ковид-госпиталей, провизорных госпиталей. Им пациентов искать не надо, они всю смену оказывают помощь пациентам с подтвержденным ковидом. У работников скорой помощи постоянно возникают вопросы: оказана ли пациенту помощь именно сотрудником скорой помощи или нет. Сотрудники скорой сначала привозят пациента, а потом у него берут тест ПЦР. Выясняется, что он носитель ковида, уже после того, как ему оказал помощь фельдшер скорой помощи.

— Расскажите подробнее о таких случаях?

— У нас сейчас идет суд в Ишимбае. 35 медработников судятся с Минздравом. И представитель ведомства на суде заявил: «А вы не обязаны были помощь оказывать ковидным пациентам». В одной больнице нам заявляли: «Да, вы привезли, у человека взяли ПЦР, но это не ваш пациент уже. Он мог заразиться и на следующий день. А мало ли, когда вы его привезли и когда оказали помощь». Проблемы эти остаются, что бы ни заявляли. Мы подали иски по двум больницам, где люди недовольны, что их этих выплат лишают.

— А проблема эта регионального уровня или федерального?

Это зависит от региона. Есть у нас Пензенская область, там вся скорая помощь области объединена в одно учреждение, весь личный состав состоит в профсоюзе «Действие». Там проблем с ковидными выплатами нет вообще никаких. Платят всем, вплоть до уборщиков, которым по закону эти выплаты не положены. В Башкирии [медики] вынуждены это доказывать через надзорные инстанции, через суды. Я вижу, что это упирается именно в самих работников. Если они не требуют соблюдения законодательства, то работодатель не платит.

— То есть можно сказать, что в Башкирии стоит вопрос с вступлением в профсоюзы и защитой своих же прав?

У нас большая часть работников состоит в профсоюзе работников здравоохранения. Их председатель говорил, что обращения поступают, но проблема всё равно не решается. Есть огромное количество больниц, где коллектив не принимает никаких действий. Боятся пойти на конфликт с руководством.

— Сейчас из ковид-госпиталей увольняют врачей-неинфекционистов, с какими проблемами они сталкиваются?

К нам они обращаются за консультациями. Там все договоры были заключены срочные. Именно с определенным сроком окончания трудовых отношений. К сожалению, Трудовой кодекс регулирует, что по инициативе работодателя он просто может быть не продлен. Все понимали, что ковид когда-то закончится и ставки нужно будет закрывать. Ничего с этим не поделаешь.

— Министр здравоохранения сказал, что скоро наступит третья волна коронавируса и наверняка понадобится помощь тех самых уволенных врачей. Схема будет та же? Ошибки те же, как считаете?

Насчет ошибок ничего сказать не могу. По поводу схемы набора на работу будет то же самое. В ковидариях проблемы с этими стимулирующими выплатами нет, люди всё равно пойдут туда на работу.

— А с какими еще проблемами сталкиваются работники скорой помощи? Удалось ли решить проблему с СИЗами?

Уже да. Вопрос с СИЗами в общем и целом решен по республике. Вопиющих случаев, когда медиков заставляют собственноручно шить тканевые маски, уже нет. Да, был период, когда было очень тяжело. Это прошлый июль, когда была аномальная жара, тогда я лично отвозил на Орджоникидзевскую подстанцию легкие костюмы от друзей нашего профсоюза, сейчас уже нет. Остаются в основном проблема с выплатами. Если раньше достаточно было принять одного ковидного пациента и все выплаты начислялись, то сейчас считается каждый пациент.

— А фельдшеров хватает в Башкирии?

— Есть проблема нехватки фельдшеров, почти во всех больницах нарушаются правила приказа № 388н, в котором указано, что бригада должна составлять из двух медработников и водителя. У нас в прошлом году вскрылся вопиющий факт, что бригада скорой помощи выезжала вообще без медработников. Там просто водители выезжали. Потом это было обыграно как транспортировка. Но скорая помощь — это не такси. Понятие санитарной эвакуации четко прописано в том же приказе. Эвакуация любого пациента, в каком бы состоянии он ни был, даже если он легкий, должна происходить под надзором медицинского работника.

— Что бы вы хотели пожелать медработникам в преддверии третьей волны?

Нужно собраться с силами моральными и физическими, не сломаться. За свои трудовые права медработникам нужно бороться самим. Ждать, пока манна небесная снизойдет до них, не стоит. Нужно своими усилиями защищать свои трудовые права, вступать в профсоюзы. Только коллективные действия приносят ощутимые результаты.

По итогам этой беседы редакция UFA1.RU составила запросы в Минздрав Башкирии с просьбой прокомментировать озвученные в интервью проблемы.

Одним из первых уволенных из ковидария стал врач-блогер Глеб Глебов. Он рассказал UFA1.RU, что в Зубово сократили стажеров (это те, кто только окончил медуниверситет и поступил в ординатуру) и двух врачей. В стерлитамакской инфекционке уволились более десятка медиков. И это только с начала года. Подробнее в материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем