Семья Спецоперация на Украине «Они уже морально истощены»: как жёны добровольцев из Башкирии пытаются вернуть их со спецоперации

«Они уже морально истощены»: как жёны добровольцев из Башкирии пытаются вернуть их со спецоперации

Они говорят, что у «шаймуратовцев» давно истекли контракты, но отпускать их не хотят

В Башкирии женщины требует вернуть своих мужей-добровольцев со спецоперации

Жёны добровольцев батальона имени Шаймуратова обратились в редакцию UFA1.RU с жалобой на то, что их мужей не отпускают из зоны специальной военной операции, несмотря на истечение контрактов. 15 декабря они пришли в военную прокуратуру, чтобы написать заявления о нарушении прав. Корреспондент UFA1.RU отправился туда вместе с женщинами и рассказывает, как они пытаются вернуть домой своих мужей.

Истекли контракты

Военная прокуратура уфимского гарнизона находится почти в самом центре Уфы, в двух шагах от нее находятся Парк Якутова и Дом профсоюзов. Это режимный объект, который охраняется военными, просто так сюда не зайти. Увидев пресс-карту, дневальный — молодой парнишка, лет 19, в бронежилете и каске, задумался и внимательно ее изучил. Казалось, что сейчас скажут про режимность объекта и откажутся впускать. Однако проблем в итоге не возникло.

В небольшом коридоре, 3 на 3 метра, стояло шесть женщин. Все они толком друг друга не знают, но пришли сюда с одной целью — отстоять своих мужчин, которые сейчас находятся на передовой. Как рассказала корреспонденту UFA1.RU Эльвира (женщина попросила изменить имя в публикации, поскольку опасается за себя и семью. — Прим. ред.), она воспитывает нескольких детей и внуков. Ее муж в июле отправился на СВО добровольцем в составе батальона имени Шаймуратова. Его контракт был рассчитан на 4 месяца, но что-то пошло не так.

— 7 ноября у них истек контракт, всех их стали выводить в санаторий, сказали, что отвезут домой. Но они всё равно сейчас на учениях постоянно, на стрельбах с пяти утра, — говорит Эльвира.

Она вместе с другими женщинами настаивает: всех должны были вывести.

— Они уже морально истощены, они не могут там находиться. Им нужен отдых, — сетуют женщины.

Свою ситуацию они описали помощнику дежурного офицера — молодому парню лет 20. Он, выслушав их, объяснил, что в России действует положение указа о частичной мобилизации — пункт 4 документа утверждает, что контракты военных продолжают свое действие, пока идет эта самая мобилизация.

Женщины оперировали изменениями в закон «Об обороне», который дополнили статьей про добровольцев (статья 22.1 закона). Помимо всего прочего, там говорится, что добровольца могут исключить из формирования, если срок его контракта истек. Отвечать на такой вопрос пришел уже дежурный офицер — старший лейтенант. Он спокойно и доступно попытался объяснить собравшимся, что по указу президента о проведении частичной мобилизации срок службы добровольцев продолжается. Однако офицер сделал неожиданное открытие.

— «Шаймуратовцы» и «доставаловцы» подписывали контракт с Минобороны, поэтому они считаются военными, их контракты продлеваются на тот же срок. «Барс» подписывал контракты с частными компаниями — они добровольцы, — сказал он.

Согласно указу президента об объявлении частичной мобилизации, военного могут уволить только по возрасту, здоровью или обвинительному приговору суда.

«Они должны получить отпуск»

Жёны снова пытались объяснить, что их мужья теперь должны считаться гражданскими, на что офицер ответил: гражданских лиц в зоне боевых действий быть не может. Что же касается отпуска, то решение о нём принимает командир войсковой части, к которой добровольцы приписаны.

— Они должны получить отпуск! Мой муж сейчас лежит, болеет, он на «обезболах», он хочет домой! У меня дети, как мне жить? — негодовала одна из женщин.

Офицер старался быть максимально вежлив, но его объяснения жёны солдат понять не могли.

По ходу разговора мимо собравшихся прошел некий мужчина, который зашел в кабинет военного прокурора. Оттуда он раздавал команды работникам прокуратуры. Можем предположить, что это был военный прокурор Виктор Радыгин. Это очень непубличный человек — информации в открытых источниках о нём нет вообще, как и фотографий, поэтому нельзя утверждать, что это был именно он. Этот человек не интересовался происходящим и прошел мимо как-то отстраненно, только через несколько минут он взглянул на толпу женщин с порога кабинета. Недолго посмотрев и подумав, он зашел обратно и закрыл дверь.

Женщины возмущались тем, что офицер прислонился к стене во время разговора и общался с ними так.

— Пусть бы встал как военный, честь отдал бы! — шутили между собой дамы.

Проводы «шаймуратовцев» на Советской площади, 10 ноября

«Отправила ему 50 тысяч»

Несмотря на сложившуюся ситуацию, они полны решимости идти до конца. По ним видно, что они переживают, но держатся — и даже пытаются друг друга поддерживать. Впрочем, кто-то уже не верит, что мужей можно вернуть, и предлагает решать вопрос с обеспечением их медикаментами.

По словам одной из женщин, ее мужу не оказывали медпомощь после травмы. Только когда она дозвонилась Азату Бадранову, тогда пошло какое-то шевеление. Впрочем, по ее словам, Бадранов общался с ней «высокомерно». UFA1.RU не удалось с ним связаться, поскольку тот ранее заявил, что на время участия в спецоперации отключит телефон. Между тем жена добровольца продолжала негодовать: ее мужа отправили в медицинскую роту, где только прописали таблетки. Накануне она отправила ему посылку, а сейчас задается вопросом.

— Это ж сколько она идти туда будет… неделю, наверное… в лучшем случае, — говорит она.

Женщины признаются, что им часто приходится что-то отправлять мужьям. Официальные лица заявляют, что военные укомплектованы всем необходимым, но жёны так не думают.

— Я отправляла ему деньги несколько раз. Сначала 10 тысяч [рублей], потом 20, вчера отправила 50 тысяч, чтобы он не только этими пайками питался, — рассказывает Эльвира, вокруг которой все сегодня объединились.

Она говорит, что все выплаты, которые получает за мужа, отправляет ему.

Что будет дальше

Разбирательство в прокуратуре заняло почти два часа. За это время каждая женщина написала еще одно заявление на имя военного прокурора. Предыдущие, по их словам, остались без ответов — впрочем, после появления в прокуратуре им сказали, что их обращения отправлены «по компетентности».

Одной из жен военный комиссар в еёе населенном пункте сказал, что, «по слухам», добровольцы должны вернуться в Уфу в середине января.

— Он говорит, что 15 января они уже должны стоять на площади около памятника Шаймуратову, хотя обещали еще 7–10 ноября, — рассказывает одна из женщин.

Они повторяют, что ради мужей готовы идти до конца: даже если придется лично поехать в расположение войск и говорить с их командованием.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем