Бизнес Анкеты заемщиков попали к бомжам

Анкеты заемщиков попали к бомжам

Анкеты заемщиков, которым было отказано в предоставлении кредита, по неустановленной причине не были уничтожены сотрудником одного из филиалов банка ВТБ 24...

Анкеты заемщиков, которым было отказано в предоставлении кредита, по неустановленной причине не были уничтожены сотрудником одного из филиалов банка ВТБ 24.

Документы оказались на свалке, где попали в руки бомжей. Об этом случае упомянул на встрече АРБ с руководством Центробанка заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Андрей Курило, пишут «Ведомости».

Позже стало известно, что речь идет о Ярославcком филиале банка.

Банк ВТБ 24 расследовал ситуацию с попавшими на свалку заявлениями на выдачу кредитов Ярославского филиала банка, содержащими персональные данные клиентов. Служба внутреннего контроля (СВК) банка провела проверки во многих отделениях, рассказал официальный представитель ВТБ 24. В начале июня один из работников ярославского филиала ВТБ 24 повез коробки с документами на свалку, где должен был их сжечь, но по неизвестной причине часть документов попала в руки третьих лиц. «Это был единственный случай в нашем банке. Их (заявления) должны были привезти на свалку и там сжечь. Но пошел дождь, и сотрудники просто выбросили их и уехали», – объяснил представитель ВТБ 24.

Местные СМИ сделали «интересную находку» – в их руках оказалось восемь заявлений клиентов, которые позже были переданы банку. Согласно заявлению банка, виновные понесли наказание (трое сотрудников ВТБ 24 были уволены), а инцидент не нанес никакого ущерба клиентам финансовой организации. «Речь шла не о документах, имеющих отношение к клиентам ВТБ 24, а о заявлениях, поданных гражданами для получения кредитов, которые получили отказ», – сообщил представитель банка. «Мы понимаем, что это не является оправданием факта непростительной халатности, допущенной бывшими сотрудниками банка, которые уже понесли соответствующее наказание (трое сотрудников были уволены), но еще раз подчеркиваем: никакого ущерба клиентам банка нанесено не было!» – говорится в ответе пресс-службы на запрос издания.

Согласно правилам, банки обязаны уничтожать всю ненужную документацию, чтобы она не попала в руки третьих лиц и не могла быть использована во вред финансовой организации или ее клиентам. Как правило, сотрудники банка имеют инструкцию к каждому кредитному продукту, в которой указано, как надо поступать с документами, полученными от клиента и содержащими сведения персонального характера. «По инструкции их надо уничтожить, но сам способ уничтожения не указан», – отметили в одном из банков Уфы.

Выполнение требований данного внутреннего документа банка контролирует СВК. «СВК провела специальные проверки во многих отделениях», – заявил представитель банка. Кроме того, после указанного случая во все подразделения было направлено письмо с просьбой усилить контроль за выполнением требований соответствующего внутреннего документа кредитной организации.

В анкете на получение кредита, которая размещена на сайте банка, требуется указать личные данные, место работы, должность и доход, а также количество членов семьи и контактную информацию. В ВТБ 24, как пишет газета, не уточнили, предупредило ли руководство банка граждан, чьи анкеты оказались на свалке.

«Если бы мои данные так выбросили «на помойку», и они попали в какой-нибудь список или еще что-нибудь произошло, я искал бы справедливости с юридической точки зрения. У каждой организации есть правила или регламент о неразглашении конфидициальной информации, вот вопрос здесь неоднозначный – относится ли заявитель к клиенту банка? Хотя все равно любая организация должна сохранять конфиденциальность данных, в том числе и утилизировать данные на бумажных носителях по специальным технологиям (сжигание, разрезка и т.п.)», – отметил директор представительства ИФК «Солид» в Уфе Михаил Титов.

По словам представителя одного из банков Уфы, даже если клиенту отказали в выдаче кредита, он является по определению клиентом банка, информация об «отказнике» хранится в архивах банка как минимум один год. В вышеописанном случает речь идет о прямом нарушении Федерального закона о защите персональных данных, поэтому сотрудники банка и понесли наказание, резюмирует эксперт.

По закону о защите персональных данных банк обязан ограничивать доступ к информации о гражданах на бумажных носителях, эти анкеты – одна из самых серьезных категорий персональных данных. «Разглашение информации, как правило, трудно доказать, – говорит начальник юридического управления «АФ Банка» Георгий Могилевский. – Но в данном конкретном случае банк признал выявленное нарушение. По отношению к юрлицу за разглашение персональных данных предусмотрена административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей». Кроме того, по словам юриста, даже «несостоявшиеся» кредитозаемщики могут обратиться с иском к банку за возмещением морального вреда. Если клиент сможет доказать, что конкретный случай повлек для него неблагоприятные последствия, можно обратиться в суд, отметил юрист по налоговым спорам Василий Бакулин.

По словам Андрея Курило, закон о защите информации следует доработать таким образом, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем. Одним из вариантов может стать требование возврата анкеты тем гражданам, кому было отказано в кредите. Сейчас банки анкеты обратно не выдают.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем