В Уфе более чем полгода назад анонсировали предстоящий ремонт Шакшинского моста, который соединяет отдаленный микрорайон с основной частью Уфы. На это сооружение давно жаловались местные жители, но скорее из-за пробок, а не его состояния. В декабре 2022 года мэрия Уфы объявила, что мост в Шакшу будут ремонтировать, для этого его придется частично перекрыть. 31 июля случилось то, чего все с опаской ждали: начались работы на сооружении. Уфимцам обещали дикие пробки, тысячи людей собирали петиции против реконструкции, но она всё равно начинается. UFA1.RU провел в районе Шакшинского моста несколько часов в день закрытия и рассказывает, как жители Уфы и пригорода пережили это событие.
Молодой, но старый
Мост через реку Уфу для микрорайона Шакша построили в 1984 году, то есть ему и 40 лет нет. До того люди попадали в Шакшу либо по железной дороге, либо на пароме. В декабре 2022 года, когда мэрия города объявила о грядущей реконструкции, стало известно, что состояние сооружения вызывает серьезные опасения. Немногим ранее, в 2021 году, там ремонтировали дорогу, но это всё равно не помогло. Видимо, поэтому власти и решили обследовать его капитально. Специалисты выявили провисание части конструкций, раскрытие клеевых стычек, всё это влияло на грузоподъемность, то есть, вероятно, могло произойти как с мостом через Быстрый Танып — там просто образовалась дыра. Уже зимой на руках в администрации города был проект капитального ремонта, который успел пройти государственную экспертизу. Завершить его планируют в феврале 2025 года.
Работы по реконструкции оценили в 2,2 миллиарда рублей, из которых 85% — это поддержка государства, остальная часть лежала на республике и городе. Подряд на ремонт моста получила известная в Уфе компания — АО «Башкиравтодор», она была единственным участником закупки. По данным «Контур.Фокуса», ее в 2010 году учредило Минземимущества Башкирии, позднее министерство вышло из числа учредителей. С компанией связано сразу несколько башкирских чиновников, которые оказались под следствием. «Башкиравтодор» известен своими проектами: именно он выполняет реконструкцию улицы Пугачёва — весьма грандиозный проект (стоимостью более 2 миллиардов рублей), он же строит завод для белорусской компании «Амкодор» (26,6 миллиона рублей). В прошлом эта же компания реконструировала улицы 8 Марта и Комсомольскую в Уфе (880,5 миллиона рублей на обе). Качество работ порой вызывает вопросы у жителей. При этом подрядчика в текущем году пытались обанкротить, но ему помогла республика.
На конец 2021 года предприятие показало чистый убыток 1,4 миллиарда рублей, а на конец 2022 года — 29,1 миллиона рублей прибыли.
Будут пробки
О постоянных пробках, как последствии реконструкции, в разговоре с UFA1.RU говорил транспортный эксперт Олег Арефьев. Он говорил, что ремонт имеет смысл, если делать мост полностью, а не перекрывать его по половинам, как решили специалисты, готовившие проект. Для решения транспортной доступности он предлагал возвести понтонные мосты (на трассу М-5 и Иглино), которые могли бы выдержать и большегрузы.
— Уже был опыт, делали понтонный мост на М-5, это оказалось эффективным решением. Если в случае Шакши есть возможность построить такую переправу, то это надо делать. В иных случаях пробки будут неимоверные, — рассказал Арефьев.
Уфимцы в ответ на утверждение реконструкции и выбор подрядчика стали жаловаться, что всё делается против них, жителей, что их мнения никто не учитывает. Они указывали на постоянные пробки, в которых мост утопает в обычное время, а что будет, когда его закроют наполовину, — и представить боялись. В то же время высказывались предложения построить новый мост на замену, а потом закрывать этот.
На сайте по сбору петиций появилось заявление уфимца, который предлагал остановить все работы, построить новый мост на М-5 и Иглино, а также проложить путепровод над железной дорогой в Шакшу. Уфимец писал, что для решения текущей проблемы в первую очередь нужно закрыть проезд для большегрузов. Он был твердо уверен: закрытие приведет к коллапсу.
Мэрия Уфы предложила автомобилистам пересесть на электричку, но те резко отказались: из 7 тысяч голосовавших в опросе 63% высказались против смены машины на электропоезд.
В мае о ремонте моста высказался глава Башкирии Радий Хабиров. На совещании с чиновниками он признал, что дело «вызовет проблемы с трафиком», но, отмечал он в то же время, ремонтировать всё равно надо, поскольку сооружение в предаварийном состоянии. Депутат Курултая Лия Хафизова в разговоре с UFA1.RU рассказала, что о состоянии моста разговоры идут уже 3–4 года и там уже предлагалось создать тот самый понтонный мост, который все просят. А уфимцы продолжали говорить, что перед мостом в выходные собираются огромные пробки.
Никто не знал, когда это начнется
Наступило 31 июля. Корреспондент UFA1.RU с 6 часов утра наблюдал за происходящим на мосту, но за последующие часы там так никто и не появился, чтобы его перекрыть. Позже в мэрии нам сообщили, что работы начнутся в 15:00 и продлятся до 16:00. Мы с фотографом приехали в Шакшу и заняли наблюдательную позицию. На той части дороги, что уже в микрорайоне, подрядчик сделал новую полосу, а освещение перенес, чтобы свет падал и на нее тоже.
Также поставили светофор — его включат, если на дороге будут затруднения. Определять их будут в ходе ежедневного мониторинга. Работать светофор будет по принципу реверсивного движения. Его уже протестировали на месте: движение в город остановили и дали приоритет тем, кто едет из него.
После этого на дороге начались непонятные движения: рабочие расставляли конусы со стороны Шакши, чтобы ограничить проезд. То есть в город машины ехали сначала в две полосы, а потом сужались в одну. Сильных заторов это не принесло, но это был еще и не конец рабочего дня. Машины стояли примерно по 30 секунд, а то и меньше, и вскоре уже проезжали дальше.
Уже после 16:00, когда должны были уже всё перекрыть, посреди дороги начали расставлять бетонные блоки. Руководивший рабочими мужчина в рубашке и очках громко ругался на них матом, потому что тех было слишком много на одном месте. Он приказал им разделиться: одни расставляли те самые блоки, другие ставили пластиковые ограждения.
Тем временем подъехала и техника, которая срезает асфальт. Казалось, что вот-вот всё начнется, установят блоки, заведут машины эти и польется крошка рекой. Однако прошло еще порядка двух часов. Въезд в микрорайон был слегка огражден, но это пока не создавало каких-то проблем.
Долгое время машины проезжали по мосту без затруднений. Потока в город почти не было, все ехали обратно. Некоторым приходилось постоять, но движение в целом было довольно оживленное, поэтому не сказать, что первоначальные меры привели к какому-то коллапсу.
Рабочие на дорожных машинах просто сидели и ждали своего часа. Они не знали, когда всё начнется, а сотрудники ГИБДД, которые регулировали перекрытия в Шакше, сказали, что перекрывать «скоро начнут». Возможно, все уложились в тот час, про который говорили в мэрии, просто эффект мы ощутили существенно позднее.
Не ждали, а оно началось
Уже к 18:00 мы прикинули, что ничего не будет, никаких пробок. Ранее мы ходили на правый берег Уфы — там всё было стабильно, никаких заторов. Один из уфимцев в разговоре с нами предположил, что самый пик пробок придется на 16:00, когда заводские рабочие поедут по домам, но этого так и не произошло. Однако уже после 18:00, как и следовало ожидать, многие поехали за город. Тут-то всё и началось.
Пробку на правом берегу мы заметили благодаря онлайн-камерам и показаниям на картах. На левом берегу она не была ощутима: да, машины чуть медленнее проезжают, но ведь едут же, ничего страшного. Зайдя на мост, мы увидели знатный хвост из автомобилей. Он почти доходил до поворота после платформы Правая Уфимка.
Минут за 15 мы прошли всю эту пробку, машины, хоть и простаивали, но не дольше пары минут, а то и меньше. Это не как на выезде из Уфы в пятницу вечером, когда стоят реально все. Здесь такого не было. По нашим примерным подсчетам, чтобы доехать из хвоста пробки до самого моста, требовалось минут 10 или вроде того, тогда как в обычное время — 2–4 минуты. Грубо говоря, скорость движения ослабла в пять раз.
Тогда мы пошли в обратную сторону — с хвоста пробки до моста. Сидевшие в машинах водители внимания на нас, единственных идущих по обочине, не обращали, потому что было некогда — сейчас ты стоишь, через полминуты надо уже газовать. Никто, кажется, даже не нервничал — во всяком случае, обошлось без какофонии клаксонов, какая бывает в час пик на застывших дорогах.
Пассажиры некоторых авто, а также люди в автобусе с удивлением смотрели на происходящее. Кто-то даже снимал видео того, что творится сбоку от них, а также впереди. Картина, если посмотреть, была впечатляющая — тянется огромный хвост машин, конца будто и края не видать. Впрочем, не всё так драматично. Мы присмотрели машину, которая последней подъехала к пробке, и посчитали, за сколько она проехала: 1,4 километра фура прошла с результатом в 13 минут (вместо тех же 2–4). Нужно смотреть именно на итоговый результат. После моста такого уже не было, там разъезжались спокойно.
Однако были и трудности. Прежде всего они касаются автобусов и спецтранспорта. Пока мы шли вдоль пробки, мимо в сторону Шакши пролетели две пожарные машины со стороны города. Когда настала очередь проезжать у грузовика, тот не ехал. Водитель слышал спецсигналы и ждал, пока два пожарных грузовика проедут первыми — иначе они просто не уместятся там все. В таких случаях, когда машины спешат на вызов, счет идет на минуты, любое промедление может стоить кому-то жизни. Вероятно, водитель большегруза это понимал. Автобусы такие же не маневренные, чтобы протиснуться где-то, поэтому они вынуждены подолгу стоять (ведь, напомню, вместо двух минут едут десять, а на улице +30, кондиционера в салоне нет). Скорым повезло чуть больше.
Но самая главная проблема — это большегрузы. Мэрия давно предупреждала всех, что на время перекрытия моста фурам на него лучше не заезжать — вот вам пути объезда, воспользуйтесь ими, но все ехали именно через Шакшинский мост.
Тем временем пробка росла, но не критично: если на 19:00 пробка имела протяженность 1–1,3 километра, то к 20:00 она была 1,4–1,5 километра. То есть за час она выросла всего на 100 метров, а 100 метров, следуя логике наших расчетов выше, это 1 минута пути.
Хоть какое-то движение лучше, чем когда его нет совсем. Вот тем, кто из Уфы едет в Янаул, это очень знакомо: хочешь проехать по самой короткой дороге, а она закрыта. Ищи объезды.
С первой волной Уфа и Шакшинский мост, по нашему мнению, справились. Но это только первая. А что будет в пятницу вечером или в воскресенье? Ведь не все уфимцы согласились отказаться от машины в пользу электрички. Возможно, у ряда водителей придет понимание и они воспользуются объездом. Правда, пока непонятно, есть ли в этом смысл: может, стоит постоять в Шакше 15 минут, чем полчаса на Южном обходе? Увидим.
Кстати, интересный факт. На левом берегу, в составе микрорайона Шакша, есть еще один небольшой райончик — Князево (не путать с одноименной деревней, которая тоже входит в Уфу), состоящий преимущественно из частного сектора. Прибрежная часть Князево благодаря реконструкции теперь имеет короткий выезд к Шакшинскому мосту. Находится он прямо перед исправительной колонией — еще весной там стоял бетонный блок, запрещавший проезд, а теперь в этом месте уложен асфальт. Но долго ли такая «лазейка» будет существовать — неизвестно, ведь в глубинах этой дороги стоят бытовки рабочих, грузовики и прочая техника дорожных строителей.