Есть поговорка: голь на выдумку хитра. Это действительно так, и подтверждение тому — коллекция экспонатов, которая хранится в Музее ГУФСИН Башкирии. Русская фантазия безгранична, как просторы мирового интернета. И чтобы пронести в колонии запрещенные вещества, подельники осужденных становятся очень изобретательными. Корреспондент портала UFA1.RU переступил порог Музея УФСИН и долго удивлялся, глядя на экспонаты и слушая экскурсовода.
Чаще всего пытаются передать на зону сотовые телефоны и наркотики. Мобильники пихают куда угодно: в банку от пены для бритья, в пачки печенья и даже встраивают в детские машинки. Например, из «Джилета» вынули все содержимое, проделали дырку и ювелирно заделали ее. Только запрещенку все равно нашли. С пачкой печенья то же самое: в центре проделали отверстие и поместили телефон.
Еще удивительная история — телефон пытались замаскировать под детскую машинку.
Наркотики прячут в продуктах питания, закачивают в пирожки и конфеты. А еще пропитывают эфирами платки, носки и даже трусы.
— Телефоны еще пытаются закатать в консервы, тушенку, рыбу. Наркотики пытались пронести в репчатом луке — его разрезали пополам и вложили туда запрещенные предметы. Упаковали плотно, чтобы половинки не смогли раскрыться, но это не помогло, все нашли и изъяли, — говорит сотрудник УФСИН.
Гардина-заточка, пистолеты и татуировочная машина — как изощряются сами заключенные
Пока родственники и подельники сидят на воле и думают, как передать запрещенку в места не столь отдаленные, сами заключенные тоже напрягают мозговые извилины. Правда, они создают орудия убийств — заточки и пистолеты. Да еще и умело их прячут, но и их в большинстве случаев находят.
Один из умельцев смастерил заточку и засунул ее в гардину. Только непонятно, удобно ли ему было в случае чего лезть под потолок.
Другой сиделец взял деревянную ложку и тоже маскировал в ней колюще-режущий предмет. Ну ложку хоть можно с собой носить.
Есть среди экспонатов и машина для татуировок, созданная из старой советской бритвы. Ну а всевозможных пистолетов — вообще не счесть.
Свалили землю в канализацию — как провалился побег уфимских осужденных
Сидельцы хотят сбежать из тюрьмы всегда. Кому-то это удается, кому-то нет. Так, в годы советской власти заключенные 10-й колонии готовили побег. Долго и упорно делали подкоп, почти почуяли запах свободы, как — бац! — и их принимают уже за колючей проволокой.
Оказалось, что чаще всего побеги пресекают, потому что землю заключенные сливают в канализацию и она засоряется. Так и ловят беглецов.
А в 1989 году в ИК-9 осужденные изготовили 2 бомбы и собирались их взорвать в дежурной части и в помещении жилой зоны. После взрыва они планировали дать деру — у них уже был подкоп под основное ограждение. Но побег вовремя пресекли, и восьмерым уроженцам Московской области — бывшим членам ОПГ, которых отправили сидеть в Уфу, — прибавили по несколько лет. Уфимские полицейские провели экспертизу, и выяснилось, что изготовленная кустарным методом бомба действительно могла сработать.
Любишь выпить — люби и шестнадцатикилограммовую медаль на шее таскать
Вообще первая тюрьма в российской истории — это обычная яма, закрытая дубовыми плахами. Туда спускали и преступников, и подозреваемых. Было небольшое окошечко, куда сидельцу передавали пищу. Так было и в Уфе. Позже у заключенных появились более комфортные условия — им построили деревянную тюрьму. Уфа находилась на окраине, сюда ссылали известных каторжных, в том числе и Цюрупу, и Крупскую. Отбывали в нашем городе наказание и ссыльные поляки. Даже есть теория, что именно от них пошло название Сипайлово. Там они и дислоцировались. Но вскоре Урал как место ссылки потерял свою привлекательность, и на смену ему пришла Сибирь, а Уфимская губерния перестала считаться окраиной.
— До сих пор сохранился тракт, откуда гнали каторжных. Это улица Трактовая и та самая булыжная мостовая, единственная сохранившаяся в Уфе. Она проходит недалеко от Телецентра и идет вниз к железнодорожной линии, — рассказывает экскурсовод.
В экспозиции музея есть всевозможные кандалы. Похожие применяют поклонники БДСМ, но те хотя бы с мягкими оплетками. А здесь — грубое железо, неудивительно, что заключенные стирали ноги и руки в кровь и умирали от заражения крови. Рядом примостилось и клеймо. Его клали в раскаленный огонь, а после прикладывали к коже.
А рядом лежит шестинадцатикилограммовая медаль «За пьянство», ее придумал Петр I, чтобы наказать тех, кто злоупотребляет горячительными напитками. Правда, несмотря на открывающиеся нерадостные перспективы, русские люди все равно пили. А медали чеканили все больше. Тех, кто не исправлялся спустя годы, еще и приковывали к тачке, которая тоже весила немало.
Но потом на смену варварским методам пришел гуманизм Екатерины II, правда, вместе с гуманизмом пришло и время самолюбования. Царица приказала строить все тюрьмы в виде буквы «Е», чтобы увековечить свое имя. Но императрица внесла весомый вклад в жизнь осужденных. Она разделила тюрьмы, и женщины перестали мотать сроки бок о бок с мужчинами.
Еще в музее есть уникальный экспонат — оригинал личного дела Иоганна Пауля Шульца. Если эта фамилия вам ничего не говорит, объясняем: это немец, и его осудили за преступления, которые он совершал на оккупированной территории. Это убийства гражданских лиц, женщин, детей. Всего он сжег 56 деревень и уничтожил более 3 тысяч мирных жителей. Пауль находился в карательных войсках. После Великой Победы его направили отбывать наказание в Башкирию. Тут он и умер. Сидел нацист в Черниковке, там раньше была колония № 13. Ее открыли в 1945 году для военнопленных, и просуществовала она до 1951 года. Смертность осужденных в ней была низкая — не более 16%. Для сравнения — около 60% военнопленных советских солдат гибли в Германии.
В музее есть еще много чего интересного, но просто так туда не попасть. Для удобства ГУФСИН создало свой исторический портал. Кстати, поглядеть можно не только на музей Башкирии, но и другие субъекты. Если интересно, заходите!
Если вы хотите поделиться интересной информацией, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101-84-78.