Здоровье Какое дерево похоже на наркомана?

Какое дерево похоже на наркомана?

Психологи спросят у детей, каким деревом они хотели бы стать и не мерещатся ли им лица в темноте. Такими вопросами в минобрнауки планируют выявлять малолетних наркоманов, во время тестирования школьников на наркотики. Сейчас текст анкеты проходит общественные обсуждения.

Предыдущие психологические тесты, которые предлагали чиновники от образования, подверглись резкой критике. По мнению родителей и врачей в них было слишком много прямых вопросов, связанных с употреблением наркотиков. В свою очередь правоохранительные органы отмечали, что в тесте для школьников нельзя использовать жаргонные названия популярных наркотических средств.

Приняв во внимание доводы всех сторон специалисты минобрнауки полностью изменили концепцию тестирования. За основу взяли популярный опросник Кеттела, который позволяет определять психологические особенности человека. В итоге, на суд общественности представили два обновленных варианта анкеты. Первый состоит из 142 вопросов, и предназначен для детей до 15 лет. Второй из 105 вопросов, для старших школьников и студентов. Среди двух сотен заданий нет ни одного, которое прямо или косвенного связано с наркотиками. Зато есть много других, которые заставляют усомниться в адекватности их авторов.

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – склонность, пагубная привычка) – стремление человека к уходу от реальности по средством специального изменения своего психического состояния. Основные виды аддикций: злоупотреблением химическими веществами (алкоголь, наркотики, лекарства); участие в азартных, в том числе компьютерных, играх; переедание и голодание; сексуальная зависимость и прочее.

К примеру, тест для детей помладше начинается так: «Ты полностью понял инструкцию? а) да; б) нет; в) не уверен». Пока, вроде бы, все в порядке, но второй вопрос анкеты тут же развеивает эту иллюзию: «Если бы волшебник превратил тебя в дерево, ты предпочел бы быть: а) одинокой, величественной сосной на вершине утеса; б) яблоней во фруктовом саду; в) не знаю». Сходу сориентироваться в таком перевоплощении даже взрослому не всегда под силу, как же должен реагировать на это ребенок, который еще не понял, чего от него хотят.

Дальнейший тест просто изобилует такими неоднозначными и странными формулировками. Например, вопрос №12 «Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?», или №114 «Оказавшись в Испании XIX века, что бы тебя могло заинтересовать?». Ответы неподготовленного читателя порадуют еще сильнее: «а) концерт старинной гитары и веселые испанские песни; б) бой воинов, который нередко заканчивался человеческими жертвами; в) не уверен». Представьте себе ситуацию, когда вам задают вопрос: «Что бы тебя заинтересовало в Испании XIX столетия?», и вместо развернутого ответа вы просто говорите: «Не уверен». Звучит абсурдно, не правда ли? Но только не для экспертов минобрнауки, для них это в порядке вещей.

Кроме того, вызывают сомнения результаты такого тестирования. Чиновники уверяют, что с помощью предложенных анкет можно с высокой долей вероятности выявить признаки отклоняющегося поведения у подростка.

«Он [опросник] разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений, в том числе позволяющих выявить обучающихся с признаками аддиктивного поведения», – говорится в проекте Министерства образования и науки РФ.

Но психологи тут же добавляют, что особенности поведения и употребление наркотиков – это две большие разницы.

«Допустим у человека есть признаки аддиктивного поведения, но это не значит, что он употребляет или когда-нибудь употреблял наркотики, – поясняет психотерапевт Евгений Овчинников. – Это значит лишь, что у него есть склонность к той или иной зависимости, например, от Интернета, от азартных игр или от сигарет. Тем более речь идет о подростках, у которых поведенческие реакции и психика еще не устоялись. Достоверно сказать, что употребляет человек можно только на основании результатов медицинских исследований».

В свою очередь наркологи объясняют, что социально-психологическое тестирование необходимо как раз для того, чтобы понять стоит ли вообще проводить анализы.

«Обследовать 100% учащихся не имеет смысла так как это очень затратно и по деньга и по времени, – пояснила нарколог Лариса Юркова. – Гораздо удобнее сначала провести анкетирование, которое позволит определить проблемные учебные заведения, где ребята имеют склонность к употреблению наркотиков. Допустим, если в одной школе из 100 человек 15 попадут в группу риска, это может стать поводом для проведения медосмотра и дальнейшей работы с детьми».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем