При строительстве «Южных ворот» в Уфе администрация города столкнулась с проблемой при изъятии участков у местных жителей. Один из последних громких скандалов случился в мае, когда собственники помешали строителям рыть котлован. Они недовольны тем, что из-за проекта их лишают привычных условий жизни. Мы уже подробно говорили с ними, а теперь обратились в мэрию, чтобы узнать позицию властей, а также узнать о ходе строительства. Читайте о планах администрации в интервью с замначальника управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Евгением Кулешовым, который курирует строительство
Евгений Кулешов рассказал, что в первоначальном проекте под изъятие подпадали 198 объектов недвижимости (всего 444 собственника). По словам чиновника, с юридической точки зрения, ситуация по каждому объекту недвижимости была разной.
— Где-то кто-то не вступил в права, у кого-то не оформлены документы на землю или на дом. С 2022 года с ворохом проблем разбирались наши юристы УСРДИС и администрации. Жители, кто был не согласен с суммой, шел в суд, который решал денежные споры, — сообщил Кулешов.
По его словам, объекты, которые располагались непосредственно на улице Пугачева, изымались в обязательном порядке. Те участки, которые частично попадали в проект или изменение проекта было не критичным, оставляли.
— Если участок вытянутый и под изъятие попадала только часть, то проводилось межевание. Договаривались с собственниками и выкупали эту часть земельного участка. Менялся проект, коммуникации прокладывали по другим коридорам, которые находили, чтобы обойти эти участки, — рассказал Кулешов.
Чиновник привел в пример объекты недалеко от развязки улиц Пугачева и Бородинской, где, по словам Кулешова, договорится с хозяевами не удалось.
— Изначально они попадали под изъятие, но с ними у нас диалог не получился, мы изменили проект и коммуникации пройдут рядом с границами их земельного участка. Участки останутся, мы подкорректировали съезд, — сообщил Кулешов.
По его словам, проблемных участков, где продолжаются судебные споры, осталось всего несколько, и дела по ним находятся на стадии апелляции и кассации. Один из них дом на улице Испытателей, 1, где 13 мая произошел скандал.
По данным Кулешова, этот объект входил в изъятие и должен был быть снесен, но в 2022 году собственники пожелали сохранить бизнес, который располагается на их участке, и написали заявление с просьбой сохранить их на этом месте.
— В 2023 году мы проработали вопрос с проектным институтом, оказалось, что можно обойти этот участок. Его исключили из перечня изымаемых, — говорит Кулешов. — В 2023 году собственник по каким-то причинам передумал и захотел ситуацию повернуть, чтобы участок изъяли. Но проект уже был изменен, обратного хода не было.
Кулешов сообщил, что после этого собственник подал в суд на неправомерность исключения, а 27 мая Октябрьский суд отказал в исковых требованиях. Чиновник считает, что исключение было правомерным.
— Вдоль границ их участка проводятся работы, — говорит Евгений Кулешов. — Переустройство коммуникаций, в частности необходим был вынос газопровода, недалеко от границ от их земельного участка, на нашей территории, которая принадлежит городу. Они всячески препятствовали и мешали работам. Например, выставляли свои автомобили.
По словам чиновника, чтобы обойти данный участок, во избежание конфликтной ситуации, подрядчиком было принято решение обойти объект, проложив газопровод с помощью горизонтального бурения. Для этого, по словам Кулешова, необходимо прорыть два котлована.
— Когда приступили к работам, не знаю, кто, может, и хозяева, нападали на рабочих, помешали ходу производства, — говорит он. — На место вызвали полицию, составили протокол, где все стороны дали свои объяснения. Мы находимся в правовом поле, действуем на законных основаниях, к нам претензий быть не может. Работы завершат и газопровод проложат, — сообщил Кулешов.
По словам Кулешова, если собственники не согласны с чем-то, то они могут подать иск, и дело рассмотрят в суде.
Мы также задали ему вопрос о нескольких мужчинах на белой Camry, которые, по словам недовольных жителей, выступая на стороне строителей и рабочих, оказывали давление на владельцев участков.
— Работы проводились по выносу газопровода, никто никому не угрожал. Не знаю, кто приходил там, я такой информацией не владею. Это вообще не метод и не стиль работы администрации, мы находимся в правовом поле и никому не угрожаем, — ответил Кулешов.
Строительство «Южных ворот» должно было завершиться 30 июня. По словам Кулешова, к этой дате выезд не будет готов, в том числе из-за судебных тяжб.
— По улице Пугачева недавно только снесли последние объекты. По второму этапу несколько объектов находятся на последних инстанциях суда. Вина не на подрядчике, здесь вина и за нами. Не то, что вина, работа так сложилась. Все находятся в правовом поле, и рассмотрение этих дел затянулось. Мы не можем вовремя сдать объект, поэтому здесь однозначно будет продление контрактов. Планируем запуск движения по этим дорогам и по путепроводу в текущем году, — сообщил Кулешов.
Он отметил, что проект для города очень важен, потому что существенно усилит транспортную сеть и снизит нагрузку на уже имеющиеся пути. Мы напрямую спросили, как в таком случае в мэрии оценивают поведение домовладельцев, разбирательство с которыми, по словам Кулешова, замедляет ход работ.
— Судебные споры усложнили ситуацию, но это — часть нашей работы, мы к этому привыкли. Здесь всем надо понимать, что и мы, и жильцы находимся в едином правовом поле. Действуем только в рамках законодательства, мы, как подразделение администрации, здесь ни в коей мере действующее законодательство не нарушаем и не планируем его нарушать, — подчеркнул Евгений Кулешов.
По его словам, улица Пугачева будет четырехполосной, по две — в каждом направлении. К путепроводу будут примыкать семь полос. Боковые проезды будут обеспечены выездом с прилегающей территории и перестроены все инженерные сети и коммуникации.
Как пояснил Кулешов, строящийся путепровод по улице Бородинской в будущем планируется связать с Оренбургским трактом на дорожной развязке у торгового центра METRO.
— У нас проект «Южного обхода» со строительством моста и с выходом к развязке у «Метро» прошел экспертизу. Этот участок дороги соединится с новой дорогой, и будет дополнительный альтернативный заезд в Южную часть города, — рассказал он.
Напомним, что первоначально проект «Южные ворота» планировали закончить к 450-летию Уфы. На реализацию проекта глава Башкирии Радий Хабиров в январе 2023 года попросил у Владимира Путина бюджетный кредит в 29 миллиардов рублей. Реализацию доверили «Дортрансстрою» и «Башкиравтодору».
Скандалы сопровождали работы с самого начала. К примеру, в 2023 году стройка возмутила жителей домов на Армавирской, которые решили сносить ради новой дороги. Еще один случай произошел возле высотки на улице Генерала Рыленко, которую за 1,2 миллиарда рублей превращают в шестиполосную магистраль, обвалился грунт, из-за чего по асфальту на парковке пошли трещины
Постоянные пробки, возникающие на фоне перекрытия улицы Пугачева, также стали предметом для возмущения жителей, — ситуация не становится легче от того, что местные жители то и дело перекрывают объезды. В январе 2024 года мэр Ратмир Мавлиев оценил готовность объекта в 50% и сообщил, что владельцы сносимых домов тормозят стройку.
По данным «Контур.Фокуса», «Дортрансстрой» создан в 2000 году. Его основал бизнесмен Марат Латыпов, который в 2023 году получил от Путина награду накануне своего юбилея. Однако в 2024 году Латыпов вышел из списка учредителей, теперь владельцами являются ООО «Основа», Дмитрий Гилимьянов и ООО «УК «Бизнес-Вектор»». При этом в «Основе» у Латыпова есть доля.
Компания «Башкиравтодор», по данным «Контур.Фокуса», учреждена в 2010 году Минземимущества республики, за это время среди ее директоров успели побывать многие политики и чиновники, часть из которых позднее оказалась под следствием. Предприятие осуществляет ремонт и строительство дорог в Башкирии, среди его проектов в том числе завод для белорусской машиностроительной компании «Амкодор», реконструкция улиц 8 Марта, Комсомольской.