В Уфе находится более 400 аварийных домов, которые разбросаны по различным районам города. Обычно в этом списке находятся Черниковка, старая часть города или же самый центр, однако кто бы мог подумать, что один из самых страшных представителей ветхого жилья находится в Нижегородке. Аварийное общежитие на 42 квартиры признали опасным для жизни, однако расселить его не могут из-за ряда причин. Рассказываем, что же на самом деле творится на окраине одного из самых тихих микрорайонов столицы Башкирии.
Страх и ненависть в Нижегородке
Дом под номером 1а на улице Лесозаводской построили для работников местного кирпичного завода еще в 1935 году, за 6 лет до начала Великой Отечественной войны. Как и подобает другим временно построенным двухэтажкам, на слишком большой срок обслуживания власти попросту не рассчитывали — конструкция из дерева и бетона не предполагала такого сценария.
Вопрос с переселением жителей власти откладывали вплоть до наших дней, пока здание не начало рушиться прямо на глазах. За это время завод успел закрыться, а одно из крыльев общежития забрали власти Ленинского района, которые открыли там Дом культуры, а также полностью отреставрировали здание. Почему они не починили всё здание — неизвестно, однако местные не видят в этом ничего необычного.
— Ну так государственное здание, Дом культуры. Как его не отреставрировать? А о нас, что уж тут, — говорит один из пожелавших остаться анонимным жителей дома.
С годами конструкции дома деградировали настолько сильно, что практически все несущие наружные стены начали крениться в разные стороны. В итоге дом стал похож на рифленый чипс, местами пузатый, но такой же волнообразный. Где-то ситуация вовсе приобрела критический характер. Например, часть стен попросту отошла от фундамента, из-за чего тот значительно выпирает перед ними.
В итоге дом признали аварийным в мае 2021 года. Экспертная комиссия решила, что около 95% конструкций изношены, из-за чего продолжать жить в таком месте попросту опасно. Чиновники с решением согласились, однако расселять оставшихся внутри горожан на время отказались, пояснив, что здание не включено в соответствующую программу, а значит надо подождать годик-другой. В итоге всё это затянулось настолько, что уфимский следком возбудил уголовное дело по статье «халатность», взвалив ответственность на службу сноса и расселения города.
Самый населенный аварийный дом
Сразу после признания аварийным дом вошел в тройку по населенности среди других ветхих жилищ, если судить по статистике от МинЖКХ. Он уступил лишь двум многоквартирникам — домам с трещинами на Уфимском шоссе и Маршала Жукова. Оба, к слову, уже расселили, чего не скажешь об их собрате по несчастью.
Всего в доме на Лесозаводской на площади почти в 400 квадратных метров поместилось 42 квартиры. Как? Всё просто: площадь каждой комнаты составляет около 10–15 квадратных метров. Для обхода ограничений местные жители начали строиться в коридоре, который с годами превратился в узкий проход, что разделяют окна и коробки, сбитые из фанер и прочих подручных материалов. Всё это перемешивается с грязью и подвальным смрадом.
— Чувствуете запах? Это плесень, от нее мы не можем избавиться. Всем зданием кашляем, что поделаешь, — повествует всё тот же житель.
При чем эти самострои используются как прихожие, а на их крышах для экономии места хранят вещи. Со слов местной активистки Натальи Калачевой, чей муж весной ушел на спецоперацию, в общежитии всегда действовали свои собственные правила, так как ни управляющая компания, ни мэрия не следили за происходящем внутри. Со временем там образовалась настоящая анархия, переросшая в произвол.
— Было что и отжимали квадраты у соседей, некоторые строили себе отдельные входы в квартиры, другие пытались занять кладовую, — говорит она.
По заверениям Натальи, в доме почти 2/3 квартир заселены детьми, сама она воспитывает двойню, однако это не является пределом. Среди жильцов есть даже многодетная мама, которая выращивает пятерых сорванцов. Есть и молодая женщина, которая выхаживает своего больного сына, тратя на это почти все имеющиеся средства. У каждого есть своя история и драма, но делиться ей не все решатся.
— Она в одиночку тянет на себе сына. Говорила недавно, что просто не знает, что ей уже делать, куда податься. Многодетная семья, например, съехала после того, как у них обвалился пол в квартире, уехали на временное жилье, — рассказывает Наталья.
С маневренным фондом также всё не просто. Как рассказали UFA1.RU в мэрии Уфы, у каждого из жителей аварийного дома есть возможность переехать во временное жилье. Правда, со слов Натальи, эта функция платная, причем требуют по 2 тысячи рублей с человека. В ее случае это 8 тысяч в месяц за право пользования муниципальной квартирой.
— Нас четверо, муж на СВО. Я не получаю никаких пособий за это, да и сам он на связь уже давно не выходил. Вариантов особо нет, работать пойти я не могу — с кем детей оставить? Раньше хоть на фанерном комбинате на Уфимском шоссе работала, а теперь — нет, — признается Калачева.
В надежде на лучшее
За два года после признания дома аварийным ситуация стала только хуже. Помимо постоянно обваливающихся потолков и полов, стены дома начали лопаться. Происходит это из-за обсыпания части бетона, а деревянная дранка перестает удерживать навалившийся вес, начиная выламываться наружу.
Управляющая компания также с концами отказалась от обслуживания дома. Например, несколько месяцев назад прямо напротив подъезда прорвало канализацию. Вонь поднялась на весь квартал, но никто не спешил локализовать аварию, пока нечистоты не стали подступать к зданию опорного пункта полиции. Попробуйте догадаться, что тогда произошло. Правильно: городские службы приехали на место, однако вместо того, чтобы починить стоки, они установили в центре двора лежачий полицейский, который, аки дамба, начал направлять потоки отходов в другое место.
— Несколько лет назад к нам приезжали коммунальщики, предлагали за собственный счет реконструировать здание. Вы же ведь сами понимаете, что тут уже реконструировать нечего, всё рухнет скоро, они просто ждут этого, другого не дано, — говорит Наталья.
В мэрии Уфы нам рассказали, что слова активистки в целом соответствуют действительности: у администрации попросту нет незадействованных ресурсов, которые можно было бы переключить на решение проблемы нижегородцев.
— Расселение заморожено, так как действующие региональные адресные программы к моменту признания здания аварийным были уже сформированы. Дома, признанные аварийными с 01.01.2017 по 01.01.2022, могут войти в новую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Объект по улице Лесозаводской соответствует всем критериям для включения туда, — прокомментировали UFA1.RU в мэрии.
Напомним, ранее мы рассказывали об одинокой пенсионерке, что выживает среди руин на заброшенной улице Правой Белой, что разделяет Нижегородку и центр Уфы. У нее аналогичная проблема: администрация отказывается идти ей навстречу, предлагая вместо адекватных вариантов на переселение квартиры в Деме и Шакше.