Прошло почти полтора месяца после пожара на Колхозном рынке в Уфе. Все те, кто торговал внутри, теперь вынуждены стоять снаружи — даже в холод. Корреспондент UFA1.RU побывал на рынке, посмотрел, как он живет сейчас и пообщался с продавцами. Подробности — сегодня, 20 октября.
Напомним, что огонь вспыхнул на верхних этажах огромного здания поздним вечером 9 сентября. В то время людей в здании не было, поэтому никто не пострадал. Однако существовал риск того, что пожар затронет имеющиеся в помещениях товары. Поэтому продавцы ринулись внутрь спасать свой товар — пусть даже ценой жизни. Когда пламя распространилось еще больше, пришлось отступать. Впрочем, кто-то всё равно пытался вытащить вещи — и это едва не переросло в стычки с полицией. Огнем была охвачена почти половина здания — 5,4 тысячи квадратных метров. К утру 10 сентября удалось остановить его распространение. Еще через сутки — ликвидировать полностью. От огня удалось спасти полсотни животных из контактного зоопарка.
Кто-то вложил последние деньги в свой бизнес на рынке — и теперь всё потерял. Кому-то повезло — нижние этажи огонь не задел, товар там не пострадал. Продавцы оттуда более-менее охотно общались с журналистами. Те, чей бизнес был на верхних этажах, хранили молчание. После ликвидации огня продавцов запустили в здание — и они ужаснулись от увиденного.
После пожара МЧС выявило более полусотни нарушений. В основном они касались требований, предъявляемых к путям эвакуации, автоматической пожарной сигнализации, системам оповещения и управления эвакуацией во время пожара.
Однако владелец ТЦ (на его территории находится рынок) Айрат Сулейманов заявил, что его детище находилось на хорошем счету у МЧС. Полное его интервью UFA1.RU читайте по ссылке.
Теперь снаружи
Спустя время, как территорию рынка очистили от мусора после пожара, там обосновались те же самые продавцы. Теперь те, кто когда-то продавал в тепле и под крышей, стояли в холоде под открытым небом. Середина октября в Уфе выдалась довольно холодной. В день, когда корреспондент посетил рынок, погода была неплохая — солнце подогревало. Следующий же день был очень холодным и ветреным.
— Работаем теперь снаружи, выживать-то как-то надо, — говорит один из продавцов.
Его товар не повредился после пожара, запах дыма на одежде, которую он продает, выветрился за пару дней.
— Холодно, конечно. А куда деваться. Утепляемся как можем. В буфет иногда ходим, чего-то горячего взять, согреться, — говорит тот же продавец.
Охрана подтверждает, что торговый центр всё ещё не работает — и все торговцы находятся снаружи.
Надо отметить, что у тех, кто сейчас работает перед главным входом на рынок, есть некоторое преимущество: они находятся близко к дороге, видно, что они работают. Проходящие мимо люди заметят, что кто-то продолжает работать — и, вероятно, придут сюда в дальнейшем.
Несмотря на трудности, особо не заметно, что кто-то поднял цены на свой товар, да и сами продавцы отрицают это.
— Ну а какой в этом смысл? Так поднимешь ценник — они за хоть малейшей разницей уйдут в другое место, — отвечает другой продавец.
Есть и другие сложности: например, товар теперь поутру нужно постоянно выгружать из машины, а вечером грузить обратно. Раньше-то можно было оставить в помещении, а сейчас нет. Именно поэтому возле рынка сейчас очень много машин.
Обратная сторона
Колхозный рынок состоял из двух частей: та, что в помещении, и та, что снаружи. Именно торговцы со второй части и пытались в ночь пожара спасти свой товар, в бетонном заборе даже пробили дыру — ее залатали той же ночью.
За забором жизнь немного другая: здесь торгуют вообще всем, как и прежде. На входе стоит мужчина, продающий резалку для овощей, а чуть подальше от него всё еще продаются арбузы. Сбоку, как и прежде, чувствуется запах пирожков — это из буфета, в который ходят продавцы.
В самой глубине находятся продуктовые отделы — рыба, колбасы, всё то, что спокойно хранится на холоде. Однако покупателей немного и продавцы признаются, что в такой сезон работать всегда сложно.
— Холодно, народу мало, некоторые [торговцы] уходят еще в середине дня. Не видят смысла тут сидеть до темноты, — рассказывает продавец.
Сама она продолжает сидеть, потому что сколько-нибудь людей продолжают ходить. Наверное, можно сказать, что пожар вообще не затронул эту часть рынка — разве что неделю люди не могли работать.
С обратной стороны, на пересечении улиц Горького и Победы, кто-то продолжает торговать, но уже с машины. Видимо, этим продавцам не хватило места на внешней части — а она действительно уже вся заставлена одеждой других.
Кстати, с лицевой стороны рынка начали демонтировать буквы из названия, а вместо них вывесили плакат: «Меркурий. Станем еще лучше».
Когда восстановят здание и каким оно будет — пока неизвестно. Также непонятно, как люди будут работать в зиму — если на второй части рынка есть какие-то павильоны, то на первой нет ничего. Укрыться от ветра или сильного снега будет негде.