Бизнес Город Башкультнаследие vs застройщик: как городская сточная речка Сутолока уперлась в дом Шепелевых

Башкультнаследие vs застройщик: как городская сточная речка Сутолока уперлась в дом Шепелевых

UFA1.RU разбирался в конфликте вокруг дома у Сергиевской церкви в Уфе

Так выглядит проект благоустройства склона между речкой Сутолокой и улицей Бехтерева

Всё началось со скандального поста в Facebook — Иван Зорин, официальный представитель крупного уфимского застройщика, высказал много гневных слов в адрес Управления по государственной охране объектов культурного наследия (сокращенно Башкультнаследие. — Прим. ред.) и его руководства:

— Есть в Уфе такая организация — Башкультнаследие, которая, по моему мнению, уже считает себя четвертой властью в городе, так как делает, что хочет, и никому не подчиняется, — написал Иван Зорин на своей страничке в соцсети. — Наша компания совместно с активистами чистили Сутолоку недавно и вывезли оттуда четыре тонны сортированного мусора. А еще на склоне Сутолоки мы строим огромное общественное пространство: большую спортивную площадку, воркаут и детскую зону. Так вот, оказывается, всё это мешает нересту рыбы в Сутолоке! Штраф — от 100 до 400 тысяч рублей.

По словам Ивана Зорина, субботник застройщик запланировал за 2 месяца до его проведения и еще до начала проверок Башкультнаследия. Уборку провели по всему устью речки.

Иван Зорин — начальник отдела маркетинга крупного уфимского застройщика

Попытки UFA1.RU выяснить, какое отношение имеет сточная речка к культурному наследию республики, привели корреспондента к дому Шепелевых — тому самому строению около Сергиевской церкви, о статусе которого до сих пор идут судебные споры.

Инициатива, которая стала поводом для проверок


ТСК «Дружба», интересы которой представляет Иван Зорин, застраивает жилой комплекс между улицами Менделеева и Бехтерева. Справа от улицы Бехтерева находится стройка, а слева — овраг, в котором и течет Сутолока. На той же стороне улицы над оврагом — два административных здания. Между ними застройщик жилого комплекса и решил построить площадку с уличными спортивными тренажерами и детским городком.

— Это было наше предложение городу. На территории склона идут берегоукрепительные работы, это необходимо для строительства жилого комплекса. Мы подумали, что будет неплохо оставить здесь после себя не некрасивый склон с железобетонными конструкциями, а благоустроить территорию, и предложили администрации города поставить сверху общедоступную площадку для спорта и детских игр. Они согласились. Вся разрешительная документация на эти работы у нас есть — как на берегоукрепительные работы, так и на благоустройство, — объяснил Иван Зорин.

Жилой комплекс строится между улицами Менделеева и Бехтерева, а общедоступная площадка со спортивными тренажерами и детским городком должна появиться на противоположной стороне улицы Бехтерева — над берегом Сутолоки

По его словам, на время работ застройщик арендовал у города участок земли над оврагом, а как только всё построят, территория вернется в ведение муниципалитета.

«Нерест покрышек»


В мае этого года территорию рядом со стройкой проверяли сотрудники Башкультнаследия. Последствия проверки и стали поводом для негодования Ивана Зорина:

— Оказывается, всё это мешает нересту рыбы в Сутолоке! Штраф — от 100 до 400 тысяч рублей… Причем жалоба поступила сразу после нашего экологического субботника, — свой пост в соцсети Иван озаглавил «Нерест покрышек». Представитель застройщика опубликовал скан документа о возбуждении административного дела в Федеральном агентстве по рыболовству.

На берегу Сутолоки провели субботник

Судя по документу, административное дело родилось после обращения к ним представителя Башкультнаследия. Сотрудник компании-застройщика Иван Зорин так и не понял, почему ведомство, в чьей компетенции находится охрана объектов культурного наследия Башкирии, написало на них жалобу Рыбнадзору. В руководстве строительной компании решили, что дело достойно внимания руководителя республики.

Замначальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Башкирии Людмила Скворцова подтвердила, что руководитель Башкультнаследия действительно написал им. Правда, показать этот документ она отказалась:

— Обращение может написать любой гражданин, независимо от того, где он работает.

На вопрос, почему гражданин написал свое обращение на фирменном бланке ведомства, которым руководит, нам ответили коротко:

— Ну и что это меняет? — ответила вопросом на вопрос Людмила Скворцова.

— Означает ли это, что человек, написавший обращение на фирменном бланке, выражает не личную позицию, а своего ведомства?

— Конечно, — ответила Людмила Скворцова.

Информация о речке Сутолоке из Wikipedia: «Ширина — в среднем 1–2 м, глубина — 20–40 см, длина — около 6 км. Исток менялся от застройки города. Сейчас в лесу за театром «Нур» река выходит наружу, течёт по Сутолоцкому оврагу, там, где проходит проспект Салавата Юлаева. В 2007 году несколько участков южной части реки были упрятаны в подземные трубы. Сутолока отличается особой загрязнённостью. Экологическое состояние её критическое. Туда сливают свои отходы уфимские заводы и фабрики. Река сильно загрязняет воды Белой».

Иван Зорин опубликовал и документы, согласно которым Сутолока относится к водотокам второй категории и не является нерестовой рекой:

— Водоохранная зона была бы 50 метров, если бы Сутолока была бы рекой. Но это не река, нереста в этом ручье нет — это раз. Она не входит в список нерестовых рек. Это водоток второй категории, — объяснил Иван.

В соответствии с утвержденным Правительством РФ положением об отнесении водного объекта к рыбохозяйственному и об определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории. Вторая категория устанавливается для водных объектов, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным.

Запрос UFA1.RU и ответ Башкультнаследия

По информации из Wikipedia, Сутолока отличается особой загрязнённостью, ее экологическое состояние критическое

Редакция UFA1.RU отправила запрос на имя руководителя Башкультнаследия в надежде узнать, почему ведомство вдруг озаботилось нерестом рыбы. Приводим эту часть ответа из письма Башкультнаследия полностью:

— Следует отметить, что 16 мая 2019 года Управлением [Башкультнаследия. — Прим. ред.] в рамках проведения проверочных мероприятий в области государственной охраны объектов культурного наследия были направлены запросы в другие надзорные ведомства. В результате проведенных проверок указанными ведомствами были обнаружены признаки многочисленных нарушений требований природоохранного, водоохранного и земельного законодательства, возможно, допущенные ТСК «Дружба» при застройке территории, в том числе самовольное занятие и использование земельного участка, несанкционированный сброс дренажных вод в реку Сутолоку и загрязнения строительными отходами прибрежной территории.

После начала проверок 8 июня 2019 года (по истечении более трех недель после отправки соответствующих обращений Управлением) застройщиком был организован полуторачасовой субботник по расчистке территории реки Сутолоки, прилегающей к строительной площадке. Соответственно, указание Управлением в мае текущего года на ряд нарушений, допускаемых застройщиком, способствовало организации экологического субботника, являющегося позитивным начинанием со стороны застройщика.

Необходимо отметить, что ранее организации, входящие в группу компаний застройщика, неоднократно привлекались к административной ответственности за многочисленные нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, в том числе в феврале текущего года Кировским районным судом г. Уфы был наложен штраф в размере 100 тысяч рублей за не разработку мер по обеспечению безопасности и сохранности «Сергиевской церкви». Решение суда вступило в законную силу.

Так стройка за Сергиевской церковью выглядела в марте 2019 года

Таким образом, ответ специалиста Башкультнаследия привел корреспондента UFA1.RU к совершенно другой проблеме. Оказывается, именно дом Шепелевых — деревянное строение около Сергиевской церкви — стал объектом пристального внимания и проверок Башкультнаследия.

«Волшебный мешок Деда Мороза»


Иван Зорин искренне удивился, когда речь зашла о доме Шепелевых:

— Я не понимаю, почему о нем вообще речь зашла. К нему мой вопрос вообще никакого отношения не имеет… У нас сейчас суды по этому дому идут. Уже третья инстанция рассматривает. Посмотрим, чем это закончится, пока я не могу ничего прокомментировать. Но у нас уже сейчас больше 30 предписаний и штрафов от Башкультнаследия именно по этому дому, — рассказал Иван.

Он отметил, что это строение сейчас находится в собственности застройщика. Иван Зорин объяснил, что выкупом земли, на которой сейчас строится жилой комплекс, компания занималась несколько лет:

— С этой территории мы расселили из старых домов 216 человек, в том числе и жителей дома № 4 на улице Бехтерева [по данным 2ГИС, этот дом значится под номером 11. — Прим. ред.]. Они даже не знали, что живут в выявленном объекте культурного наследия. Об этом не знал никто. В том числе и Росреестр, когда оформлял договоры купли-продажи квартир в этом доме — ведь нигде в документах не было никаких отметок. В тот момент нигде не было никаких упоминаний, что это здание находится в списке выявленных объектов культурного наследия, — рассказал Иван Зорин.

Дом Шепелевых «выявили» в 1992 году, статус выявленных объектов ему присвоили в 2004 году, но признать объектом культурного наследия так и не успели

По данным Башкультнаследия, дом Шепелевых находится у них на контроле еще с прошлого века:

— Памятник архитектуры «Дом при Сергиевской церкви (Дом Шепелевых)» выявлен и поставлен на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия в 1992 году, — ответил корреспонденту UFA1.RU специалист ведомства. 6 февраля 2004 года здание включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Башкирии.

По словам собеседника корреспондента UFA1.RU, застройщик прекрасно знал, что на территории находится выявленный объект культурного наследия. Но у Ивана Зорина есть свое видение ситуации:

— В статусе выявленного объект может находиться не более трех лет. После этого проводят экспертизу, и дом либо признают объектом культурного наследия, либо исключают их списка выявленных… У Башкультнаследия есть такой волшебный мешок Деда Мороза — в 1993 году все старые дома Уфы включили в список выявленных объектов. В него входят бараки Черниковки и даже старая психиатрическая лечебница на улице Владивостокской, которую давно уже снесли. И вот из этого мешка в Башкультнаследии достают нужный дом, когда им выгодно, — считает Иван Зорин.

По словам Зорина, дом Шепелевых застройщик выкупал с февраля 2018 года, полностью строение перешло в собственность компании еще весной того же года.

Кому нужен дом Шепелевых


Непосредственно перед публикацией этой статьи корреспондент UFA1.RU пытался найти здание рядом с уфимской Сергиевской церковью в списке выявленных объектов или в реестре объектов культурного наследия — безуспешно. Если ориентироваться на поиск по официальному сайту, в Башкультнаследии впервые заговорили о доме Шепелевых лишь 18 марта 2018 года, когда опубликовали проект приказа о включении дома в реестр объектов культурного наследия и предложили провести государственную экспертизу.

— Не все застройщики знают, что есть список 1993 года, в котором можно найти всё что угодно. Он иногда теряется, иногда находится, — иронизирует Иван Зорин. — Когда застройщик выбирает участок под застройку, проверяет список — там нет объектов из списков. А потом он вдруг появляется. А в ведомстве нам говорят, что просто один листочек потерялся, но потом они его все-таки нашли.

По мнению застройщика соседнего жилого комплекса, от дома Шепелевых ничего не осталось и реставрировать там нечего

По словам представителя застройщика, этот дом не нужен никому, кроме чиновников Башкультнаследия:

— Весь свой проект мы согласовывали с епархией и Сергиевской церковью. Есть официальное письмо, где написано, что в этом доме никогда никто из служителей церкви не проживал и ценности для церкви он не имеет. Здание только мешает их планам создания на территории церкви дома для женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, — объяснил Иван Зорин. — И есть заключение трех экспертиз специалистов из трех разных городов о том, что этот дом невозможно отреставрировать. Потому что износ — более 95 процентов, дом находится в аварийном состоянии, балки внутри сломались от старости. Дом перестраивался более чем на 80 процентов. С учетом этого в нем не осталось ни одного элемента декора интерьера или экстерьера, который бы имел историческую ценность. Сейчас часть дома вообще из бессер-блоков собрана. Там просто нечего реставрировать.

На прямой вопрос редакции UFA1.RU «Почему Дом Шепелевых не признали объектом культурного наследия до начала стройки» в Башкультнаследии также прямо ответить не смогли. В своем ответе чиновники вспомнили историю здания, вспомнили даты, когда дом «выявили» (1992 год) и включили в список выявленных объектов (2004 год). А также процитировали результаты экспертизы:

— Эксперт считает целесообразным включение выявленного объекта культурного наследия «Дом при Сергиевской церкви (Дом Шепелевых)» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, — дату этого документа в ответе Башкультнаследия не уточнили.

Так будет выглядеть детская игровая и спортивная площадки. Если у застройщика получится реализовать свои планы

По словам Ивана Зорина, во время согласования проекта строительства жилого комплекса возражений со стороны Башкультнаследия не было:

— Все профильные структуры, все ведомства знают, что планирует застройщик. В том числе и Башкультнаследие. Самое интересное, что подключаются они всегда в тот момент, когда уже получено разрешение на строительство, когда застройщик уже купил землю, сделал все подготовительные работы, вложил сотни миллионов в проект и уже никак не может уйти с участка, — объяснил Иван Зорин. — Количество вопросов достигло критической массы. Мы предлагаем поменять ситуацию и в частном порядке рассматривать каждый объект — с привлечением собственника, инвестора, города и профильных организаций.

Если у вас есть новая информация об объектах культурного наследия в Уфе, присылайте сообщения и фото на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем