Президент России Владимир Путин подписал указ «О развитии акционерного общества "Башкирская содовая компания"» (БСК), согласно которому 757 343 обыкновенные акции компании, находящиеся в федеральной собственности, передаются в доверительное управление московской компании АО «Русский водород». Соответствующий документ сегодня, 13 апреля, появился на сайте правовой информации РФ.
Напомним, что в 2020 году, одновременно с экологическими протестами из-за планов компании разработать гору, БСК была деприватизирована при личном участии президента Путина. По его поручению Генпрокуратура взялась проверить законность сделки 2013 года, по результатам которой произошло слияние предприятий «Сода» и «Каустик», а доля государства в них размылась. Проверка выявила нарушения, надзорное ведомство обратилось в Арбитражный суд республики с иском «об истребовании имущества из чужого незаконного владения».
В конечном итоге суд пришел к выводу, что сделка 2013 года является ничтожной, поскольку еще в 90-х активы БСК «выбыли из государственной собственности без согласия собственника». Приватизация, как установили в суде, прошла с нарушениями, а потому 95,72% акций БСК решили передать в федеральную собственность.
В дальнейшем Путин распорядился вернуть часть акций в доверительное управление властям Башкирии. Крупнейшие чиновники республики, включая главу региона Радия Хабирова, премьер-министра Андрея Назарова и других, вскоре вошли в совет директоров компании, однако впоследствии их места заняли представители федеральной власти.
Компанию «Русский Водород» с февраля 2022 года возглавляет скандальный директор БСК Эдуард Давыдов, участвовавший в конфликте на шихане Куштау. Вскоре после его назначения компания объявила о планах основать новый химический кластер в России, взяв на себя операционное управление несколькими крупными предприятиями. Под контроль компании перешли в том числе стерлитамакские предприятия «Синтез-Каучук» и Стерлитамакский нефтехимический завод (СНХЗ). «Русский водород» также вызвался перезапустить производство титана на замороженном после экологического скандала заводе «Крымский Титан».
Согласно пресс-релизу, ранее опубликованному на сайте СНХЗ, руководство компаний «Русский Водород» и «Газпром Нефтехим Салават» запланировали масштабные инвестиции, расширение курса на импортозамещение и укрепление социальной стабильности. Компанией, которой руководит Давыдов, с сентября 2022 года владеет УК «Финпартнер», следует из данных сервиса «Контур.Фокус».
Эта УК, в свою очередь, принадлежит фирме «Центр-М» московского бизнесмена Владимира Дойникова и ее экс-совладельцам — Алексею Сорокину и Марии Лукьяновой. В прошлом Дойников был связан со структурами олигархов Ротенбергов, руководил принадлежавшей их «СМП-Банку» компанией «СМП-Энерго». Более того, миллиардеры до 2012 года вполне официально числились среди учредителей «Центра-М». Впрочем, в комментарии для Forbes представитель Аркадия Ротенберга заявил, что он не имеет отношения к УК «Финпартнер».
— Передача акций в доверительное управление структуре с невысоким уставным капиталом (уставный капитал АО «Русский водород» составляет 500 тысяч рублей) напоминает серую схему приватизации, — считает экономист Рустем Шайахметов. — Для истинных владельцев АО «Русский водород» явно выгодная сделка. Но я не вижу выгод для России и Башкирии. Кто-то выиграл джекпот.
Глава Башкирии Радий Хабиров в ходе прямой линии в октябре 2022 года, напротив, возлагал большие надежды на сотрудничество БСК с «Русским водородом».
— Мы ждали партнера. К нам пришел партнер — «Русский водород», компания, которая обладает нужными компетенциями именно в этой сфере, — говорил он (цитата по РБК). — И сейчас главная проблема — не быть умным инженером-технологом, а просто выжить и выдержать это предприятие в условиях чудовищного санкционного давления. Директор «Соды» в Стерлитамаке ведь не бывает. Он то в Новороссийске, то в Калининграде, то в Москве. Потому что главная задача сейчас — продать наш товар. С учетом того, что предприятие находится под жутким санкционным давлением и отслеживаются все линейки, это непростая история.
Отметим, что в последнее время БСК и ее дочерние компании отмечались в ряде дорогостоящих сделок: от покупки иномарки за 9,1 миллиона рублей до оформления стенда за сотни миллионов рублей для ПМЭФ-2022. В 2022 году, впервые после деприватизации, компания выплатила дивиденды — акционерам досталось 8,5 миллиарда рублей.