Наука «Пенсионные» ноу-хау от Минфина РФ

«Пенсионные» ноу-хау от Минфина РФ

Август запомнился яркими заявлениями Минфина России по поводу реформирования пенсионной системы РФ с целью увеличения размеров будущих пенсий...

" src=

Август запомнился яркими заявлениями Минфина России по поводу реформирования пенсионной системы РФ с целью увеличения размеров будущих пенсий. Итак, за счет каких резервов и каких средств?

Увеличение пенсионного возраста

Чтобы добавить устойчивости пенсионной системе, Минфин рассматривает вопрос увеличения пенсионного возраста. Увеличение может начаться после 2015 года и будет идти на полгода в год, пока не достигнет 62,5 года для мужчин и 60-62,5 года для женщин.

В ведомстве обращают внимание на то, что в стране в реальности после наступления пенсионного возраста многие россияне продолжают работать. Доля работающих пенсионеров в России очень высока: это 35% против 10-15% в Европе. В нынешних условиях пенсионеры выбиваются из последних сил, так как их пенсия небольшая – 4-4,5 тыс. руб. в среднем. Таким образом, в Минфине напрямую увязывают вопрос о повышении пенсионного возраста с увеличением размера самой пенсии.

Сразу оговоримся, что причинно-следственная часть в этой проблеме не так очевидна, по крайней мере, ряд независимых экспертов говорят, что только увеличение срока выхода на пенсию не приведет к автоматическому увеличению размера собственно пенсии.

По их мнению, необходимо вносить коррективы в пенсионную реформу страны, в частности, что касается «раздела» о накопительных отчислениях россиян на свои будущие пенсии.

В частности, на днях опубликовано заявление Федерации независимых профсоюзов России, в котором дается отрицательная оценка предложений Министерства финансов РФ по взиманию дополнительных страховых взносов из заработка застрахованных лиц и неизбежности повышения пенсионного возраста.

«Инициированная Минфином политика в сфере социальной защиты работника (отступление от страховых принципов, введение ЕСН и регрессивной шкалы отчислений, резкое сокращение тарифов, нарушение взаимосвязи пенсии и заработка, сдерживание роста заработной платы)», говорится в сообщении, «показала свою неэффективность, затормозила процессы развития системы обязательного социального страхования, привела к негативным результатам в пенсионном обеспечении граждан». Подобные «инициативы» Минфина еще раз свидетельствуют о необходимости восстановления в системе исполнительной власти Министерства труда, на чем настаивают профсоюзы.

Между тем Минфин, называя 2015 год началом более позднего выхода на пенсии, подтверждает это проведенными расчетами. Если произвести повышение пенсионного возраста с 2015 года, то это высвободит из госбюджета 6,5% ВВП, направляемых ежегодно на финансирование пенсионной системы.

Использование фонда национального благосостояния

Помимо этого предлагается использовать иной источник финансирования дефицита средств в пенсионной системе – не федеральный бюджет, а фонд национального благосостояния. План сводится к тому, чтобы, используя финансовые резервы резервного фонда и фонда национального благосостояния (ФНБ), обеспечить бесперебойное финансирование переходного периода от перераспределительной к преимущественно накопительной системе.

Минфин предлагает фиксировать размер резервного фонда не 10% ВВП, как сейчас, а 6%, увеличив ресурсы ФНБ и сделав его главной базой финансирования дефицита пенсионной системы. Примерно до 2027 года за счет использования доходов и средств ФНБ на финансирование пенсионной системы будет выделяться 0,6% ВВП. Тогда на пенсию начнут выходить граждане, родившиеся после 1967 года и, как предполагается, успевшие сформировать достаточные пенсионные ресурсы в рамках накопительной пенсионной системы. К этому моменту средства двух суверенных фондов, возможно, уже закончатся.

Малые предприятия должны платить ЕСН

Прорехи в Пенсионном фонде придется закрывать и малым предпринимателям. С 2010 года им придется наравне с крупным бизнесом платить страховые взносы, которые заменят ЕСН. Льготы, которыми пока пользуются малые предприниматели в рамках упрощенной системы налогообложения, сильно урежут с 2010 года. Такое предложение содержится в проекте бюджетной стратегии России до 2023 года, разработанной Минфином.

Министерство планирует заменить его страховыми платежами в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования и обложить ими в равной мере всех плательщиков. В настоящее время упрощенная система налогообложения освобождает малых предпринимателей от обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН.

Однако Минфин намерен изменить этот порядок. Согласно проекту, «организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам».

Индексация шкалы ЕСН

Минфин России для решения проблем финансирования пенсионной системы считает необходимым с 2010 года провести индексацию шкалы ЕСН, а с 2020 года повысить ставку налога на 3 процентных пункта. В настоящее время общая ставка ЕСН в 26% взимается с зарплаты до достижения 280 тысяч рублей годового дохода.

Если зарплата превысила уровень 280 тысяч рублей, далее уплачивается налог по 10%-ной ставке до достижения годового дохода до 600 тысяч рублей. После 600 001 тысячи рублей налог уплачивается по ставке 2%. Минфин предлагает в 2010 году сохранить ставки ЕСН, но первый диапазон шкалы поднять до 1,1 млн рублей, а второй предел – до 2,3 млн рублей годовой зарплаты. Напомним, что чиновники Минздравсоцразвития предлагают совсем отказаться от регрессивной шкалы налога, а точнее, повысить ЕСН до 34%.

Минзравсоцразвития предлагает для решения финансирования пенсионной системы повысить ставку ЕСН до уровня 34%. Аналитики полагают, что это существенно увеличит налоговую нагрузку на предприятия и спровоцирует переход части фонда оплаты труда в «тень». Ведомство планирует всю пенсионную базу, которая идет на финансирование текущих выплат, перенести в страховую часть.

Поскольку этого будет недостаточно, то предлагается повысить ставку ЕСН на 6% до уровня 32%. В связи с тем, что одновременно проводится и реформа здравоохранения, то ЕСН следует повысить еще на 2%. Таким образом, суммарная ставка составит 34%. С 2005 года и по настоящий момент действуют следующие ставки ЕСН: с зарплат до 23,3 тысячи руб. – 26%, далее с ежемесячной оплаты труда до 50 тысяч рублей – 10% и, наконец, с более высоких зарплат – 2%.

Налог с молодых

Следующий прием, призванный пополнить бюджет Пенсионного фонда, – введение дополнительного обязательного пенсионного взноса для граждан моложе 1967 года рождения в размере 3% с дохода.

Работники моложе 1967 года рождения должны уплачивать обязательный пенсионный взнос в размере 3% от налогооблагаемой зарплаты, чтобы приучиться к ответственности за будущие пенсии и заодно помочь повысить пенсии нынешним пенсионерам, считают в Минфине. Взимать этот внос предлагается с годовой зарплаты до 1,1 миллиона рублей, а доходы выше этого порога облагаться взносом не будут.

По утверждению Минфина России, это не будет означать повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 16%. «Думать нужно заранее, накапливать пенсионные права заранее», – считает глава Минфина. По его мнению, понадобится не менее 10 лет, чтобы граждане привыкли добровольно накапливать будущую пенсию. Для стимулирования таких накоплений планируется комплекс специальных мер, в том числе реклама и дополнительные налоговые вычеты.

Мнения экспертов

Залатать дыры в бюджете Пенсионного фонда можно было бы другими способами, считают эксперты. «Индексация регрессивной шкалы, которую предлагает Минфин, увеличивает налоговое давление на средний класс, а богатые и сверхбогатые остаются с минимальной ставкой», – отмечают аналитики. Это же касается предложенного Минфином трехпроцентного увеличения отчислений для граждан моложе 1967 года рождения.

Комментирует редактор республиканской газеты «Налоговый вестник» Айнур Гильванов: « В случае взимания ЕСН с малых предпринимателей можно ожидать облегчения нагрузки по платежам ЕНВД. Если же ожидается их совместная оплата, то это однозначно увеличит поступления в казну на начальном этапе. Вместе с тем увеличится нагрузка на предпринимателей, что может привести к непредсказуемым последствиям в дальнейшем развитии их бизнеса. При таком развитии событий поддержка малого бизнеса государством станет ещё более актуальной. По регрессивной шкале, – продолжает Айнур Гильванов, – скорее следует увеличить или проиндексировать ставки ЕСН с доходов выше 1,1 млн рублей, тем самым освободить от налогового бремени лица, в число которых входят люди по уровню доходов приближенные к черте бедности».

Начальник аналитического отдела консалтинговой компании «Советник» Константин Мамыкин отметил следующее: «Позиция Минфина по сути отражает взгляды господина Кудрина, относительно развития России. Леймотивом этих взглядов является ужесточение позициии государства в области собираемости денег. С одной стороны, Минфин (фактически Кудрин) хочет усилить меры по собираемости средст в в бюджет за счет ужесточения действий государства, с другой стороны, снизить обязательства государства перед населением, мотивируя это потенциально плохим будущим. Демографическая «яма», образовавшаяся в 90-х годах привела к тому, что наше государство сильно «постарело», то есть сейчас на одного работающего приходится по два-три пенсионера, которых государству необходимо содержать.

Наше государство хоть и богато, но возможности его отнюдь не безграничны, к тому же нефть не вечно будет стоить так дорого, как сейчас. В сложившихся условиях и с прицелом на будущее Минфин и принимает такие решения, чтобы в будущем максимально нивелировать последствия, не побоюсь этого слова, демографического кризиса.

Эти меры в комплексе направлены на увеличение налогооблагаемой базы с целью увеличения собираемости налогов и прочих отчислений в бюджет на социальную сферу. То есть, по сути, государство перекладывает заботу о своем будущем и о наших пенсионерах на наши плечи». Поэтому некоторые эксперты все же выражают озабоченность планами Минфина и прогнозируют повышение социальной напряженности.

Например, главный бухгалтер одного из уфимских предприятий Айгуль Халимова, считает, что «инициативы Минфина делят население России на две неравные группы: молодых и стариков, для которых меры Минфина – катастрофа. Все же меры меры по сокращению социальных расходов бюджета должны сопровождаться повышением качества жизни, увеличением ее средней продолжительности и четким исполнением социальных обязательств бюджета, не попавших под сокращение. Должны быть также предусмотрены дополнительные меры по стимулированию работодателей, а также потомков пенсионера к добровольным пенсионным выплатам в его пользу. Однако ничего этого в инициативах Минфина нет».

Таким образом, план Минздравсоцразвития переносит основную тяжесть реформы на работодателей, на бизнес, а план Минфина – на работников. В том же русле находятся и планы повышения пенсионного возраста. Аналитики отмечают, что изменение ставки ЕСН – не самый оптимальный выход, поскольку увеличивает налоговое бремя предприятий. Новое предложение может привести к возвращению так называемых серых зарплат, выводу отдельных сотрудников за штат, уменьшение оплаты труда.

В этом месяце должен окончательно решиться вопрос реформирования ЕСН.

Фото: Фото с сайта Demoscope.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем