Наука Страховщики ОСАГО ждут кризиса

Страховщики ОСАГО ждут кризиса

Любой водитель согласится, что страхование автогражданской ответственности – вещь в целом хорошая и нужная. Она дала водителям уверенность, что за малейшую аварию на дороге никто не будет вытаскивать его из машины, бить по голове битой...

" src=

Любой водитель согласится, что страхование автогражданской ответственности – вещь в целом хорошая и нужная. Она дала водителям уверенность, что за малейшую аварию на дороге никто не будет вытаскивать его из машины, бить по голове битой, требовать заплатить на месте бешеные деньги и отнимать квартиру, в которой он живет. И суммы страховки уже не кажутся таким большими, как 4 года назад. И объявленные нововведения – когда можно будет оформить ДТП без участия сотрудника ГИБДД – тоже хорошая новость.

Ибо те, кому не посчастливилось в это ДТП попасть, помнят, как полтора-два часа ждали приезда «эксперта» в погонах, перегораживая движение всем остальным. А потом стояли в многочасовых очередях на «разборе полетов», заполняя бланки заявлений в полутемном коридоре с одной лампочкой. Апофеозом посещения уфимского полка ГИБДД для многих стало отсутствия там элементарного туалета. Все эти неприятные моменты скоро тоже будут урегулированы на радость водителям.

Но не спешите радоваться, ибо, судя по мнению специалистов, вся эта стройная система страхования ОСАГО может очень даже просто развалиться, как карточный домик. Оборотная сторона этой системы, скрытая от нас, автовладельцев, – это страховые компании, в который раз уже заявляющие, что не могут тянуть на себе этот груз нашей автогражданской ответственности.

Опасения относительно жизнеспособности этого вида страхования высказывались с самого начала, еще в 2003 году. Правительство установило тогда тарифы волевым усилием ниже требуемого страховщиками, считая этот вид страхования социально значимым. Кроме того, были введены коэффициенты, которые изначально не отражали реальную напряженность движения на дорогах в некоторых районах страны. С тех пор тарифы не менялись. Одновременно за «дармовыми» деньгами рванулись десятки появившихся страховых компаний, у которых задача была только одна – успеть урвать свой кусок.

Первый гром грянул в 2005, когда у ряда таких «скороспелых» компаний отобрали лицензии. Пришлось бегом создавать «страхование для страховщиков» – приняли поправки к закону и разрешили Российскому союзу автостраховщиков (РСА) подстраховывать разорившихся и выплачивать компенсации по полисам ОСАГО за страховые компании с отозванными лицензиями.

И вот сейчас приближается «девятый вал», который может накрыть уже всех. РСА недавно обнародовало предварительные итоги 2007 года. Выплаты по ОСАГО впервые превысили половину от совокупных сборов – 54%. В 2006 эта цифра была еще на уровне 49%. Общие сборы участников рынка ОСАГО – 179 страховых компаний – составили около 72,4 млрд рублей, а выплаты – 39,3 млрд рублей. По сравнению с 2006 годом сборы выросли на 13,4%, а выплаты – на 23%. Эта же тенденция наблюдалась и в 2006 году, когда темпы роста выплат опережали темпы увеличения сборов.

Крайним случаем для страховщиков (или предельно допустимой нормой убыточности) считается соотношение выплат к сборам, равное 77%. Это определяется тем, что в структуре тарифной ставки ОСАГО, утвержденной правительством, 23% от сборов компании получают на расходы за ведение дел. Причем 3 % из них отчисляется в резервные фонды РСА, а 10% – это плата агентам за продажу полисов. Что же будет дальше? Все цитируют сейчас пророческие слова заместителя главы РСА Андрея Батуркина о том, что убыточность на рынке растет, и 2008 год станет одним из наиболее сложных для страховщиков, поскольку с 1 марта ко всему прочему еще и вступают в силу несколько поправок в ОСАГО, которые были приняты Госдумой в декабре.

По мнению большинства экспертов, основные последствия, в том числе кризис «неплатежей» и банкротств, может разразиться не в 2008, а в следующем – 2009 году. Дело в том, что поправки в закон об ОСАГО вступают в силу в три этапа, и наиболее «опасные» из них – ближе к концу года.

Из поправок, вступающих в силу с 1 марта, наибольшее влияние на убыточность окажет увеличение лимита в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – до 160 тысяч рублей. Это столько же, сколько приходится сейчас на одного пострадавшего. Зато если пострадавших несколько, разница ощутима. Сейчас на всех них определен лимит – 240 тысяч рублей. Таким образом, если в результате аварии пострадали пассажиры автобуса (например, 20 человек), то они разделят эту сумму между собой пропорционально тяжести травм. А с 1 марта каждый из пострадавших будет претендовать на 160 тысяч рублей.

К тому же введены фиксированные выплаты по жизни: 135 тысяч рублей - лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца (ранее эта сумма зависела от многих обстоятельств); и не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение.

Заместитель генерального директора по страхованию страховой компании «Росгосстрах-Аккорд» Владимир Вавилов комментирует ситуацию так: «Эти расходы страховщиков, при всем позитивном значении увеличения выплат по жизни и здоровью, не были учтены при расчете тарифа, поэтому они серьезным бременем лягут на страховые компании. В целом для рынка введение этой поправки означает ежегодное увеличение выплат на 7,5-12 млрд рублей. Не исключено, что закон получит «обратную силу» (т. к. улучшает положение потерпевшей стороны), – тогда придется отвечать по всем погибшим и пострадавшим в ДТП с июля 2003 года, что повлечет единовременные совокупные выплаты страховщиками в течение полугода в 25-50 млрд рублей».

" src=

Другая мартовская поправка не столь существенна, но обязательно отразится на убыточности: сокращение периода использования транспортных средств физическими лицами до 3 месяцев. Объем сборов это уменьшит, поскольку краткосрочный полис «подешевеет», однако убыточность по таким договорам останется высокой, т. к. у водителей, садящихся за руль лишь летом, риск попадания в ДТП значительно выше, чем у тех, кто ездит круглый год.

По оценке Российского союза автостраховщиков, около 30 страховщиков уже после принятия первой части поправок из-за роста выплат могут оказаться в «зоне риска». Но самое интересное впереди.

С 1 декабря (опуская июльскую поправку о прямом урегулировании убытков) должен вступить в силу европротокол (т.е. оформление документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД), который увеличит убыточность страховщиков, по самым оптимистичным оценкам, еще на 10%.

«К 2009 году убыточность в ОСАГО в целом по рынку превысит 120%, поскольку принятие данных поправок повлечет за собой увеличение числа заявленных мелких убытков и всплеск страхового мошенничества», – считает руководитель отдела банковских рейтингов агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

В защиту изменения тарифов Владимир Вавилов приводит такие аргументы: «Даже если бы не было поправок, тариф уже требовал корректировки, поскольку закон действует 4,5 года, и за это время базовый тариф ни разу не менялся (были лишь внесены поправки в коэффициенты). За прошедшие четыре с лишним года у нас несколько раз поднимались цены на электроэнергию, на бензин, инфляция увеличила цены на запчасти, на стоимость нормочаса, даже хлеб – и тот подорожал более чем на 25%, а тарифы на ОСАГО не изменились».

Не лишним будет напомнить, что за это же время существенно вырос объем российского автопарка и увеличилась его стоимость. При доступности автокредитов и общем росте благосостояния граждан за руль село большое количество водителей с нулевым стажем вождения, а плотность движения возросла. Это означает, что на фоне роста стоимости автопарка аварийность постоянно увеличивается».

Рассмотрим аргументы на цифрах. Возьмем примерный объем сборов страховщиков по ОСАГО в 2007 году равным 70 млрд рублей. При существующих условиях убыточность по договорам, заключенным в этом году, составляет 65% (по данным «Росгосстраха» в Башкортостане этот уровень составляет 70%, а, например, в Тюменской области достигает 100%). Таким образом, около 45 млрд рублей будет выплачено по этим договорам в 2007 и 2008 годы. Расходы на ведение дела страховщиков составляют 20% от сборов, или 14 млрд рублей. А еще 3 % от сборов (или 2 млрд рублей) страховщики по закону обязаны отчислить в гарантийные фонды Российского союза страховщиков.

Огромные резервы в размере 7,5-12 млрд рублей создаются под выплаты по произошедшим, но не заявленным убыткам по жизни и здоровью (с неограниченным сроком исковой давности). Получается, что перерасход у страховщиков уже существует, поэтому ранее специалисты и вели речь о необходимости увеличения тарифа примерно на 20%.

Теперь же, учитывая поправки, речь может идти о гораздо более значительном росте тарифа.

С учетом новых поправок закон об ОСАГО может просто обрушить финансовую устойчивость страховых компаний. Если ресурс страховщиков будет исчерпан, то на рынке начнется коллапс.

Страховщики постоянно говорят, что любые изменения в законодательстве, которые ведут к увеличению убыточности, должны сопровождаться соответствующей корректировкой тарифов не просто параллельно, но в упреждающем режиме.

Если же тариф не будет заранее и в срочном порядке пересмотрен в сторону повышения, в ближайшее время с рынка начнут уходить небольшие компании, специализирующиеся на ОСАГО, которые первыми не выдержат вала убыточности. Вопрос только в том, будут они уходить сами или их будут выносить. Их ответственность перед страхователями в очередной раз будет переложена на РСА, т. е. на остальных членов страхового сообщества, и вскоре уже всех ресурсов страховых компаний может просто не хватить для выполнения всех заложенных в законе обязательств.

Крупные страховые компании, конечно, более устойчивы. Они в состоянии выполнять свои обязательства долгое время даже в неблагоприятных условиях. Убыточный вид страхования какое-то время перекрывается другими видами, но это не означает, что такая ситуация может продолжаться вечно. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что в результате «естественного отбора» качество страхового рынка улучшится – оно продержится некоторое время, но недолго.

Поправки к закону об ОСАГО еще не вступили в силу, однако проблемы имеют свойство накапливаться. Ярким примером являются очередные дела об отзыве лицензии у страхового общества «Зенит» и ограничении лицензии в части «ОСАГО» у НСК «Рекон». По словам представителя Росстрахнадзора, поводом для проверок страховщиков послужило большое количество жалоб, поступивших на эти компании в Росстрахнадзор. Жалобы касались фактов невыплаты страхового возмещения по ОСАГО, которые подтвердились в ходе проверок надзора. По данным Российского союза автостраховщиков, по итогам 9 месяцев СО «Зенит» имело около 200 тысяч договоров «автогражданки», сборы по которым составили 372,8 млн рублей. По данным Росстрахнадзора, доля ОСАГО в портфеле СО «Зенит» составляет 44%.

В РСА пытаются разобраться, в каком состоянии активы страховщика и готов ли он покрыть обязательства. Союз будет осуществлять выплаты по полисам ОСАГО этой компании в случае отзыва у нее лицензии, затем выставлять регрессные иски и добиваться банкротства компании.

К слову сказать, РСА уже выплатило из своих фондов более 600 млн. руб. по полисам 14 страховых банкротов. В отношении 12 страховых компаний были приняты судебные решения о взыскании с них в пользу Союза 48 млн рублей, однако получить ничего не удалось. При этом объем выплат по полисам СО «Зенит» может составить до 300 млн рублей, и эти выплаты лягут на плечи РСА.

Страховщики уповают на то, что государство не бросит в беде свое детище – обязательное страхование. Есть сведения, что Минфин уже озадачился этой проблемой: в середине января 2008 года состоялось закрытое совещание с участием представителей страховщиков, на котором было принято решение о создании рабочей группы по корректировке тарифов.

Надо признать, не все страховщики испытывают так остро проблему убыточности ОСАГО. Опрос ряда страховых компаний Уфы показал, что страховщики, работающие в основном с корпоративными клиентами и не имеющие такого большого портфеля страховок физических лиц, не имеют и высоких показателей убыточности. Несколько специалистов по страхованию высказали мысль о том, что если портфель ОСАГО в общем объеме страхования невелик, то и вести разговор о закрытии компании по причине вступления в силу поправок к закону об ОСАГО не приходится. По частному мнению руководителя отдела автострахования одной из уфимских страховых компаний, наибольшие трудности, пожалуй, испытывает именно «Росгосстрах», как главный монополист в этой области с момента появления «автогражданки». По его словам, именно «частники» попадают в аварии больше всего, а стоимость российского автопарка неуклонно растет.

Недовольство высказывают и граждане, требующие учета их многолетней безаварийной езды с помощью механизма скидок, поскольку на протяжении всего срока действия ОСАГО регулярно платили за этот вид страхования наравне со всеми, однако ни разу не воспользовались этой страховой помощью.

Вообще, если страховые компании терпят большие убытки от увеличения количества аварий, то они должны быть кровно заинтересованы в установлении порядка на дорогах и соблюдении правил водителями. Тут бы они могли совместно с ГИБДД проводить регулярные акции на дорогах, приучать водителей к безаварийной езде, правилам поведения на улицах больших городов – вот и убытки бы резко снизились.

А поле деятельности тут огромное: и постоянное превышение скорости водителями, и полное неуважение к ПДД в виде проезда на красный свет. Любой автовладелец с ходу назовет десяток правил, которые давно уже никто не соблюдает. Машины на остановках общественного транспорта оставляют, на переполненный перекресток выезжают, сигнал поворота вообще никто не показывает, и так далее. Вот бы тут совместно поработать! Аварии-то никому не нужны: ни водителям, ни милиции, ни страховщикам.

Благодарим страховую компанию «Росгосстрах-Аккорд» за предоставленные сведения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем