Недвижимость Игорь Шеляков, руководитель Управления Росреестра по РБ: «Еще одна причина, по которой граждане не спешат оформлять свою недвижимость в собственность, – это нежелание платить налоги»

Игорь Шеляков, руководитель Управления Росреестра по РБ: «Еще одна причина, по которой граждане не спешат оформлять свою недвижимость в собственность, – это нежелание платить налоги»

По итогам девяти месяцев 2012 года Башкирия вошла в пятерку регионов с самыми высокими показателями по количеству зарегистрированных прав, ограничений прав и сделок на недвижимое имущество. Традиционно в конце года разного рода ведомства и организации подводят итоги своей деятельности. Управление Росреестра по РБ не исключение.

– Игорь Михайлович, как руководитель ведомства, аккумулирующего в себе многие сведения о рынке недвижимости Башкирии, расскажите о его основных тенденциях в 2012 году. Действительно ли наблюдается рост зарегистрированных прав на недвижимость?

– Действительно, наше управление отмечает ежегодный рост количества зарегистрированных прав и сделок с недвижимым имуществом в республике, и этот год не исключение. Так, за 11 месяцев текущего года жители республики оформили более 750 тысяч прав на объекты недвижимости, это выше аналогичного прошлогоднего показателя более чем на 100 тысяч. Такую тенденцию мы связываем с большим количеством государственных программ для военных, льготных категорий граждан, сотрудников полиции, выдачей материнского капитала. В поддержку статистики говорит и увеличение количества действий по регистрации ипотеки по сравнению с прошлым годом. Если за 11 месяцев 2011 года было внесено около 43 тысячи записей об ипотеке, то за аналогичный период текущего года – практически 52 тысячи записей. Наблюдается также увеличение зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве.

Также наше ведомство самостоятельно предпринимает все меры для того, чтобы каждый объект недвижимости в республике был надлежащим образом узаконен. В частности, с октября 2010 года мы совместно с филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ организуем выезды в отдаленные населенные пункты.

Хотелось бы отметить, что по итогам девяти месяцев 2012 года Башкирия вошла в пятерку регионов с самыми высокими показателями по количеству зарегистрированных прав, ограничений прав и сделок на недвижимое имущество наряду с Московской областью, Краснодарским краем, Республикой Татарстан и Ростовской областью.

– Расскажите, пожалуйста, о тех изменениях, которые произошли за последнее время в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На какие моменты нашим гражданам следует обратить особое внимание?

– В первую очередь необходимо отметить введение новых норм, регулирующих сферу межведомственного взаимодействия. Это значительный шаг вперед, который существенно облегчает для заявителей процедуру по предоставлению различных документов, в том числе касающихся регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сегодня ряд документов, необходимых для проведения правовой экспертизы и принятия решения государственного регистратора, запрашиваются непосредственно государственным регистратором в том органе, где они находятся или где они были изданы.

Кроме того, управлением и филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ введется сокращение сроков оказания государственных услуг.

С февраля 2012 года законодатель наделил дополнительными полномочиями органы местного самоуправления и исполнительные органы государственной власти. Теперь они могут принимать заявления на проведение кадастровых работ, государственного учета и государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства. Также они выступают в качестве заказчиков по проведению кадастровых работ на основании заявлений граждан. Причем органы государственной власти не только принимают заявления, но и сами подают их, получают кадастровые паспорта, другие документы и передают их гражданам.

– В последнее время в сфере госуслуг, в том числе и в оформлении прав на недвижимость, появилось много новшеств. Как отражается внедрение новых технологий на вашей работе?

– На сегодняшний день информацию из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) мы предоставляем в электронном виде. Этот вид услуг наиболее быстро развивается, он весьма востребован. Единственная услуга, которая в настоящий момент не осуществляется в электронном виде, – государственная регистрация прав. Это связано с защитой от мошеннических действий. Но поскольку техническое развитие идет быстро, вероятно, рано или поздно, мы подойдем к предоставлению и этого вида услуг в электронном виде. Пока же государственную регистрацию прав можно получить путем либо личного обращения, либо обращения представителя правообладателя. Есть еще возможность подачи документов по почте, предусмотренная федеральным законом. Но и в этом случае документы пока представляются только на бумажных носителях.

Технические новации, в том числе внедрение аппаратов электронной очереди, системы предварительной записи через портал Росреестра и онлайн-трансляций с пунктов приема заявителей помогают упорядочить потоки посетителей и исключают очереди при приеме документов.

С 15 ноября этого года на сайте Росреестра стало возможно подключиться к информационному ресурсу, содержащему сведения из ЕГРП. Работа с указанным сервисом доступна пользователям, обладающим действующим ключом доступа к информационному ресурсу, который может быть получен при обращении в территориальный орган Росреестра. В настоящий момент услуга наиболее востребована банками, нотариусами, риелторами, органами государственной власти, юридическими лицами. Интересуются ей и физические лица.

– Какие самые распространенные ошибки совершают граждане при обращении в управление?

– Наиболее часто граждане совершают ошибки, связанные с формой, содержанием и комплектом документов, представляемых на госрегистрацию. Конечно, государственные регистраторы прикладывают все усилия по устранению недочетов в документах. В любом случае хотелось бы отметить, что во всех офисах приема заявитель может получить консультационную помощь.

Также многие заявители знают, что документы можно отправить по почте, но, по всей видимости, им до конца не понятно, каким образом должны быть оформлены эти документы, чтобы государственный регистратор мог принять их к рассмотрению.

– Сейчас юридическое сообщество активно обсуждает реформу в законодательстве о нотариате и наделение нотариусов новыми полномочиями в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Как изменения в законодательстве о нотариате отразятся на работе вашего ведомства?

– На сегодняшний день законодательно регламентированы сроки проведения государственной регистрации нотариально удостоверенных документов. Сокращены сроки регистрации ипотеки – по нотариально удостоверенным сделкам государственная регистрация проводится в течение пяти рабочих дней. К тому же за правовую экспертизу такой сделки отвечает нотариус. Что касается приема документов, поступающих от нотариуса, то сейчас есть возможность подачи документов не только самим нотариусом, но и помощником нотариуса. Положение о том, что к нам может обратиться нотариус, существовало давно, но оно не было востребовано, поскольку нотариус редко имеет возможность выехать и сдать документы на госрегистрацию.

Отмечу, что практика обязательного нотариального оформления сделок с недвижимостью в ближайшее время введена не будет. Об этом сообщил в ходе недавнего визита в республику глава думского комитета по гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Соответствующие положения предлагалось внести в новую редакцию Гражданского кодекса РФ. Однако закрепление этой нормы напрямую зависело от принятия закона о нотариате, чего на момент второго чтения сделано не было.

– Как вы считаете, можно ли считать регистрацию договора долевого участия гарантом сохранности денег дольщика?

– Договор участия в долевом строительстве считается заключенным с момента его государственной регистрации, и обязанность по уплате денежных средств у граждан появляется только после государственной регистрации такого договора. И, конечно, это минимизирует риски граждан-участников долевого строительства. Но кроме государственной регистрации договора долевого участия, гражданину, желающему стать участником долевого строительства, необходимо удостовериться, что застройщиком выполнены все мероприятия, необходимые для законного строительства, а именно осуществлена государственная регистрация права собственности или права аренды (субаренды) на земельный участок, предусмотренный для строительства объекта недвижимости, получено в установленном порядке разрешение на строительство, опубликована и размещена проектная декларация. Кроме того, необходимо ознакомиться с учредительными документами застройщика и свидетельствами о государственной регистрации в качестве юридического лица и налоговом учете. Еще раз повторюсь, что договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

– В последнее время стало меньше разговоров о так называемой «дачной амнистии»? С чем это связано?

– Наибольший пик востребованности «дачной амнистии» пришелся на 2007, 2008 и 2009 годы. В 2010 году статистика начала снижаться. К примеру, если в 2009 году по «упрощенке» было зарегистрировано около 130 тысяч прав, то в 2010 году – уже немногим больше 110 тысяч, в 2011 году – уже чуть больше 69 тысяч. За 11 месяцев 2012 года – всего только 47 тысяч. Причинами снижения показателей можно считать увеличение сроков действия «дачной амнистии» в отношении индивидуальных жилых домов до 2015 года. Ведь изначально, по проекту, процесс упрощенной схемы регистрации прав на жилые дома должен был завершиться еще в 2010 году. Теперь же мысль о том, что с регистрацией своего имущества можно повременить, значительно расслабляет наших граждан. Еще одна причина, по которой граждане не спешат оформлять свою недвижимость в собственность, – это нежелание платить налоги. С другой стороны, платой за незарегистрированную собственность могут стать, например, наследственные споры. Ну и, конечно, мы не можем исключать тот факт, что те, кто желал и имел возможность оформить свою недвижимость по «дачной амнистии», уже сделали это.

– Какие задачи ставит перед собой Управление Росреестра по РБ на предстоящий год?

– В наших планах, которые, разумеется, соотносятся с планами Росреестра, – объединение в единый информационный ресурс данных ЕГРП и ГКН. Это намного ускорит обработку запросов и получение документов, позволит вести мониторинг рынка недвижимости. С указанной целью в ведомстве создана рабочая группа, члены которой проводят сверку данных этих двух баз, исключая все возможные ошибки и несоответствия, которые могут содержаться в них. И, конечно же, в наших планах – успешная реализация «дорожной карты» и дальнейшее сокращение сроков государственной регистрации.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой Управления Росреестра по РБ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем