Город Любовь Афлятунова, детская писательница: «У детей безупречное чутьё на ложь»

Любовь Афлятунова, детская писательница: «У детей безупречное чутьё на ложь»

" src=

О современных башкирских писателях, не входящих в школьную программу и не занимающихся активной общественной деятельностью, писать сложно. По одной простой причине – не только большинство читателей, но и подавляющее большинство журналистов с их творчеством просто не знакомо. Что уж говорить про авторов, пишущих для детей. Любовь Александровна Афлятунова в этом ряду приятное исключение. Простые и понятные детские стихи принесли автору славу башкирской Барто и членство в союзе писателей России. Хотя первую ее книгу на родине издали только в прошлом году.

Сколько всего ваших книг вышло сейчас?

– Много уже, я не считала. Если брать мои авторские, то, наверное, штук девять отдельных получится. В сборниках детских очень много моих стихов выходило и, конечно, в журнале «Бельские просторы». Первые мои книги вышли в издательском доме «Проф-пресса» Ростова-на-Дону тиражом от 100 до 200 тысяч экземпляров. Это было в 2005 году. Там сразу четыре книги за очень короткое время издали. А здесь были востребованы мои переводы. В прошлом году вышла антология башкирской литературы, в которую поместили и мои переводы тоже. А дней 15 назад в издательстве «Китап» увидела свет книга перспективного молодого автора Карима Булата «Я кормушку смастерил». Она уникальна тем, что вышла сразу на двух языках, с моими переводами. Кстати, в Москве выпустили три диска детских песен, куда вошли несколько музыкальных произведений на мои стихи. Одно из них называется «Школьные годы», второе – «Продолжение сказки» и «Наша мама самая красивая».

Насколько я знаю, вы планировали с известным композитором и аранжировщиком Вадимом Канищевым даже диск выпустить...

– Пока это только в планах. Хотя песен совместных у нас набралось уже на отдельный диск и даже, наверное, не на один. Песен для взрослых уже написано около 30 и больше 10 песен для детей. Мы уже много лет работаем в прекрасном творческом тандеме. Наша землячка, школьница из Стерлитамака, Даша Дрыгина на Всероссийском конкурсе «Таланты нового века» в Москве с нашей песней «Каникулы» стала победительницей. Одна песня «Мамочка» звучала даже по НТВ. Но чтобы записать диск с песнями, нужен спонсор, которого мы так пока и не нашли.

Где вы черпаете идеи для своих книг? Каким образом вам удается почувствовать, что необходимо ребенку, что ему нравится?

– Во-первых, это свои четверо внуков. Это богатейший материал, настоящая авторская кладовая. А во-вторых, это опыт работы с детьми: как-никак больше 20 лет в школе проработала. Да и сейчас не потеряла интерес к общению с ребятишками. Я очень люблю детей. Еду, например, в автобусе, увижу ребенка, обязательно подойду, пообщаюсь. От них столько нового и интересного всегда узнаешь. Я не стараюсь понравиться ребенку и подстроиться под него. Я просто говорю с ним о том, что ему интересно. Сейчас очень много пишу о животных. Есть и загадки, и стихи познавательного характера, и веселы6не небылицы. Пять азбук мною написано. В Ростове-на-Дону уже вышли «Азбука для девочек» и «Азбука для мальчиков».

Что они из себя представляют?

– Если честно, это работа на заказ. Издательство само обратилось ко мне с таким предложением. Даже осознавая всю трудность предстоящей работы, я не смогла отказаться. А трудность заключается в том, что мне предоставляют картинки, а я по ним уже пишу стихи. Нужно, чтобы не только текст к иллюстрации подходил, но и к букве, о которой идет речь, да еще плюс ко всему в определенное количество строк необходимо уложиться. Задачка для автора, мягко говоря, непростая. Да и времени на работу издатели дают мало. Сейчас тесно сотрудничаю с издательством «Проф-пресса» и налаживаю связи с другими организациями. Три книги уже вышли и еще не меньше четырех готовится. Но трудности меня не пугают, а, наоборот, стимулируют.

Насколько важна иллюстрация при издании детской книги?

– Это самое главное. Ребенок прежде всего видит картинку. Часто книги для малышей выбирают из-за картинок, а уже потом смотрят на текст. И если картинки не интересные, малыш не будет вникать в текст, тем более, если он еще не умеет читать. У меня вызывает огромное сожаление, что сейчас издатели все больше уходят от «живых» картинок, берут за основу не работу художника, а какие-то наметки из Интернета. Я прекрасно понимаю, что это дешевле, но ребенку такая книга перестает быть интересна. Без картинок вообще или с плохими иллюстрациями текст с трудом воспринимается детьми.

Сколько вам было лет, когда вы начали писать?

" src=

– Писать вообще начала со школьной скамьи. Мои сочинения печатали и в классной газете, и в школьной. Учителя всегда хвалили мои произведения. Причем, когда была возможность выбрать свободную тему, я всегда останавливала свой выбор именно на ней. Стихи пошли, когда влюбилась. Ну, так, наверное, было у большинства молодых девушек. Потом проза жизни затянула: маленькие дети, заочное обучение, работа, дом. А вот когда внучка у меня родилась, тогда моя жизнь круто изменилась. По независящим от меня причинам нянчилась с ней именно я. А ведь маленького ребенка надо постоянно как-то развлекать. Мы с ней и пели, и плясали. Сначала русские народные потешки ей читала, а потом уже сама стала для нее стихи писать. Вслед за Юлечкой появился второй внук, потом третий и так далее. Так набрался целый цикл стихов, посвященных внукам. Среди них ставшие уже известными «Не боится Рома грома», «Юля учится ходить», «Зашагал наш малышок», «Мамочка приехала», «Бюллетеним», «По лесочку Юля шла». Десятка три стихов, не меньше. Начала их публиковать в стерлитамакской районной газете «Сельская новь». А на широкую публику я вышла благодаря журналисту из газеты «Белебеевские известия» Денису Ахметзянову. Когда он увидел мои детские стихи, сразу же сказал, что я перспективный автор. На фестиваль поэзии «Родники вдохновения» в Белебее он постарался учредить номинацию «Пишу для детей», и с первого же раза я заняла в ней первое место. Так я попала в традиционный фестивальный сборник «Радуга». И долгое время я там была чуть ли не единственным детским автором. И с тех пор я востребована как детская писательница. В настоящее время активнее меня в этом плане только Николай Грахов. К сожалению, для детей вообще пишут мало.

Как вы думаете, почему так?

– Потому что для детей вообще писать сложно. Кто-то из великих еще в прошлом веке сказал, что для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше. Ребенка не обманешь, и заставить его читать скучную книгу невозможно. У детей безупречное чутьё на ложь.

Не страшно ли вам было браться за что-то новое, неизвестное?

– Это и новым то не было, потому как никогда я не утрачивала вкуса к жизни, сердечной любви ко всему. Стихи – это и отдушина моя была, и для внуков радость. Стоило один-два раза прочитать стишок вслух, они тут же подхватывали, запоминали. Для колыбельных сами мотив придумывали. Первоначально-то я даже не собиралась книги издавать и писательницей на старости лет становиться не хотела. Спасибо внукам, если бы не они, наверное, была бы обычной сельской пенсионеркой (смеется). И хотя старшие уже почти выросли, писать – это уже мой долг, ведь я член союза писателей Российской Федерации.

Как получилось, что ваши книги все-таки увидели свет?

– Я сама взяла и отослала рукописи на удачу в издательство в Ростове-на-Дону. Адрес узнала на обороте какой-то из детских книжек. Я даже не надеялась, что выпустят отдельной книгой. Думала, может быть хотя бы некоторые стихи в какой-нибудь сборник войдут. Но там выпустили сразу четыре книги, да еще и на международную ярмарку послали. В том же году еще одна моя книга вышла в Чувашии.

Где вы берете творческое вдохновение?

– Оно само ко мне приходит. Чаще всего тогда, когда на душе неспокойно, тяжело, когда проблемы наваливаются. Вот тогда стихи у меня рождаются, как из рога изобилия. Самые красивые и веселые стихи рождаются в самые трудные минуты. Я как бы в другой мир погружаюсь, и все проблемы, невзгоды гоню прочь. В сочинения свои невеселые думы и страхи не пускаю: ни близким, ни тем более читателям незачем знать, что и мне бывает нелегко.

Как вы выбираете главных персонажей для своих стихов?

– В основном это дети и животные. Помогает и мой богатый жизненный опыт и сегодняшние ежедневные наблюдения. Я ведь сама вырастила двоих детей и четверых внуков воспитала. Работала и в школе, и воспитательницей в детском саду. А насчет животных... Я же сама выросла в частном доме. Там всегда водилась какая-нибудь живность: и поросята, и цыплятки, и утята. Мы, ребятишки, ухаживали за ними. Да и сейчас у нас целый скотный двор в Николаевке. Я люблю за животными наблюдать – их шалости так похожи на выходки малышей. Сейчас котенок у нас растет, так с ним не соскучишься. Но и этого бывает мало, ведь пишу я не только про домашних животных. Дома у меня три или четыре энциклопедии есть, посвященные животным. По ним я изучаю их основные повадки. Или наоборот, от противоположного иду. В моих стихах лиса может быть наивной простушкой, а в вальсе могут кружиться тюлень и тигрица.

" src=

Часто ли вам в детстве читали сказки? Какая самая любимая?

– Я не помню, чтобы мне кто-то в детстве сказки читал. Нас в семье было пятеро, и у родителей, видимо, просто не хватало времени. Может быть, это и было, но я не помню. Хотя к книгам в семье было особенное отношение. Папа очень любил читать и часто читал вслух какие-то классические произведения, особенно Шолохова любил. Я очень рано выучила алфавит и стала сама за книжками сидеть. Отдавала предпочтение русским народным сказкам и, конечно, не обошлось без чтения классиков советской детской литературы. Тут и Чуковский, и Маршак, и Барто. Все их много раз перечитывала.

Что для вас хорошая детская книга? И какие книги детям покупать не стоит?

– Современные страшилки и ужастики мне кажутся вредными. Те, в которых есть жестокость и насилие. Добрый человек не напишет такие книги. Я даже злюсь и на авторов, и на издателей. Как можно приучать детей к насилию, бессердечию? Все, что пишется для детей, должно нести добро. Детям не должно быть все равно, когда на экране кровь льется, когда кого-то убивают. Если в этот момент у ребенка глаза сухие, то это уже ненормально. Сейчас даже авторитетные детские издания стали печатать детективы со звериным оскалом. А вот умение любить и прощать – это то, что следует воспитывать с самого раннего возраста и чему должна учить детская литература.

Не кажется ли вам, что влияние Запада на наше подрастающее поколение слишком велико?

– Это уже никто не отрицает. Нет ничего плохого в том, чтобы знакомиться с культурой других народов. Если бы мы что-то хорошее брали от них, я бы только радовалась, но ведь берут не самое хорошее, вот в чем беда.

Сильно ли изменились дети за последнее десятилетие?

– Сейчас они более продвинутые. Тот же компьютер мои внуки быстро освоили в отличие от меня. Они с ним на «ты». Но, к сожалению, в большинстве своем дети мало читают. Предпочитают мультики, кино. Встречаясь со своими юными читателями, я заметила, что дети городские и сельские сильно отличаются. Даже те же самые загадки про животных сельским детям даются не в пример легче. И я не думаю, что городские ребята меньше знают животных, просто их от книг многое отвлекает. Вот и получается, что сельские дети более приземленные, они ближе к живой природе.

Как объяснить малышу, что такое добро и что такое зло? Можно ли считать это главной задачей в воспитании ребенка?

– Безусловно, это и есть главная задача. Ребенок должен понять одну простую истину: прежде чем сделать что-то плохое человеку, надо представить себя на его месте. Шутка должна быть шуткой, чтобы все смеялись. А когда одному смешно, а другому плакать хочется, то это уже не шутка. Нельзя утверждать, что зла нет на свете. Просто в сказках должно побеждать добро, чтобы жить с уверенностью в завтрашнем дне и детям, и взрослым.

Какую роль играют сказки у современных детей, уже в столь раннем возрасте привыкшим к компьютерам и получающим гораздо больше информации о мире и людских отношениях?

– Вы бы знали, с каким интересом современные дети умеют слушать. Для них это как глоток свежего воздуха. Мы же постоянно с нашими читателями встречаемся. И могу вам сказать, что нам от них уходить не хочется. Настолько они заражают нас положительной энергией. Они понимают, что книга – это уникальное явление. При себе можно носить весь мир в маленьком дешевом бумажном предмете, который не требует подключений, модемов или колонок. Книги выдержали испытание столетиями. И в большей степени это касается сказок. Они всегда несут в себе позитивный заряд, даже если это печальные сказки. Заряд этот внутри самой сказки, в том, каким языком она написана, а не в том, когда и кем. Хорошая сказка та, что остается в памяти человека на всю жизнь. Человек может забыть автора, художника и даже название, но историю, рассказанную в ней, он будет помнить. В то же время меня радует и вдохновляет то, насколько дети хотят быть знакомыми с произведениями современных авторов и быть подальше от страшилок и пугалок.

Фото: Фото из личного архива Л. АФЛЯТУНОВОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем