Экономика История одного визита

История одного визита

В июне 1904 года по Самаро-Златоустовской железной дороге в Златоуст должен был проследовать император Николай II для смотра и напутствия стоявших там Мокшанского и Черноярского пехотных полков перед отправкой их в действующую армию на Дальний Восток...

Прибытие царской семьи
на Уфимский вокзал, 1904 г.

В июне 1904 года по Самаро-Златоустовской железной дороге в Златоуст должен был проследовать император Николай II для смотра и напутствия стоявших там Мокшанского и Черноярского пехотных полков перед отправкой их в действующую армию на Дальний Восток.

29 июня, следуя по территории губернии, царский поезд сделал остановки на станциях Раевка, Уфа и в Шакше. В 12 часов 43 минуты на станции Раевка царский поезд встречали депутации. Поприветствовав предводителя дворян господина Кутлухамета Тевкелева, депутата господина Николая Гурвича подачею руки, принял от земского начальника Юлия Блюменталя и городского старосты Полозова хлеб-соль. К представителям отдельных групп и к старшинам Николай II обратился с вопросами об их службе.

Накануне газеты известили, что во второй половине дня царский поезд проследует через станцию Уфа. В связи с этим заранее были определены места на платформе и круг лиц, получивших от губернатора разрешение на вход. Экипажи должны были следовать к вокзалу по улице Аксаковской, мимо Железнодорожной церкви, а по прибытии к вокзалу выехать на отведенное полицией место возле Софроновской пристани.

Уже с раннего утра все прилегавшее к вокзалу пространство начали заполнять толпы народа. На отведенные на платформе места прибыла многочисленная приглашенная публика. Справа расположился почетный караул от 243 Златоустовского пехотного полка, далее представители гражданских учреждений, общественные депутации. За полтора часа до прихода императорского поезда из города Златоуста вернулся губернатор генерал-майор Иван Соколовский.

Встреча императора Николая II в Уфе,
1904 г.

Около четырех часов по полудни царский поезд вошел на железнодорожный мост через реку Белую. На колокольне Крестовоздвиженской церкви раздался перезвон. Из храма вышла процессия с хоругвями и иконами, возглавляемая протоиереем Котельниковым. Поезд остановился у фланга почетного караула. Губернатор был приглашен в вагон с рапортом о состоянии вверенной ему губернии. Вскоре на перрон вышли император Николай II с великим князем Михаилом Александровичем. Проходя вдоль фронта, государь поговорил с офицерами гарнизона, принял иконы от игумений Уфимского и Бирского женских монастырей,хлеб-соль от губернского предводителя дворянства князя Александра Кугушева, поздоровался с оренбургским муфтием Султановым, городским головой Александром Малеевым и представителем Уфимского земства Петром Коропачинским.

Состоялся разговор с волостными старшинами и с представителями вольной пожарной дружины. Его величеству представились вице-губернатор Николай Богданович и начальники отдельных частей. Далее в сопровождении свиты губернатора и вице-губернатора император перешел через вагон на вторую платформу. Там стоял поезд, в котором с Дальнего Востока на родину возвращались раненые солдаты. Николай II пожелал лично их поприветствовать и выразить благодарность и одобрение. После прощания государь вошел в свой вагон и встал у окна. Поезд медленно тронулся. Народ провожал его раскатами могучего «Ура!».

Начальнику губернии было передано две тысячи рублей для раздачи беднейшим жителям города Уфы. Поделили их так:

  • губернскому попечительскому комитету о бедных пособие 192 нуждающимся – 768 рублей;

  • дамскому отделу при комитете о бедных и нуждающихся – 144 рубля;

  • господину муфтию для 47 нуждающихся мусульман – 188 рублей;

  • настоятелю Римского католического костела – 7 нуждающимся – 35 рублей;

  • мещанскому старосте для 104 нуждающихся – 416 рублей;

  • канцелярии губернатора для 18 нуждающихся – 416 рублей;

  • остальные 359 рублей предназначены беднейшим жителям города Уфы.

По пути следования в город Златоуст императорский поезд имел краткую остановку на станции Аша-Балашовская.

Город Златоуст также задолго до визита стал готовиться к торжественной встрече государя императора. Ремонтировалось шоссе от вокзала к городу, выравнивался плац. Горожане украшали свои дома гирляндами из зелени и цветов, флагами. 30 июня, несмотря на пасмурный и дождливый день, жители с рассвета потянулись к вокзальному шоссе и к плацу. На вокзале собрались многочисленные депутации, с нетерпением ожидавшие прибытия императорского поезда.

В 9 часов утра поезд прибыл в Златоуст, где его встречали и приветствовали дворянская депутация во главе с уездным предводителем Апполоном Новиковым, главный начальник Уральских горных заводов Петр Боклевский и горный начальник Златоустовского округа Анатолий Зеленцов, депутации от земства, мещан, волостей и сельских обществ. Вдоль шоссе, по пути следования царского кортежа на плац, сплошной стеной стояли толпы народа.

В 10 часов начался высочайший объезд войск. На плацу, представляя внушительную картину, побатальонно выстроившись, стояли 214 Мокшанский и 282 Черноярский пехотные полки. По окончании объезда оба полка прошли мимо царской свиты церемониальным маршем. Каждый батальон был удостоен царским спасибо. После прохождения полка, в центр фронта были отозваны офицеры. Поздравив их с походом, государь император обратился к войскам, благословил каждый полк святыми образами от имени государыни императрицы и от своего имени.

Далее государь император и государь наследник проследовали в город на службу в Троицкий собор, приняли благословление владыки – святые образа – и отправились в обратный путь.

В помещении вокзала от Златоустовской оружейной фабрики и Кусинского заводов была устроена выставка золотых изделий, оружия, военных снарядов, изящного чугунного литья. Государь император интересовался размером производства, ценами, числом рабочих и так далее. Руководство оружейной фабрики поднесли его величеству и его высочеству шашки своего изготовления. В свою очередь, император с признательностью передал мастеровым, их изготовившим, серебряные часы с гравированным на них царским вензелем. Кроме того, шашки были подарены министру его императорского двора и лицам государевой свиты.

Выйдя на перрон, его величество осмотрел эшелон подвижной артиллерийской мастерской Манчжурской армии и выстроенные тут же Бессарабский и Екатеринославский отряды Красного Креста и, пожелав уполномоченным отрядов, сестрам милосердия и остальному персоналу отрядов благополучного возвращения домой, проследовал в вагон. В 12:30 утра поезд отошел от станции Златоуст. Его величество, стоя у открытого окна, милостиво раскланивался с народом.

И на обратном пути приближение императорского поезда к городу Уфе было встречено торжественным звоном колоколов. Поезд подходил медленно. На платформе находились управляющий губернией, начальники учреждений и вольная пожарная команда в полном составе. Остальные, желавшие видеть императора, живой стеной стояли по пути следования локомотива, а оркестр вольной пожарной команды играл «Боже царя храни». От станции до железнодорожного моста зажжены были смоляные бочки, придавая происходящему очень торжественный вид.

7 июля 1904 года телеграмма Российского агентства Петербурга извещала: «Государь император повелел объявить благодарность его величества губернаторам Московскому, Тамбовскому, Симбирскому, Уфимскому, Самарскому и исправлявшему должность Пензенской губернии за порядок на улицах при проезде его величества на местах высочайших смотров войск в городах: Коломне, Моршанске, Пензе, Сызрани, Златоусте, Самаре и Тамбове».

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем