Культура Картины оскорбили башкир истории «Грозятся вырвать уши, облить кислотой». Почему художницу затравили за эротические рисунки голых башкир

«Грозятся вырвать уши, облить кислотой». Почему художницу затравили за эротические рисунки голых башкир

Мы разбираемся в скандале, изучив мнения всех сторон

Картины Алёны вызвали широкий резонанс в обществе

Уфимская художница Алёна Савельева в начале января оказалась в центре национального скандала. Серия ее картин, посвященных башкирам, их быту и культуре, подверглась жесткой критике со стороны местных активистов, общественности и даже некоторых представителей власти. Произведения Савельевой обсуждали на высшем уровне: свое мнение высказал глава Башкирии Радий Хабиров, в местном парламенте — Курултае — прошел тематический круглый стол.

Ажиотаж вызвало специфическое видение художницы: вместо привычных величественных образов прямиком из этнографических энциклопедий она показала башкир, танцующих нагишом и увлеченных сексуальными ухаживаниями друг за другом. На некоторых из них Алёна изобразила элементы башкирского национального костюма.

— Есть убеждение, что национальные народы ничем таким не занимаются, а только думают о продолжении рода и о традициях, — объяснила Савельева. — Поэтому я решила их раздеть и показать, что наш народ и в сексе достаточно продвинутый.

От селфи в гробу до портретов башкир

Алёна — яркая представительница так называемого contemporary art, или современного искусства, построенного на синтезе множества концепций и художественных методов прошлого и настоящего. По мнению уфимского арт-критика Кристины Абрамичевой, в Башкирии художников такого профиля «можно пересчитать по пальцам».

Картины Савельевой вместе с произведениями других современных художников республики можно было увидеть, например, на выставке «Баш на Bash», еще в 2016 году провозгласившей «отказ от традиционных ассоциаций с Башкирией». Алёна осталась верна этому принципу и в дальнейшем.

— Вообще идея была показать другим регионам, что башкиры — такие же современные люди, как и все остальные, что мы ничем не отличаемся, — рассказала она. — Потому что, когда я приезжала в другие города, люди думали, что я местная, а когда узнавали, что я из Башкортостана, они мне отвечали следующее: «О, вы же там до сих пор в юртах живете, у вас там казни на улицах».

Ранее Алёна уже проводила яркие художественные акции

Свой нетривиальный подход Савельева демонстрировала и до скандала — в январе 2019 года в Уфе открылась экспозиция «Разлука», в ходе которой гостям предлагали сделать селфи в гробу. Один из авторов проекта Максим Холодилин тогда пообещал «заупокойное, но веселое событие».

Однако «Разлука» большого резонанса не произвела, так и оставшись локальной экстравагантной акцией. А вот серия работ о Башкирии, начатая художницей в конце декабря 2020 года, стала настоящей информационной бомбой.

Конфликт с националистами

Сложились все обстоятельства: напряжение на фоне ареста членов запрещенной в РФ национальной организации «Башкорт», отголоски борьбы за родную землю на Куштау, этнический конфликт в Кармаскалах, усиление протестных настроений в регионе.

— В 2020 году произошла институализация протеста, организации подобного рода инициатив. В целом несвойственная регионам России ситуация, — прокомментировал политолог Дмитрий Михайличенко. — Метафорично можно сравнить общество с больным организмом, любое дополнительное повреждение которого воспринимается как серьезная трудность. Столь сильное национальное напряжение в многонациональной республике негативно сказывается на всем обществе.

Всё это привело к неожиданно громкой реакции на картины Савельевой. До этого известная лишь узкому кругу ценителей художница в одночасье стала героиней новостных заголовков республиканских и федеральных СМИ. Девушка подверглась травле, стала получать угрозы от радикально настроенных граждан.

А началось всё с поста в «Фейсбуке» — о работах Савельевой негативно высказался один из идеологов опального «Башкорта» Руслан Габбасов.

— Алёна — не башкирка, но все последние ее картины, которые она выкладывает на своих страницах, о башкирах, — написал он. — Правда, подается всё это в каком-то сексуально-извращенном виде. Тут откровенное издевательство над башкирами, над башкирской культурой. Будут ли приняты к ней меры?

Сама Савельева утверждает, что не преследовала цели оскорбить кого-либо, а даже наоборот.

— Весь негатив шел с подачи националистов, но нельзя всех так называть. У меня есть друзья башкиры и башкирки, это адекватные современные люди, — объяснила она. — Это проблема чисто какой-то социальной группы, которая не ходит в музеи. Их не так много, но они радикальные. Понятно, что любой радикал идет намного активнее, чем человек с другим мышлением.

Угрозы и обращение в полицию

Скандал разгорелся быстро — в первые дни после публикации поста Габбасова о картинах Савельевой высказались журналист Марат Гареев, арт-критик и член СПЧ Башкирии Кристина Абрамичева, художник Максим Холодилин, руководитель аппарата Общественной палаты республики Шамиль Валеев, путешественник Олег Чегодаев, общественница Полина Вишневская и многие другие.

Общество разделилось на тех, кто поддержал Савельеву, и тех, кого ее работы возмутили. Сама художница такого резонанса не ожидала.

— Я просто хочу сказать, что не хотела никого обидеть своими рисунками, — призналась она. — Я ожидала, что яркие цвета и динамичные композиции будут радовать зрителя. Я и представить не могла, что это кого-то оскорбит. Когда я рисовала, я думала о красоте тела, национальных костюмов, о природе. Я родилась, училась, живу и работаю в Башкортостане. Это и моя Родина.

Савельевой и ее близким начали угрожать. Поначалу она игнорировала это, однако ситуация накалилась.

— В какой-то момент написали моей подружке личное сообщение с оскорблениями меня: «Вот рисует там одна, рисует и не думает о здоровье своих близких и друзей, да придет время возмездия», — рассказала она. — Потом еще одному моему другу угрожали, и такие сообщения прислали нескольким людям.

Эта картина рассмешила сотрудника полиции

Девушка в итоге обратилась в полицию. Савельева призналась: боялась за жизнь и здоровье родных и друзей.

— Когда люди пишут, что я унизила целую нацию, грозятся вырвать уши, поломать ребра и что я буду лежать в луже из собственной крови, — это ненормально, — объяснила она. — В полиции мне сказали, что вряд ли кого-то найдут. Даже несмотря на то что мне писали, что надо бы мне облить лицо кислотой. В комментариях, в открытом виде. И полицейские сказали, что обойдутся они, скорее всего, только штрафом.

В полиции с девушкой произошел забавный случай. Один из сотрудников по имени Ильнур попросил Алёну объяснить задумку картин и показать и ему.

— Я показала, и тут началось. Этот большой серьезный дяденька, когда понял, что молодая пара с медом, просто засмеялся, как ребенок, и не смог остановиться, — рассказала она. — Смех был такой заразительный, что все в участке и я смеялись.

Реакция власти

Одна из распространенных претензий к Савельевой звучала следующим образом: почему художница изобразила в таком виде только башкир, а не, например, русских или представителей других национальностей.

На самом деле, говорит Савельева, это замечание несостоятельно. В портфолио художницы есть картины с чеченцами и даже с самим Рамзаном Кадыровым, с жителями Северной столицы.

— При этом чеченцы претензий не предъявляли, — отметила она.

Даже портрет Рамзана Кадырова в гробу не вызвал никаких скандалов

Тем не менее откровенные изображения башкир не понравились главе Башкирии Радию Хабирову. На одном из оперативных совещаний в правительстве региона он высказался о картинах Савельевой довольно однозначно.

— У меня у самого бабушка, у нее селтэр был — это для женщины очень важный элемент национальной одежды, и вот так по-скотски это рисовать — мне не нравится очень, — сказал он. — Давайте аккуратнее будем с этими вещами: национальные отношения — самая тонкая грань.

Селтэр — башкирское нагрудное женское украшение. Оно представляет собой плетеную из нитей сетку, украшенную монетами.

В Курултае Башкирии по поводу картин Савельевой даже провели круглый стол, на котором присутствовали видные деятели искусства: кинорежиссер Булат Юсупов, заслуженный художник Башкирии Расих Ахметвалиев, заместитель директора музея имени М. В. Нестерова Светлана Игнатенко и другие. Все они сошлись на том, что произведения художницы — «это явная провокация». Заседание напоминало судилище, при этом самой Савельевой на круглом столе не было.

— Не стоит шутить с национальными символами, провоцировать людей ради шумихи и ажиотажа, — высказался председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту республики Раиль Асадуллин. — Не стоит стремиться к подобной славе.

На круглом столе, где обсуждали картины Алёны, собрались деятели искусства Башкирии

Светлана Игнатенко, в свою очередь, разразилась целой тирадой, в которой обвинила Савельеву в «попрании сакрального». Она назвала художницу «духовно неразвитым», «необразованным» человеком.

— У нее нет культуры памяти, — заявила Игнатенко. — Посочувствовать бы человеку. Что будут делать ее дети, когда узнают, что происходило с их мамой? Она несчастна. То у нее в гробу лежат вожди, то она сама лежит в гробу, разве так можно?

В итоге парламент Башкирии призвал правоохранителей дать оценку картинам с голыми башкирами. По мнению председателя Курултая Константина Толкачёва, «каждый человек должен нести ответственность за те последствия, которые может вызвать его творчество».

— Нельзя играть с национальными символами, провоцировать людей ради шумихи и ажиотажа. На мой взгляд, работы вообще не заслуживают такого внимания и обсуждения, — заявил он.

Савельева рассказала — от реакции Хабирова и культурного бомонда была в шоке. Девушка призналась, что не могла поверить в реальность происходящего.

— Я сначала не поверила, что глава республики мог сказать нечто подобное. Позже мне прислали видео, где Радий Хабиров говорит свое «по-скотски». И даже в этом видео я всё равно следила за губами главы и не могла поверить, что он реально это сказал, — рассказала художница. — Когда парламент решил поддержать мнение Радия Фаритовича и за круглым столом обсудить мои рисунки, я поняла, что волноваться уже не стоит. События стали принимать какие-то уж больно антиутопические обороты.

Чем всё закончилось?

Пока ни о каких проверках по данному факту правоохранительные органы не сообщали. Тем временем глава Башкирии всё же сменил гнев на милость, узнав о том, что Савельевой поступают угрозы, он вновь высказался о ситуации.

— Если за высказанное мнение и собственное видение мира люди начнут друг другу глаза выкалывать и пальцы отрубать, то это кончится весьма печально, — отметил он. — Конечно, мы не должны этого допустить. И если таковые факты есть, вы тогда официально напишите на мое имя. Я это переправлю соответственно в прокуратуру и МВД. Длинные языки чьи-то немножко остудить надо и горячие головы.

Впрочем, Хабиров добавил, что остался при своем мнении и по-прежнему не в восторге от работ Савельевой. Тем не менее художница намерена продолжить скандальную «башкирскую серию». Она рассказала, что у нее уже есть задумка картины с национальным героем Салаватом Юлаевым.

— Вся эта ситуация способствует тому, чтобы я продолжила, чтобы не думали, что я испугалась, — рассказала она.

По словам Савельевой, резонанс вокруг ее картин привел и к положительным переменам — всю серию раскупили за два дня, вырос интерес и к другим работам художницы.

Всё чаще в адрес Алёны звучат слова поддержки. Высказался, например, председатель Общественной палаты Башкирии Ростислав Мурзагулов.

— Как отъявленный патриот всего башкирского, уверенно заявляю, что ни один психически здоровый башкир с чувством юмора при просмотре картинок не пострадал, — сказал он.

Солидарность с Савельевой проявил и уфимский журналист Марат Гареев.

— Я не хочу, чтобы моя родина, Башкирия, всё дальше оставалась пещерной недоразвитой нецивилизованной стороной, — сказал он.

Сама художница рассказала, что не уверена, закончилась ли эта история или нет.

— Конечно, с одной стороны, всё это очень неприятно, но жить-то надо. После всего этого негатива какие-то незнакомцы мне стали усиленно присылать морализаторские сообщения, в том числе и с проклятьями, — рассказала она. — Однако ситуация заиграла новыми красками, когда Радий Хабиров уже не был оскорблен. Хочу отметить, что всё это время много людей интересовались моим самочувствием и всячески поддерживали. Мои друзья и коллеги знали, что я никого не хотела обидеть или оскорбить.

Подробнее о ситуации вокруг картин Алены читайте тут.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем