Культура Свободные от мужчин: как корреспондент UFA1.RU проникла в мир башкирского феминизма

Свободные от мужчин: как корреспондент UFA1.RU проникла в мир башкирского феминизма

За вход в святая святых пришлось отдать 100 рублей

Наша Светлана (справа) чувствовала себя на собрании феминисток не в своей тарелке

По меткому и остроумному выражению Залины Маршенкуловой, известной в России эсэмэмщицы, которая работает в проекте «Женская власть» на телеграм-канале, «российские феминистки хотят слезть с иглы мужского одобрения». Это высказывание «бешеной феминистки», как Залина называет сама себя, стало мемом. Медийные мужчины придумали окончание к этой фразе: «и сесть на лицо патриархату».

На днях в центре современного искусства «Облака» прошел первый в истории республики фестиваль башкирских феминисток «ФемБайрам», который начался в 12 часов пополудни и продолжался до позднего вечера.

Чего же хотят и добиваются башкирские феминистки? С этим разбирался корреспондент UFA1.RU.

100 рублей за вход в мир башкирского феминизма


Я пришла на «ФемБайрам» уже ближе к вечеру. Женский праздник все же, свои дела. В конференц-зале шла лекция — девушка задвигала про раздельный сбор мусора.

— Не туда попала, — подумала я, вышла из зала и начала рассматривать развешенные на стенах галереи картины местных художников, в основном «женскую обнаженку».

Тут мое внимание привлекли розовые фемпеченьки на столике с веселыми надписями, типа «стряхни патриархат с о своих плеч», «смой матриархат со своих рук».

Значит все же пришла по адресу.

Чтобы попасть на фестиваль, пришлось заплатить за вход сто рублей донейшен, то есть по-русски «минимум». Я налепила стикер на сумку и теперь уже на законном основании отправилась проникать в мир башкирского феминизма.

Это те самые фемпеченьки

Про мусор, проклятый мужской патриархат и пресловутый «стеклянный потолок»


Про мусор рассказывала уфимская экофеминистка Лиана Медведева. Она призвала собравшихся к раздельному сбору отходов и удалилась.

В зале сидели около двух — трех десятков молодых девушек и женщин, на вид явно не докормленных, не обласканных и недолюбленных с детства. Среди них бледными пятнами выделялись несколько анемичных лиц женственных юношей. Руководила всем этим действом моя давняя знакомая Тансулпан Буракаева, известная башкирская феминистка и по совместительству кинорежиссер. Тансулпан оказалась в положении.

— О, это может стать главной прекрасной новостью феминистского фестиваля! — промелькнула в моей голове коварная мысль.

Микрофон дали в руки девушке с обритыми висками и петушиным гребнем на голове — Карина Романова, выпускница УГАТУ, оказалась радикальной феминисткой.

— Веками мужчины угнетали женщин, — начала свою лекцию Карина.

— А как же матриархат? — робко задала я свой вопрос.

— Матриархата в истории человечества не было, — отрезала Карина. — Женщины всегда были продуктом обмена и сексуальным товаром и всегда могли существовать только при мужчинах.

— А как же русские царицы Елизавета и Екатерина Великая? Во время их правления государством российским как раз таки мужчины находились при женщинах во власти?

На этот мой вопрос Карина не ответила и продолжила призывать собравшихся женщин полностью отелиться от мужчин, создать свое автономное женское общество и перестать рожать детей.

— Человечество же вымрет, если женщины перестанут рожать, — громко ужаснулась я.

— Ну и пусть, — ответила Карина. — Земля, наша планета, и так перенаселена. А наш социум, общество с детства навязывает девочкам гендерную роль матери и домохозяйки. Женщины, рожающие детей, не развиваются, остаются тупыми и не могут сделать карьеру.

— Вот неправда! — не согласилась я с оратором.

Гостей на фемсобрании было не много — человек 30

Я припомнила свое пацанское детство, когда лазала по деревьям, дралась с дворовыми мальчишками, а бабушка прятала меня в подпол от разъяренных мамаш обиженных мальчиков. Вспомнила, как мечтала о большой красивой кукле, которую папа наконец-то подарил мне в восьмом классе. И я, дылда такая, с упоением играла с ней. Никто мне ничего не навязывал. И я громко и отчаянно выкрикнула:

— Но потребность рожать детей — это природный инстинкт каждой здоровой женщины. Ребенок вовсе не мешает, а, наоборот, развивает женщину, заставляет всему учиться.

И тут собравшееся феминистское сообщество с негодованием обрушилось на меня:

— Вы дискриминируете больных людей, а сегодня все больны, — осудил мою точку зрения бородатый юноша.

— Я собираюсь учиться в мединституте, и ребенок мне будет мешать, — заявила моя соседка, молодая башкирка.

— Женщина с красными волосами, перестаньте задавать свои глупые вопросы, — крикнула мне девушка в зеленой кофточке с задних рядов. И прочла целую отповедь моим нефеминистским воззрениям. Я, наконец, сдалась и замолчала.

В зале завязалась бурная дискуссия. Каждый кричал о своем, и ничего понять было невозможно.

По мнению феминисток, рожать детей женщин заставляет общество. А они хотят карьеру и платье

«Не надо обществу навязывать нам гендерное поведение»


Лекцию Кристины Абрамичевой, уфимской архзащитницы, крестной мамы сексуальных меньшинств, по своим взглядам — либеральной феминистки, я слушала уже молча. И кое с чем соглашалась.

Действительно, для того чтобы изменить положение женского сообщества в России, как считают либеральные феминистки, необходимо работать на законодательном уровне и пускать наиболее активных женщин во власть. Пока этому мешает пресловутый «стеклянный потолок». Женщин во власти — законодательной и исполнительной — в нашей стране крайне мало, и они вынуждены играть по мужским правилам. К слову, в Башкирии нет ни одной женщины — главы администрации района. А о женщине — главе региона пока и мечтать не приходится.

— Либеральные феминистки, — продолжала Кристина Абрамичева, — выступают за свободу и раскрепощенность в сексуальной сфере, за право распоряжаться своим телом самим. Они требуют права на аборты, оплаченные из Фонда медицинского страхования. Выбор рожать или не рожать детей должен принадлежать только самой женщине, и не надо обществу навязывать нам гендерное поведение. Не надо дарить девочкам кукол и кухонную утварь.

— А что же девочкам дарить — автоматы, паровозики и трактора? — подумала я про себя. Но возмущать фемнастроенное общество больше не решилась.

— Девочкам надо дарить конструкторы и развивающие игры, — как бы подслушав мой вопрос, продолжила Кристина, — воспитывать в них лидерские качества, развивать интеллект с детства.

Собственно, и в этом есть своя правда, с которой тоже трудно спорить.

Еще девушки немного помузицировали 

Общение в формате «живая книга»


Следующим пунктом программы «ФемБайрама» значилось общение с «живыми книгами» — это наиболее «прошаренными» в вопросах феминизма молодыми людьми, девушками и юношами. Им можно было задавать вопросы про аборты, про трансгендерные отношения, про угнетение женщин в интеллектуальной сфере и дискриминацию слабого пола в сфере трудовых отношений.

Я выбрала для себя «живую книгу» с плакатиком «Вы чо, хотите асфальт класть?».

Познакомились. Нурия Мухаметдинова по своим взглядам оказалась анархофеминисткой.

— Анархофеминистки отрицают роль государства и капитала, — рассказала мне Нурия. — Но сама я работаю на капитал: я фрилансер, пишу копирайтерские тексты на заказ, сижу дома и неплохо зарабатываю…

По образованию Нурия — врач-терапевт, а по профессии — журналистка. Мы обсудили с ней антиженские перекосы в трудовой сфере в нашей стране. Оказывается, российские женщины хотят работать капитанами речных и морских судов, дальнобойщиками, пожарными, водолазами-спасателями, операторами нефте- и газовых установок. Но российское законодательство им этого не разрешает. В то время как в развитых европейских странах дамы давно и успешно трудятся в этих направлениях.

— А что делать матери-одиночке, например, в деревне, где единственное место работы — оператор нефте- или газовой установки? А ее туда не берут! — негодовала Нурия.

Вопросов в современном российском феминизме пока больше, чем ответов. Башкирское же фемдвижение возникло всего несколько лет назад и началось с пяти активисток. Судя по «ФемБайраму», оно набирает обороты.

«ФемБайрам» напоминал скорее вечеринку у друзей, чем собрание людей, объединенных борьбой с гнетом

Феминистки пытаются объединиться


Для себя я выяснила, что современный феминизм в нашей стране, да и в мире тоже совершенно неоднороден и разнообразен в своей массе. Интересно и то, что феминистки по всей России как-то пытаются объединиться, что для женского сообщества традиционно не характерно. Участниц башкирского фестиваля «ФемБайрам» приветствовали их соратницы из санкт-петербургского сообщества «Ребра Евы». Фемпетербурженки создали свое коворкинг-кафе — территорию, свободную от мужчин. Вход мужчинам в женское кафе «Ребра Евы» разрешен только с семи часов вечера. И даже депутат Госдумы РФ Милонов не смог туда попасть. А 9 марта феминистки из движения «Ребра Евы» обрызгали мужчин, пришедших их поздравить с праздником, из перцового баллончика.

Башкирских феминисток через видеообращение поприветствовали также их киргизские соратницы, они провели в Международный женский день свою акцию в столице Киргизии.

«Украсили» фестиваль выступления уфимских поэтесс Марианны Плотниковой и Геры Столицыной.

Самым же интересным на «ФемБайраме» для меня стало то, что одна из главных башкирских феминисток и организаторов фестиваля кинорежиссер Тансулпан Буракаева совсем скоро станет мамой.

— Кого ждете, Тансулпан? — спросила я ее.

Феминистка ответила с нежностью:

— Девочку!

Башкирские феминистки — дамы с характером. Даже Радию Хабирову умудрились показать зубы. Врио главы Башкирии поздравил всех женщин республики с 8 Марта, а дамы узрели в этом ущемление их прав и наводнили своим возмущением соцсети.

Если вы хотите высказать свое мнение по поводу феминизма, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем