Бизнес Стратегия пенсионной системы: будет ли жизнь после пенсии?

Стратегия пенсионной системы: будет ли жизнь после пенсии?

На пенсию рано или поздно выходить придется каждому. По данным Отделения Пенсионного фонда России по РБ, только сегодня в Башкирии насчитывается более миллиона пенсионеров. Ежегодно на пенсию выходит по 80 тысяч человек. При этом, по мнению уфимских экспертов, новая пенсионная стратегия до 2030 года, разработанная Минтруда РФ, в нынешнем варианте сильно «ударит» по работодателям, самозанятым гражданам и мигрантам.

Напомним, стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года определяет задачи долгосрочного развития пенсионной системы, социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения. До 1 декабря этого года она будет передана на рассмотрение в правительство РФ. Мнения о документе довольно противоречивы, а обсуждение его ведется уже давно.

По мнению заместителя министра труда и социальной защиты населения РБ Натальи Алмаевой, стратегия должна учитывать длительный стаж при формировании трудовой пенсии. «Сегодня в Башкирии за длительный стаж работы (для женщин – 35 лет, для мужчин – 40 лет) предусмотрена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), – говорит Наталья Алмаева. – В федеральном законодательстве нет такой доплаты. К сожалению, размер выплаты составляет сегодня порядка 145 рублей, много выплачивать за счет бюджета возможности не позволяют. Но когда люди приходят за оформлением звания «Ветеран труда», многие идут не ради денег, а для морального удовлетворения».

Второй момент, на который обращает внимание эксперт, касается мигрантов. Согласно стратегии социальная пенсия может быть назначена гражданам, постоянно проживающим на территории РФ не менее 15 лет. «Но если мы хотим решать проблему в комплексе, концепция должна учитывать проблемы развития региона и решение демографических проблем», – отмечает госпожа Алмаева. По ее мнению, возможно, стоит либо снизить ограничение до пяти лет, либо вовсе отменить данное ограничение.

Декан факультета государственного муниципального управления БАГСУ при президенте РБ Риля Салахутдинова обращает внимание на поэтапное приведение размеров страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствии с уровнем пенсионных выплат. «Речь идет об изменении подходов к выплатам, которые осуществляют самозанятые граждане, – говорит она. – Большая часть таких граждан эти выплаты даже не осуществляют. Поэтому питать иллюзии, что все они будут платить, нельзя».

«Меня пугает еще одно направление – преобразование системы досрочных пенсий, – говорит Риля Салахутдинова. – Мы понимаем, что лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, достаточно много. Как механизм, предлагается, что работодатели будут платить некоторую большую сумму, если у них есть эти категории. Как мне кажется, это иллюзия. Это приведет к росту правонарушений в этой сфере, потому что работодатели будут пытаться переводит работников из одной категории в другую, и вряд ли они согласятся платить эту сумму».

Также эксперт сомневается в возможности внедрения корпоративного пенсионного обеспечения. «Сколько корпораций в России, кроме Газпрома и ряда других корпораций, могут развивать корпоративное пенсионное обеспечение? – задается вопросом Риля Салахутдинова. – Если мы посмотрим, сколько предприятий выставляют свои коллективные договоры на конкурсы для того, чтобы определить предприятия наиболее высокой социальной эффектности – их не так много. Второе – когда мы говорим о корпоративном пенсионном обеспечении, мы должны учитывать, заинтересован ли работодатель, чтобы работник работал на данном предприятии в течение всей жизни? Ведь большинство предприятий в этом попросту не заинтересованы. Как перспектива – да, это хорошее направление, но делать на это ставку нельзя».

Иной точки зрения придерживается президент НПФ «Башкомснаббанк» Раис Идиятуллин. «Для работы корпоративных схем необходимы ресурсы, причем не так много, – считает он. – Чем раньше предприятия будут формировать пенсионные деньги, тем меньше будут затраты. Достаточно платить в месяц на уровне 100–200 рублей, чтобы обеспечить себе в течение пяти лет выплату пенсии в размере 3-5 тысяч рублей. Это не такие большие деньги, и долговая нагрузка на предприятия не очень большая. Тем не менее, в России на эту программу не обращают внимания, в первую очередь, по незнанию и отсутствию должного стимулирования, и нет элемента обязательности».

«Создается впечатление, что Минтруд всю реформу делает, чтобы сэкономить дефицит бюджета пенсионного фонда», – говорит директор уфимского филиала Российского государственного социального университета Рустем Ахмадинуров, который считает, что сокращение накопительного элемента с 6 до 2% – это предложение не совсем верное. Также, по его словам, необходимо сделать прозрачную и четкую пенсионную формулу, по которой каждый гражданин смог бы рассчитать свою пенсию. «Сегодня размер своей пенсии рассчитать, наверное, никто без работника пенсионного фонда не может, хотя во всем мире рассчитывают свою пенсию заранее, – говорит Рустем Ахмадинуров. – Кроме того, нужно создавать достаточно серьезные стимулы, чтобы и работодателям, и гражданам было выгодно отчислять туда средства. Сегодня есть программа софинансирования, но она не работает потому, что это не так выгодно. Есть финансовые инструменты долгосрочных вкладов, дающие больший доход».

«На сегодняшний день по РБ участниками программы государственного софинансирования пенсии являются 300 тысяч человек, которые внесли порядка 460–470 миллионов собственных денег, – говорит член правления Пенсионного фонда России, управляющий по РБ Фоат Хантимеров. – Это не менее двух тысяч на человека, и они получают на эти суммы софинансирование государства. Я считаю, что это не мало». Более подробное мнение эксперта о стратегии пенсионной системы читайте в рубрике «Комментарий дня».

Еще одна проблема связана с финансовой грамотностью населения в части пенсионного обеспечения. «Молодежь практически не знает об этом, – говорит заведующая отделом социально-гуманитарных проблем Федерации профсоюзов РБ Лида Исаргакова. – Из 1,5 тысяч человек, опрошенных фондом общественного мнения, только 15% заявили, что они слышали о грядущей пенсионной реформе. И даже среди этих 15 процентов «от и до» о пенсионной реформе практически никто не знает».

Еще один спорный момент – стаж работников. «Радует тот факт, что наконец-то декретный отпуск будет входить в общий стаж, – считает Лида Исаргакова. – Но что касается 40 и 45 лет стажа, который будет необходим для получения максимальной пенсии, получается, что в вузах на очном отделении мало кто будет учиться, поскольку обучение в стаж не входит. Президент все-таки снижает планку до 35 лет, а профсоюзы России настаивают на снижении этой планки до 30 лет, потому что собрать 40–45 лет стажа, учитывая нестабильность на рынке труда, нереально».

Фото: Фото с сайта Gs.by

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем