Авто Башкирский ЛУКОЙЛ прирастет только «Сибирью»?

Башкирский ЛУКОЙЛ прирастет только «Сибирью»?

В мае ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в Федеральную антимонопольную службу России с ходатайством о присоединении ООО «Сибирь-ойл». На первый взгляд, для жителей республики это событие примечательно только тем...

" src=

В мае ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в Федеральную антимонопольную службу России с ходатайством о присоединении ООО «Сибирь-ойл». На первый взгляд, для жителей республики это событие примечательно только тем, что оба предприятия зарегистрированы по одному адресу в Уфе: проспект Октября, 1. Но если копнуть глубже, то «вылезет» немало интересного.

ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» – региональный оператор ОАО «ЛУКОЙЛ» по розничной и мелкооптовой реализации нефтепродуктов. Основные виды деятельности общества: реализация топлива, масел, сопутствующих товаров, хранение нефтепродуктов, капитальное строительство и эксплуатация нефтебаз и промышленных объектов. ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» принадлежит 0,0004% акций ОАО «ЛУКОЙЛ» и 0,0004% доли в уставном капитале.

Зона присутствия общества охватывает 10 регионов России (Республики Башкортостан и Татарстан, Курганская, Оренбургская Самарская, Тюменская, Челябинская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), включает почти 300 АЗС и 11 нефтебаз, в том числе 36 АЗС и 4 нефтебазы на территории Республики Башкортостан. Генеральной схемой развития ОАО «ЛУКОЙЛ» предусмотрено ежегодно инвестировать в строительство новых и реконструкцию действующих АЗС в зоне ответственности ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» 1,350 млрд руб.

ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» имеет собственные объемы нефтепереработки на уфимских нефтеперерабатывающих заводах (до 300 тысяч тонн Западно-Сибирской нефти ежемесячно).

Но у нас в республике исторически правит автозаправочный бал ОАО «Башкирнефтепродукт». И для Башкортостана, где немногочисленные пришлые компании со своими АЗС являются пока что лишь своеобразным дополнением ОАО «Башкирнефтепродукт», лукойловские показатели на территории республики скромные. ОАО «Башкирнефтепродукт» владеет 20 филиалами, в составе которых насчитывается более 300 АЗС. Резервуарный парк «Башкирнефтепродукта» и 20 филиалов позволяет одновременно хранить более 600 тыс. куб. м нефтепродуктов. Нет ни одного района в республике, где бы не было заправок «Башкирнефтепродукта».

О какой-то реальной конкуренции в сфере розничной торговли такими нефтепродуктами, как бензин и дизтопливо, сегодня говорить пока что не приходится. «Чужаков» не пускали в Башкирию долго. А если и пускали, то весьма дозированно. Наверное, в этом был какой-то резон, потому что одно дело построить автозаправку в Уфе или где-нибудь на оживленной федеральной трассе и снимать с нее сливки, и совсем другое – содержание убыточных заправок в сельской глубинке по всей республике.

Но такое искусственно поддерживаемое преимущество на рынке породило и свои минусы. Наверное, большинство автолюбителей согласятся с тем, что культура обслуживания на периферии на бело-синих заправках оставляет желать лучшего. О качестве моторного топлива на таких заправках голословно, ввиду отсутствия проверенных данных, говорить публично не будем. Но не нами и не единожды подмечено, что реальная конкуренция всегда идет на пользу качеству товара, а монополия развращает людей, ответственных за качественные показатели.

Поэтому-то для башкирских автолюбителей и интересна сделка ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» с присоединением ООО «Сибирь-ойл». И вот почему.

ФАС России продлила срок рассмотрения ходатайства по этой сделке «в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения этого ходатайства, а также получения дополнительной информации».

Такое решение принимается в том случае, если установлено, что заявленное в ходатайстве присоединение «может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц)». В ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» эту сделку комментировать отказались, назвав рядовым обыденным событием реорганизационного характера, в то же время сославшись на конфиденциальность (?) информации.

Как рядовая обыденность уживается с конфиденциальностью, можно понять, взглянув на «Перечень уведомлений, рассмотренных УФАС России по ХМАО-Югре в соответствии с антимонопольным законодательством в 2007 году». 26 ноября 2007 года ООО «Сибирь-ойл» уведомило Управление ФАС России по Ханты-Мансийскому автономному округу о приобретении активов и основных производственных средств ООО «ЛиК», ОАО «Гелиум-Газойл», ЗАО «Гелиум-АЗС», ОАО «Советскнефтепродукт» на сумму 624 млн 703 тыс. рублей.

Это уведомление в соответствии с п. 7 ст. 28 закона РФ «О защите конкуренции» говорит о том, что вышеперечисленные собственники автозаправочных станций в городах Сургут, Когалым, Советский продали «Сибири» более 20 процентов своих основных производственных средств. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО «ЛУКОЙЛ» в лице регионального оператора ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» наращивает свое присутствие в Ханты-Мансийском автономном округе.

«Для крупных компаний – это действительно обычная практика, – комментирует факты член совета некоммерческого партнерства «Российская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Аскар Фазлыев. – С целью приобретения активов или производственных средств создается небольшая фирма, название которой, как правило, не ассоциируется с учредителем. Затем после приобретения активов «дочка» присоединяется к «маме». Если бы ЛУКОЙЛ скупал производственные средства напрямую, то на приобретение каждой автозаправки ему бы пришлось ходатайствовать о разрешении в ФАС. А в данном случае разрешение нужно просить только один раз. Ничего противозаконного в таких действиях нет, но они и не афишируются. Просто облегчается процедура прохождения через антимонопольное законодательство».

Косвенным подтверждением этого комментария может послужить и тот факт, что в списке аффилированных лиц ОАО «ЛУКОЙЛ» на 31 марта 2008 года ООО «Сибирь» присутствует, но ей не принадлежат ни акции акционерного общества, ни доля в уставном капитале.

А для башкортостанцев интерес в том, что когда-то ОАО «Советскнефтепродукт» в городе Советский был тем же самым монопольным оператором АЗС, что и ОАО «Башкирнефтепродукт» в Башкортостане. Даже маленькие заправки – это большая политика, потому что в сумме приносят они прибыль, сопоставимую по размерам с гигантами ТЭКа. И коли речь зашла о политике, то уместно будет вспомнить, что за последние пять лет республика, не афишируя эти события, потихоньку продавала активы башкирских предприятий. Без лишнего шума были проданы многие предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности и небольшие заводы других отраслей вроде мелеузовского комбината химудобрений.

Единственная сделка, которая активно обсуждалась в СМИ, это приобретение АФК «Система» в 2004 году 19,9% акций ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Новойл», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «АНК «Башнефть» и ОАО «Уфаоргсинтез», а также 18,57% акций ОАО «Башнефтепродукт» и 10,08% акций ОАО «Башкирэнерго» за $502,9 млн. Продавцом выступило ООО «Башкирский капитал». На этом процесс скупки был не завершен, и ко второму полугодию 2006 года в составе башкирского ТЭКа «Системе-инвест» принадлежало уже 25% ОАО АНК «Башнефть», 25,52% ОАО «Уфимский НПЗ», 28,17% ОАО «Новойл», 22,43% ОАО «Уфанефтехим», 24,87% ОАО «Уфаоргсинтез» и 25% ОАО «Башкирнефтепродукт».

Последняя значительная продажа активов башкирских предприятий произошла 23 мая 2008 года в Москве. В ту пятницу состоялся отрытый аукцион по продаже 21,27% акций ОАО «Башкирэнерго», принадлежащих РАО «ЕЭС России». Победителем аукциона стало ООО «Юнитрейд», купившее выставленный пакет по стартовой цене в 11 млрд рублей. Стартовая цена пакета была установлена с превышением на 2,2 млрд рублей рыночной стоимости, определенной консорциумом независимых оценщиков и одобренной Комитетом по оценке при совете директоров РАО «ЕЭС России». Цена продажи также почти на 2 млрд рублей превышает текущую средневзвешенную цену продаваемых акций, сложившуюся на 22 мая 2008 года. Устроители аукциона не раскрыли информацию о том, чьи интересы представляет ООО «Юнитрейд».

И если провести параллели с тем, как в последние годы потихоньку продаются башкирские активы российским бизнес-структурам, то почему бы не предположить, что приобретение башкирским ЛУКОЙЛом более 20 процентов местных автозаправок в Ханты-Мансийском автономном округе – репетиция по приобретению кусочка ОАО «Башкирнефтепродукт»? Почему не предположить, что в скором будущем бело-красные начнут теснить бело-синих? И понятно, что речь пойдет не о «Спартаке» и «Динамо»…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем