Авто Вперед, в зимнее плавание!

Вперед, в зимнее плавание!

Что общего между прекрасной Венецией и промышленным городом Уфой, расположенным так далеко от моря? Дело в том, что в Венеции нет автомобилей и все жители передвигаются по городу на лодках, катерах, а туристы на гондолах. В Уфе же много автомобилей и снег

" src=

Что общего между прекрасной Венецией и промышленным городом Уфой, расположенным так далеко от моря? Дело в том, что в Венеции нет автомобилей и все жители передвигаются по городу на лодках, катерах, а туристы на гондолах. В Уфе же много автомобилей и снега, но снег – это что? Вода! Снегопад, обрушившийся на улицы Уфы и ударившие затем морозы вызвали непростую ситуацию на улицах города – ширина проезжей части сузилась, под рыхлым снегом мгновенно образовался лед, и вождение, в самом деле, начало напоминать плавание на гондолах.

Водителям, как опытным гондольерам, приходится заранее рассчитывать тормозной путь, удлиняя его раза в два. Зима только началась, и впереди еще январские морозы и сильные февральские метели. Мы решили, что будет нелишним напомнить о приемах и хитростях зимнего вождения и эксплуатации автомобиля зимой.

1) Выезжая со двора, пробуем дорожное покрытие резким торможением и разгоном в безлюдном и безопасном месте. Пара таких остановок даст вам понять, каково примерное сцепление и состояние дорог на сегодня.

2) Во время вождения держим баранку двумя руками, а не одной. От разговоров по телефону, пусть даже с помощью устройств bluetooth и громкой связи, лучше отказаться. Давным-давно канадскими учёными в результате многочисленных экспериментов было доказано, что реакции водителя в момент разговора снижаются до уровня человека, находящегося в состоянии среднего по тяжести алкогольного опьянения.

3) Торможение двигателем – вещь тонкая и полезная, делится на две разновидности:

а) Торможение «компрессией» для скользких покрытий: включается пониженная передача, акселератором выравниваются обороты двигателя и первичного вала, сцепление отпускается резко, однако, провокации срыва сцепления ведущих колес с дорогой не возникает.

b) Торможение «разгоном двигателя» для сухих покрытий: включается пониженная передача, отпускается акселератор, сцепление отпускается плавно и нежно, так, чтобы наблюдалась пробуксовка диска сцепления взамен пробуксовки ведущих колёс. Полный контакт двигателя и первичного вала не допускается, равно как и выравнивание скоростей вращения, поскольку эффективность торможения прямо пропорциональна разности числа оборотов ведущего и ведомого дисков сцепления.

Многие автолюбители не любят торможение двигателем, сетуя на высокий износ двигателя и дисков сцепления. Это не совсем так. Строго говоря, нагрузка на двигатель при торможении передачами минимальна и практически не наносит ущерба ресурсу. Напротив, износ двигателя гораздо выше на холостых оборотах, когда давление масла в системе его смазки недостаточно. Единственный минус – трансмиссия все же несёт «лишние» нагрузки, и то если водитель не выравнивает обороты двигателя и первичного вала КПП. Еще одна особенность – торможение двигателем однозначно и всегда помогает контролировать только автомобиль классической компоновки, с задним приводом. Вообще, навык такого торможения рекомендуется развивать круглый год, тогда водителю удастся избежать ошибок при смене сезона.

4) При экстренном торможении на льду, если торможения двигателем оказалось недостаточно, на машине без ABS тормозим прерывисто, стремясь не допустить блокировки колес и «юза», на машине с ABS помним, что тормозной путь от работы антиблокировочной системы короче не становится.

5) Есть три способа разгона на «снежной каше»:

" src=

а) Трогание и разгон «внатяг» на повышенных передачах – не самый лучший способ, сопряжённый со следующими неприятными побочными эффектами: повышенный износ диска сцепления, увеличенные нагрузки на детали двигателя при недостаточном давлении масла в системе смазки, недостаточное замедление автомобиля при отпускании педали акселератора, вследствие чего приходится то и дело неоправданно применять тормоза даже при незначительных колебаниях динамики потока; невозможность эффективной загрузки ведущей оси при повороте, плохая разгонная динамика, повышенный расход топлива из-за работы двигателя на низких оборотах и, как следствие, низкого КПД; повышенная вероятность заглушить двигатель при даже коротком интенсивном торможении и т. д. Причина видимой эффективности такого приёма – в намеренном «ухудшении» динамики автомобиля, виртуальной «замены», так сказать, двигателя на менее мощный, в результате чего влияние ошибок управления (например, передозировки акселератора) становится значительно ниже.

b) Разгон на повышенных оборотах – удерживая ведущие колёса на грани срыва сцепления с покрытием. Это предпочтительней и по части ресурса двигателя, и по спектру возможностей влиять на управляемость педалью акселератора. Однако требования к точности управляющих воздействий возрастают до максимума, который практически недостижим (имея в виду постоянно изменяющиеся свойства покрытия).

c) Третий вариант, наиболее универсальный, сохраняющий сильные стороны варианта «б», но практически избавленный от его недостатков. Заключается он в прерывистом воздействии на акселератор на пониженных передачах. Нечто вроде «зеркального отражения» ступенчатого торможения, этакий «ступенчатый разгон». Практически выглядит так: наступаем на акселератор активно, если возникает пробуксовка – слегка отпускаем акселератор до положения, соответствующего относительно слабому разгону; как только пробуксовка прекратилась – вновь «наступаем» на акселератор, и так далее – до достижения требуемого эффекта.

На «снежной каше» лучше держаться колеи и лишний раз не перестраиваться.

6) В повороты входим, заранее снизив скорость и выбрав передачу. Обороты держим не ниже 2-3 тысяч. При падении оборотов ниже двух тысяч крутящий момент на обычном бензиновом двигателе уже недоступен. Помним, что лучше перегазовать, ведь потеря оборотов чревата потерей управляемости. Вообще зимой лучше забыть про такой способ времяпровождения как «катиться на нейтралке». Тягу на колесах лучше держать постоянно, вплоть до полной остановки. Если приходится переключаться в повороте, делаем это максимально плавно. После входа в поворот надо мягко подать тягу на ведущие колеса – это повысит управляемость.

7) При езде зимой надо избегать резких маневров и рывков рулевого колеса, педали акселератора и сцепления. Соблюдаем дистанцию со всех сторон, в том числе и по бокам, в узкие места лучше не залезать. Чтобы сосед сзади соблюдал дистанцию при езде можно поморгать стоп-сигналами – это охладит его пыл.

8) Езда на автомобилях с «автоматом». Вопреки устоявшемуся мнению, автоматическая коробка, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий «мост» связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. То есть трансмиссия «сгладит» возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать и соблюдать скоростной режим! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом.

Об особенностях управления передне-, задне- и полноприводными автомобилями мы расскажем в следующих статьях.

Пока же можно сделать следующий вывод: самые главные ошибки на дороге, приводящие к аварии, – это незамедлительное внедрение прочитанной теории на дорогах общего пользования, завышение скорости и неверные действия для предотвращения аварий. Помним, что мы в лодке, и плывем осторожно!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем