Страна и мир Испытания на УМПО и не только: за какими военными объектами в Уфе следили США. Рассекреченные данные

Испытания на УМПО и не только: за какими военными объектами в Уфе следили США. Рассекреченные данные

Изучаем рассекреченные документы спецслужб США времен холодной войны

Агенты американской разведки особенно интересовались УМПО

Разведка — одна из самых непростых задач, стоящих перед крупным государством. А в ситуации, когда отношения между двумя странами накалены до предела, она становится особенно важной. Это немудрено, ведь лишь правильно оценивая риски и детально понимая, кто твой оппонент, можно грамотно выстраивать свои действия в долгосрочной перспективе. В непростые послевоенные годы прошлого столетия советская и американская разведки по крупицам собирали сведения, представляющие государственную важность, — информация эта была строго засекречена, и лишь спустя многие годы частично она стала публично доступна.

Сейчас у нас есть возможность узнать, какие вещи интересовали настоящих иностранных агентов, на что они обращали самое пристальное внимание, как получали информацию и какие выводы из нее делали. UFA1.RU изучил материалы, опубликованные на сайте ЦРУ в рамках исполнения FOIA — закона о свободе информации, и обнаружил много занимательных фактов.

Знали ли вы, что американцы отслеживали настроения в обществе? Они, например, делали периодические обзоры телепередач (в одном из таких, в январе 1991-го, упоминалось интервью с уфимцем, который заявил, что общался с инопланетянами в «Пермском треугольнике»). А что вообще американцы знали об Уфе? Мы постарались ответить на этот вопрос с помощью архивных материалов ЦРУ. Сегодня, 11 октября, предлагаем вам взглянуть на прошлое столицы Башкирии глазами сотрудника заокеанских спецслужб.

Военные угрозы


В первую очередь агентам было важно понять, каков промышленный, экономический и военный потенциал этого города. Потому целая серия отчетов была посвящена различным предприятиям Уфы. Вот, например, в мае 1965-го разведчики, пользуясь в том числе данными со спутников Keyhole, составили два достаточно подробных отчета о новом и старом уфимских НПЗ с картами и спутниковыми снимками. Докладывали в ЦРУ и о расширении производства, и об обнаружении месторождений. Краткие сводки предоставлялись о прочих предприятиях в Уфе и окрестностях.

Наиболее пристальное внимание американцы обращали на Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), что существует и по сей день (об истории и нынешних владельцах предприятия мы подробнее рассказывали в отдельной статье). ЦРУ наблюдало за заводом с помощью спутниковых снимков, отслеживало появление новых цехов и полигонов.

В сентябре 1963 года, например, заметили начало строительства новых зданий — механического цеха либо мастерской. Работы, как сообщается, находились на ранней стадии. Стоит отметить, что в тот период завод начал активное производство двигателей для истребителей МиГ-21, но связано ли это с «дополнительной строительной деятельностью на участке», которую зафиксировали в ЦРУ, сказать сложно.

С апреля 1962-го американские разведчики наблюдали за испытательным полигоном УМПО в Благовещенском районе севернее Уфы. Объект, как упоминается в сводном отчете от марта 1968 года, был обнаружен с помощью снимков спутников Keyhole. ЦРУ располагало довольно подробными сведениями об автомобильном и железнодорожном сообщении с полигоном, а также о расположении зданий на территории комплекса. Разведчики, анализируя имеющиеся данные и сопоставляя их со сведениями об аналогичных испытательных полигонах СССР, пришли к выводу, что здесь проводились испытания ракетных двигателей и компонентов, произведенных на УМПО.

В отчете от августа 1973 года упоминается о том, что на этом же полигоне обнаружили новую испытательную позицию. Как полагали разведчики, она появилась в рамках советской программы по гибридным ракетным двигателям. Как сказано в отчете, полигон, вероятно, использовался для испытаний двигателей SA-2 и SS-N-2 (этими кодировками Минобороны США обозначало советские ракетные комплексы «Двина» и «Термит») в нуждах УМПО. При этом разведчики делали акцент на том, что полигон использовался как объект для приемочных испытаний, а не как центр исследований и разработок, что позволяло заключить — гибридные ракетные двигатели перешли в фазу производства.

Столь внимательное наблюдение за стратегическими предприятиями со стороны американцев легко объяснимо — в период холодной войны и последующего Карибского кризиса мир стоял на грани превращения в ядерный пепел. Об огромной напряженности в отношениях между сверхдержавами свидетельствуют, например, отчеты о поездке в 1973 году группы американских геологов в Башкирию для изучения экологических проблем (в частности, загрязнения нефтепродуктами).

Несмотря на то что ученые прибыли в СССР официально, в составе делегации, входящей в объединенную межгосударственную рабочую группу, сформированную в рамках подписанного между властями соглашения об охране окружающей среды, им пришлось подать в ЦРУ записку о целях визита и о том, как прошла поездка. Сами разведчики составили детальный отчет о том, что происходило в рамках этой встречи, с точностью до минуты расписав все перемещения и контакты геологов в СССР.

Bash-Sel-Khos и Gypsy Field

ЦРУ было создано в 1947 году и практически сразу начало наблюдение за Уфой, хотя вряд ли именно этот город был для американцев критически важным. Отсюда хотя бы не исходило потенциальных угроз существованию государства, чего, например, не скажешь о Тюмени, где разведчики обнаружили ядерные ракеты. Тем не менее и за Уфой ЦРУ следило (мало ли что!), а потому уже в июне 1949 года на стол вышестоящего начальства положили план города, на котором были отмечены некоторые ключевые объекты.

Автор этой карты-схемы хорошо потрудился: на масштабном, от руки сделанном рисунке и сейчас можно определить знакомые горожанам места и улицы, хоть за годы планировка и изменилась. Судя по легенде карты, в ЦРУ в 1949 году знали, где в Уфе расположены радиостанции, почтовые отделения, больницы и загсы, училища и кладбища, здания МВД и МГБ, заводы, кафе, музеи, кинотеатры и, конечно же, многочисленные военные объекты (склады, расположения войск и прочие).

Узнаете наш город?

Также на карту нанесли такие объекты, как Bash-Sel-Khos и Bash-Zhil-Snab. Специальным подчеркиванием по какой-то причине выделили редакцию газеты «Красная Башкирия». Многие объекты, которые отмечены на этой карте, до наших дней, правда, не дожили. Меньше всего повезло заводам — на месте, где раньше располагался «Уфимкабель», теперь строят частный медицинский центр, не стало и хлебзавода в районе Парка Якутова — там теперь ТЦ, территории и корпуса БЭТО уходят в частные руки. Нет уже ни кинотеатра «Октябрь», ни старых ресторанов — город с 1949 года изменился кардинально.

Стоит заметить, что сведения о планировке города, судя по всему, обновлялись. В архивах ЦРУ есть частично рассекреченный документ уже от 1953 года — он описывает некоторые объекты, не нанесенные на изначальную версию карты. Так, упоминается и главное управление НКВД, и музыкальная школа, и лесопилки, которые, как уточняет автор доклада, в обиходе называют Gypsy Field (дословно с англ. «цыганское поле»). Вносились также изменения: например, больница, изначально обозначенная как общая, на поверку оказалась «предназначена только для женщин».

Дом, сбивший с толку разведчика

Кстати, на всё той же карте от 1949 года есть одна забавная деталь. Судя по записям, разведчика, составлявшего план, ввело в ступор существование в Уфе такого объекта, как Home of the scientists (дословно с англ. «Дом ученых»). К этому названию в легенде карты он приписал: «sic; science building?» (дословно с англ. «так было написано, [это] научное здание?»). Судя по карте, речь идет об объекте, который в современной Уфе находится по адресу Карла Маркса, 6. И да, там когда-то действительно находился Дом ученых.

Этот дом — бывший особняк Поносовой-Молло, имеющий богатейшую историю. Мы достаточно заинтригуем вас, если скажем, что один из потомков дворянки в итоге и сам оказался связан с Америкой, приняв участие в создании легендарных «Звездных войн»? Обо всем этом подробнее читайте в нашей статье по ссылке, а сегодня мы чуть подробнее исследуем другую часть истории этого дома.

Тот самый дом — на фото

В 2017 году издание «Башинформ» опубликовало фрагмент архивной статьи из той самой газеты «Красная Башкирия», в которой рассказывалось об открытии в Уфе в апреле 1947 года Дома ученых. Адрес в материале не указан, однако есть фото, на котором видно, что это тот самый особняк Поносовой-Молло. В приведенной журналистами цитате сказано, что вновь открытое учреждение — это «центр творческой мысли научных работников», где у ученых «будет полная возможность организовать более тесное сотрудничество между представителями различных отраслей науки, живое общение между собой».

Американскому разведчику стоило бы подписаться на газету «Красная Башкирия» — не пришлось бы ломать голову, зачем же нужно это «научное здание». Увы, Дом ученых просуществовал не так долго — скоро в здании расположился президиум Уфимского научного центра РАН, а в наше время сюда въехал Музей археологии и этнографии, который работает и по сей день. Сам дом признали одним из самых уникальных памятников архитектуры Уфы.

Сейчас особняк выглядит так

Отношения между странами и сейчас не назовешь теплыми. В свете последних событий США вводит против России санкции, которые задевают в том числе депутатов Госдумы от Башкирии, некоторые местные предприятия (в частности, УМПО). Вероятно, разведчики обеих стран сегодня вновь ведут активную работу и собирают новые доклады. Разумеется, строго секретные.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем