Город истории Не вписался в рынок: почему завод БЭТО в Уфе уходит в частные руки

Не вписался в рынок: почему завод БЭТО в Уфе уходит в частные руки

Успешное предприятие помогло выиграть Великую Отечественную войну, а теперь от него осталась лишь вывеска

История завода началась в 1887 году

Серое здание, которое находится по соседству с чайной и кондитерской фабриками в Уфе, — завод БЭТО. За малопонятной аббревиатурой скрывается долгая история одного из крупнейших заводов города — Башкирского электронно-телекоммуникационного объединения. Когда-то оно гремело на весь Советский Союз, а теперь оказалось в забвении и готовится к переходу в руки частников. Подробнее о том, кто трудился в БЭТО, что на нём производили и как в столице республики оказалась шведская фирма, читайте в нашем материале.

История

Начало уфимскому акционерному обществу БЭТО положили в 1887 году в Санкт-Петербурге. Шведская фирма по производству телефонных аппаратов Ericsson получила разрешение от царя Александра III создать свою концессию в культурной столице.

Концессия — вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, в результате чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.

Первая фабрика Ларса-Магнуса Эриковича Эриксона разместилась на 20–1 линии Васильевского острова. Позже первый корпус завода построили на углу Гельсингфорской улицы. Затем здание достраивалось, вплоть до 1914 года. Это был первый прообраз уфимского завода телефонной аппаратуры.

Однако революция 1917 года внесла свои коррективы. В 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР постановил национализировать предприятие. Так оно было передано в государственную собственность и стало Петроградским телефонным заводом «Красная заря».

В 1920-е годы страна начала процесс телефонизации, в том числе и Башкирия. Так, Уфа стала сотрудничать с телефонным заводом «Красная заря». В начале 1941 года государственный комитет обороны страны решил частично эвакуировать предприятие в Уфу. Это и стало началом деятельности завода в столице республики. Позднее, в 1942 году, он стал самостоятельным предприятием, ему присвоили номер 697.

В 1943 году, в соответствии с постановлением государственного комитета обороны от 15 июня 1943 года, завод был приравнен к оборонным предприятиям и освобожден от регистрации штатов административно-управленческого персонала в органах Народного комиссариата финансов. В это же время на базе эвакуированного завода появляется первый филиал техникума радиоэлектроники.

Один из цехов был расположен на улице Коммунистической, 23

В годы войны на уфимском телефонном заводе производили полевые телефоны УНА-И и УНА-Ф, коммутаторы: штабные, индивидуальные междугородние и реле Т-100. В 1946 году завод начал производить стационарные телефоны для повседневного пользования.

С 1 января 1953 года завод вошел в состав Министерства промышленности и связи. Во второй половине 50-х годов всё производство на заводе стало автоматизированным.

Так выглядели рабочие места на заводе в 1952 году

В 1960-х годах завод выпускал телефонные станции, коммутаторы и даже датчики охранной сигнализации «Амур». В середине десятилетия объемы производства продолжали расти. С 1966 года завод приобрел название Уфимский завод телефонной аппаратуры (УЗТО).

На протяжении 1970-х годов, кроме телефонов, завод стал массово выпускать электрические бигуди, детские электронные игры, сушилки, пепельницы. На предприятии продолжали внедрять новые технологии, в частности ввели автоматизированную систему управления производством. 1971 год стал знаковым для завода — годом 30-летия, также ему было присвоено имя С. М. Кирова. В это время стабильно выполнялись планы, росла прибыль, проводилась реконструкция, улучшались условия труда. В то время на заводе трудились 1400 рабочих, 222 инженера.

В 1978 году Уфимский завод коммутационной аппаратуры (УЗКА) включили в число действующих заводов. А в 1988 году предприятие вошло в состав Уфимского производственного объединения имени Кирова. Всего у УЗКА, нынешнего БЭТО, расположенного на улице Менделеева, было три производственных корпуса.

Среди сотрудников ходили слухи, что запутанные коридоры в зданиях завода были сделаны специально, чтобы вероятные враги не могли начертить карту и захватить оборонное предприятие.

Внутренний двор завода БЭТО

В конце 1980-х годов на заводе начали изготавливать радиоприемники марки «Меркурий», цветомузыку «Ритм-1», «Искра-2», обновлялась линейка моделей телефонов. Работник завода Фануза рассказала об устройстве предприятия того периода. Женщина занималась ремонтом помещений завода УЗКА, ныне БЭТО, почти 30 лет.

— Работала с 1986 по 2013 год. Пришла на завод сразу после училища. У меня не было жилья, и мне дали комнату в общежитии. Потом мне передали ее в собственность. Занималась ремонтом помещений завода. С сотрудниками некогда было общаться, работы было много. Что касается зарплаты, то у нас она была сдельная, а у сотрудников был оклад и по-другому начисляли. Но в целом зарплата была средняя, от 80 рублей. Производственные цеха были очень большие и людей там работало очень много, больше 20 человек, — рассказала женщина.

На заводе для сотрудников были организованы и социальные блага. К примеру, дети заводчан могли отдохнуть в пионерлагере «Восток».

Так развлекались работники завода в общежитии
Дети заводчан на пионерском построении в 1979 году

Еще заводчанам выделяли путевки в санаторий «Радуга». Они могли приобрести по льготным ценам путевки на базу отдыха «Башкирия» в Крыму.

Сейчас некогда заводские площади сдают в коммерческую аренду

— Отдыхала там два раза, было всё скромно, тем не менее здорово. Были двухэтажный небольшой корпус и столовая, сам пансионат располагался на горе, ну да, туалет был общий и умывальник, но всё равно было классно, за 26 рублей-то. Море, солнце, горы, крымское вино, морские прогулки на катере, вечером танцы, конкурсы на площадке, молодость! А экскурсии какие организовывались в Севастополь, двухдневные в Бахчисарай, — поделилась воспоминаниями в соцсетях Наталья Андриенко-Зотова.

Работники УЗКА

Уфимка Елена рассказала, что на заводе у нее работала тетя.

— Она занималась пайкой плат для телефонов на заводе «Искра». В 1990-е сотрудников перевели на работу в здание БЭТО на Менделеева. Она проработала там почти всю жизнь. Мой брат тоже работал на заводе полгода в качестве ученика и потом ушел в армию, — рассказала женщина.

Еще один сотрудник объединения, Валерий, поделился своими воспоминаниями.

— Завод делал и простые телефоны настольные, и сувенирные из ценных пород дерева — бука и дуба. Туда устанавливали позолоченный циферблат. Еще делали шахматы из дерева, охранные пульты. Еще производили бигуди «Айгуль», у нас дома до сих пор есть этот чемоданчик. Даже было и такое, что кто-то воровал и продавал чуть ниже стоимости, у кого-то просили родственники и знакомые принести. Иногда обменивали на что-то более ценное, — рассказал мужчина.

Раритетные бигуди продают на «Авито» за 3 тысячи рублей
Фирменный телефонный аппарат можно купить всего за полторы тысячи
Радио стоит скромнее — всего 500 рублей со скидкой. До скидки его цена составляла 700 рублей

Постперестроечные скандалы, интриги и расследования


После развала Советского Союза для предприятия настали непростые времена. В 1991 году оно преобразовалось и стало ЗАО, а с сентября 1996-го получило название ОАО «Концерн "Башкирское электронно-телефонное объединение (БЭТО)"». С 1991 по 1995 годы генеральным директором и президентом концерна был Юрий Шарипов.

Позже прокуратура Башкирии, как сообщила газета «Коммерсант», вынесла обвинение управленцу. Как выяснилось, при акционировании АО не передало государству 51% акций. Шарипова подозревали в том, что он присваивал прибыль торгового дома, через который реализововал продукцию завода, а расходы оплачивал из казны БЭТО.

С 1995 года по 2004 заводом руководил Владимир Гаврилов. При нём на заводе производили печатные платы для китайской компании Huawei. Также в 2002 году завод стал соучредителем российско-израильского предприятия «Эликсир». Однако Гаврилов стал жертвой покушения и позже скончался в больнице.

В учредителях завода в разное время фигурировало Минземимущество Башкирии. В 2011 году более 60% уставного капитала было продано на торгах «Авиапромышленной лизинговой компании», которая зарегистрирована по адресу местонахождения завода УМПО. В 2012 году суд обязал Минземимущество продать землю площадью 9,1 га акционерам предприятия.

В 2014 году БЭТО пыталось выкупить у мэрии участок под парковку по льготной цене. Однако власти посчитали, что оснований для этого нет. Еще год спустя стало известно, что территория завода вместе с фабрикой «Конди» попала в проект реновации. За него взялась компания «Башиндустрия». Эта фирма впоследствии стала принадлежать Ижевскому девелоперу «Талан».

Но реновации так и не произошло, а директора менялись. Согласно данным «Контур.Фокус», в разное время директорами предприятия были Владимир Шуваев и Роберт Галимов, который также являлся одним из учредителей жилищно-строительного кооператива «Семь садов-6». В декабре 2019 года Галимов стал учредителем ООО НПФ «Научно-производственная фирма БЭТО», а позже перешел на пост директора.

В декабре 2019 года директором АО «БЭТО» стал Линар Нурмухаметов. Он руководит легендарным заводом до сих пор. В разное время он являлся одним из учредителей фирмы, которая занималась управлением недвижимостью, оптовой торговлей эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования.

В настоящее время Нурмухаметов является директором фирмы по предоставлению электромонтажных работ. В 2020 году БЭТО подало в суд на администрацию города с требованием признать незаконным постановление о межевании квартала, на котором расположено предприятие. Согласно проекту, на территории, где сейчас располагается здание завода, должны возвести многоэтажки, многоуровневый паркинг, офисные помещения, а также школы и детский сад.

Как сообщал «Коммерсант», суд не удовлетворил требования представителей завода, а девелопер заявил, что проект реновации был разработан и согласован предыдущими собственниками «Башиндустрии». Застройка территории кондитерской фабрики в итоге началась. Подробнее об этом мы рассказывали в отдельном материале.

Корреспондент UFA1.RU попытался связаться с директором БЭТО и отправил запрос с просьбой рассказать подробнее о текущем состоянии предприятия, но получить комментарий не удалось. Согласно данным сайта по истории оборонных предприятий «Оборонпром», БЭТО фигурирует как приравненное к оборонным предприятиям.

В отделе промышленности мэрии Уфы это информацию подтвердили, но именно по этой же причине отказались предоставить подробные сведения.

— Исторических данных нет. Это режимное предприятие, оборонка, — сообщили в администрации.

На сайте БЭТО нет никакой информации о том, чем сейчас занимается завод — однако есть объявление о сдаче в аренду помещения в здании, расположенном на улице Менделеева, 134/1. В помещениях второй постройки на Менделеева 134, согласно данным 2ГИС, находятся различные коммерческие фирмы. В третьем здание БЭТО на Менделеева, 134/7 расположен комплекс «Арена 3000», магазины, клиника и коммерческие помещения.

— Мы сделали крупный проект по реконструкции здания, — заявил основатель комплекса Адиль Юлдашев.

Предприятие до сих пор считается оборонным
Некогда во втором здании располагался магазин «Чемпион»
Одно из зданий завода получило вторую жизнь

Мы обратились за комментарием к бизнес-омбудсмену Флюру Асаддулину. Эксепрт дал исчерпывающее заключение истории некогда мощного предприятия.

— Завод не вписался в рыночные реалии, — сказал специалист.

Ранее бывший сотрудник одного из заводов объединения, который располагался на улице Тукаева — Карла Маркса, рассказал о том, как проходил рабочий процесс на предприятии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем