Дороги и транспорт Банкротство уфимского МУЭТ подробности Докатились: разбираемся, кто виноват в 100-процентном износе уфимских трамваев и как их спасти

Докатились: разбираемся, кто виноват в 100-процентном износе уфимских трамваев и как их спасти

Рассказываем, как электротранспорт довели до такого состояния и что делается для его возрождения

Уфимский трамвай находится на грани выживания

Никогда такого не было и вот опять: уфимский трамвай находится на грани погибели, ведь его износ уже приближается к сотне процентов. Проблемы с подвижным составом и в целом с предприятием начались давно, но за прошедшие годы в положительную сторону ничего не поменялось. Или всё же поменялось? Сегодня, 30 января, UFA1.RU попробует в этом разобраться. Кстати, свою работу уфимский трамвай начал 1 февраля 1937 года.

Как всё начиналось и едва не закончилось

Трамвай в Уфе мог появиться еще при Николае II, но тогда важные люди посчитали, что «Уфа до трамвая не доросла». Так и появился он в 1937 году, когда новой страной фактически руководил Михаил Калинин, чьим именем назван парк в башкирской столице. На территории парка, кстати, есть разворотное кольцо для трамваев, а когда-то они пробегали мимо него.

Спустя 40 лет после запуска уфимский трамвай достиг пика: железные кони на колесах мчались по проспекту Октября: от Фирмы «Мир» мимо парка Калинина можно было доехать до Черниковки. Пассажиров было настолько много, что вагоны были сдвоенные — для советских городов того времени это обычное явление, сейчас оно мало где встречается. Распад СССР и кризис 90-х уфимский трамвай пережил, но, пытаясь встать с колен, резко рухнул в конце 2000 годов. Тогда городские власти внезапно пришли к выводу, что трамвай мешает машинам на проспекте Октября, а потому линию надо разобрать. Помогло ли это? Судя по многочисленным пробкам в 2022–2024 годах — нет, вообще ни разу.

А в 2017 году начинается история с банкротством МУЭТ — городского предприятия, которое и занимается перевозками на электротранспорте. Оно задолжало государству больше 300 миллионов рублей налогов. Временная администрация МУЭТ пыталась не допустить конкурсного производства, но оно всё-таки случилось. В 2019 году конкурсный управляющий МУЭТ Данил Рыбалко подал в суд на администрацию Уфы из-за нескольких документов. Согласно им, мэрия сводила «до нуля» расходы на обновление, ремонт подвижного состава и модернизацию инфраструктуры (рельсы, контактная сеть).

Ну а МУЭТ в декабре 2020 года стало банкротом, всё имущество перешло в новую структуру — МУП УИТ. По факту же ничего не поменялось: трамваи разгуливали по улицам Уфы и продолжали ломаться. Их ремонтом не занимались, потому что денег на это не было. В 2021 году ситуация с МУЭТ едва не довела до остановки трамваев.

Уже тогда износ подвижного состава оценивали в 98%, а сейчас он еще больше. Как рассказал UFA1.RU эксперт по транспорту Олег Арефьев, хоронить трамвай при таких условиях еще рано.

— Износ 99% не говорит о катастрофе как таковой. Тут нужно понимать, как его оценивали и о каком износе идет речь — физическом или моральном. Часто износ оценивают, исходя из остаточного ресурса транспорта. Тогда, с одной стороны, даже при таком износе, если в его содержание и обслуживание вкладываются определенные средства, он может относительно сносно работать, как и не работать нормально с меньшим показателем износа, если его не обслуживать, — сказал он.

В мэрии Уфы нам пояснили, что «состав значительно изношен», не уточняя, на сколько именно процентов.

— Для обеспечения бесперебойности перевозок необходимо его полное обновление. В одночасье не представляется возможным закупить новые вагоны, поэтому регулярно проводится ремонт трамваев. В частности, за последние годы капитально отремонтированы 50% вагонов. Эти профилактические мероприятия, безусловно, продлили срок эксплуатации подвижного состава, — рассказали UFA1.RU в администрации.

О том, не грозит ли износ остановкой трамваев, нам не ответили.

Последний трамвай с вокзала идет около 19:00, после этого выбраться оттуда можно только автобусом или такси

Китай или Беларусь? А может, лучше Москва?

Первые потуги что-то поменять были предприняты в 2017 году. Хотя неизвестно, были ли они на самом деле: власти города говорили, что проектом уфимского трамвая заинтересовались бизнесмены из Китая. Якобы те захотели построить скоростной трамвай. Да и вообще отказываться от этого вида транспорта невыгодно, так как это более экологичный транспорт, а электричество дешевле топлива. Так а что там с Китаем? К сожалению, ничего. Об этой затее сейчас даже не вспоминают.

В 2021 году планировали старые трамвайные вагоны из Москвы: там с 2017 года шла реформа, в ходе которой обновили инфраструктуру и получили новый подвижной состав. Еще на 2019 год в российской столице ездили вагоны, построенные в нулевые годы, но там они выглядели почти как новые.

Вагоны Усть-Катавского производства в Москве

Москва была готова безвозмездно передать Уфе 50 вагонов — оплатите доставку, и они ваши. Донашивать за старшим братом не стыдно, просто за вещью надо ухаживать и следить, чтобы она не выглядела, будто ей 30 лет. Москва регулярно раздавала регионам то, что они не могли себе позволить на свои бюджеты — автобусы, электротранспорт, вот это всё. Например, в 2021 году соседний Ижевск (а он вдвое меньше Уфы) получил партию троллейбусов, в местном депо их отремонтировали и даже придумали новую расцветку. Часть старых московских трамваев ушла в Смоленск, Курск, Волгоград, Тверь и другие города.

Но вернемся в Уфу: обещанные 50 вагонов всё никак не приходили, поэтому в середине 2022 года мэрии башкирской столицы пришлось признаться, что от планов отказались — помешала «тяжелая экономическая ситуация». Потом вроде бы всё стало лучше, снова пошли разговоры о 50 трамваях, но в начале 2023 года выяснилось, что в Москве от договоренностей почему-то отказались. Официально это объясняли теми же экономическими условиями и высокой стоимостью подвижного состава — будто Москва хотела оставить себе старые вагоны. Судя по многочисленным снимкам, часть трамваев действительно осталась в городе, но простаивает в депо, а вандалы разрисовали их со всех сторон. Лишь процент старых всё еще передвигается по линиям. То есть непонятно, почему те вагоны всё же не отдали Уфе.

Уфимцы однажды предложили башкирским властям забрать у Москвы низкопольные трамваи Pesa польского производства (их там 70 штук), но идея, видимо, не была одобрена. Хотя те с 2020 года стоят в депо. Справедливости ради, часть вагонов нам всё же пришла — 7 штук. Это были МТТЧ — модернизация чешских трамваев Tatra T3. Однако и тут вышла накладка: некоторые из них просто сошли с рельс. Справедливости ради, это случилось в самом начале их жизни в Уфе, затем таких инцидентов не было.

Пришедшие из Москвы трамваи ездят в Черниковке

Но есть еще один вариант спасения: закупить вагоны в Беларуси, благо соответствующие договоренности есть. Интересны две детали: в ноябре 2023 года шла речь о закупке 80 трамваев, а уже в декабре — о 60. Но обо всём по порядку.

Концессия: быть или не быть

В 2020 году власти Башкирии озвучили новый план спасения трамвая: концессия с компанией «Синара» (она занимается развитием транспортной сети в регионах). Предполагалось, что концессионер возьмется за развитие трамвайной системы, гендиректор компании тогда говорил, что его холдинг готов для каждого региона разработать концепцию. «Синара» вкладывала бы свои деньги, городу (или региону) тоже пришлось бы вложиться, но такое сотрудничество было выгодно обеим сторонам: город (регион) не тратят сотни миллионов, а «Синара», хоть и тратит, но потом получает с пассажиропотока долю. Если бы вложения не окупились, городу (или региону) пришлось бы раскошелиться и возместить частнику затраты.

Уфимский трамвай переживает тяжелые времена
1 из 2
Уфимский трамвай переживает тяжелые времена

Но и тут всё забылось. Про «Синару» вспомнили только в 2023 году, когда на круглом столе представителя Минтранса Башкирии прямо спросили о концессии.

— [Выбирая сотрудничество], мы считаем экономику. Есть не одна организация, которая занимается электротранспортом. Мы получили предложения ото всех, работаем на более выгодных условиях для республики, — сказал замминистра транспорта Башкирии Руслан Гарипов.

То есть концессия будет, но не с «Синарой» — слишком дорого (хоть и эффективно). Вместо нее выбрали компанию «Мовиста» — потому что дешевле.

Что известно о компаниях «Мовиста» и «Синара»?

Обе занимаются развитием транспортной инфраструктуры в городах, причем, по данным Контур.Фокуса, «Мовиста» учреждает новые юрлица в тех местах, где работает: «Мовиста Екатеринбург», «Мовиста Самара» и так далее. Деятельность ведется с 2020 года. Управляется это всё несколькими компаниями: ООО «Мовиста Регионы», ООО «Мовиста Городской Транспорт» и другими. Возглавляет «Мовисту» Максим Дьяконов, который ранее руководил перевозчика АО ЦППК — работает на электричках в 11 регионах России (в том числе и в Москве). Прежним главой «Мовисты» был Александр Советников, которого арестовали в мае 2023 года по подозрению во взятках при работе в Ярославле. Подробнее об этом писали наши коллеги из 76.RU. Выручка «Мовиста Регионы» на конец 2022 года составила 137 миллионов рублей, а чистый убыток — 52 миллиона. Остальные компании тоже работают с убытком.


Что касается «Синары», то она на рынке с 2002 года. Сейчас АО «Группа Синара» руководит Виктор Леш, который в прошлом работал на Баранчинском электромеханическом заводе — он занимается производством электродвигателей. Также Леш возглавлял ПНК «Звезда» в Санкт-Петербурге, который выпускал дизельные двигатели. Дела у «Синары» с финансовой точки зрения получше: выручка — 8,4 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 9,7 миллиарда на конец 2022 года. Впрочем, владельцы «Синары» связаны еще с рядом заводов, которые строят тепловозы и дизельные двигатели, а также производят молочную продукцию. «Синара» уже реализует транспортные концессии в четырех других городах России — Таганроге, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Челябинске.

Концессия разделена на два этапа: в первом реконструируют 37,4 километра трамвайных путей в южной части города, также предполагается строительство трамвайной линии на улице Ленина для соединения улицы Революционной и бульвара Ибрагимова. Намечено возведение нового депо: по словам замминистра транспорта Башкирии Руслана Гарипова, реконструкция существующего приведет к отключению трамваев, а этого власти допустить не могут. В свою очередь, эксперт по транспорту Олег Арефьев считает, что нынешнее депо имени Зорина на бульваре Хадии Давлетшиной просто снесут и построят на его месте очередные высотки. В мэрии в ноябре 2023 года отрицали наличие хотя бы планов застройки района. Тут уж время покажет.

И самое главное — поставка новых трамваев. Правда, вместо 80 штук придут 60, но наверняка не сразу. Даже готовые партии поставляют частями, плюс потребуется время на то, чтобы обучить новым машинам сотрудников депо, водителей, а затем еще и обкатка. Даже если всё сделают в 2024 году, трамваи выйдут на линию, по нашей оценке, не раньше 2025 года.

Белорусские трамваи в Самаре

По сообщению мэрии, если заняться полным обновлением трамвайного парка города, это займет семь лет.

— Для качественного обновления всего трамвайного парка Уфы требуется приобретение 40 новых трамвайных вагонов, с последующим ежегодным обновлением парка в количестве 12 единиц до 2031 года, — говорили в администрации.

В России есть несколько заводов, которые выпускают современные трамваи, но власти Башкирии решили закупить вагоны у белорусского завода «Белкоммунмаш». Причин тому несколько.

— Производитель из Санкт-Петербурга и так законтрактован на обозримое будущее, уральские заводы — все двойного назначения, у них другие приоритеты сегодня. Тем более что зависимость наших заводов от импортных комплектующих в разы выше, чем у белорусских, которые в свое время «подсуетились» и частично эти вопросы решили. Но даже у них, как и всех производителей трамваев, сегодня масса проблем, реальная локализация оказалась только на бумаге, комплектующие в основном сегодня идут из Китая, а там масса вопросов и по стабильности поставок, цене да и качеству, — рассказал UFA1.RU эксперт по транспорту Олег Арефьев.

Может показаться, что не всё так оптимистично, но подобные трамваи уже ездят в Самаре, Нижнем Новгороде и других городах.

А это нижегородский трамвай

Второй этап — реконструкция и новые вагоны для северной части города. Она начнется, если первая «пройдет успешно». Стоит заметить, что о путях на проспекте Октября речи уже не идет. Хотя мэрия утверждала, что это возможно.

— Согласно математическим расчетам на имитационной транспортной модели, для решения проблемы связанности частей города предлагается соединить северную и южную часть города трамвайной сетью. Выбор связан с тем, что трамвай имеет большую провозную способность, чем троллейбус, за счет большей вместимости трамваев и более высокой скорости сообщения. Проблему транспортной доступности планируется решить размещением скоростного бесшумного трамвая. Первую линию движения трамвая планируется организовать по проспекту Октября с выходом на улицы Ленина и Пушкина, тем самым окольцевав трамвайный маршрут с улицами Аксакова и Революционной, — говорили в мэрии в 2022 году.

Предварительно, на реализацию первого этапа реконструкции нужно чуть больше 20 миллиардов рублей, 7 из которых республика хочет получить из федерального бюджета. На январь 2024 года составлена дорожная карта по концессии, подписание намечено на март, если всех всё устроит.

Трамвай на проспекте Октября — снимок сделан в районе бульвара Славы, 1994 год

«Дельфинарий»

Напоследок приведем историю уфимки с красочным описанием поездки на уфимском трамвае в октябре 2023 года.

— Сегодня ехала на трамвае, знаете, тоже памятник архитектуры. Еще и с дельфинарием вместе. В лампах прямо вода, половина сидений в ленте, потому что вода на них рекой бежит. Это вообще безопасно? Лампы больше похожи на аквариумы, — написала дама на странице главы Башкирии.

А вот что ответили в мэрии — это позволяет понять текущее состояние трамваев.

— При детальном осмотре крышевого оборудования выявили дефекты: наличие трещин на резиновой изоляции и дефекта металла в месте крепления детали оттяжки токоприемника, которые появились в связи с «усталостью» металла и длительной эксплуатацией резиновой изоляции.

И еще один момент: пока мы готовили этот материал, в Черниковке загорелся трамвай. Этот, кстати, построен в 2007 году, то есть ему меньше 20 лет. Такой молодой, а уже выгорел на работе. Надеемся, он всё же вернется на линию, потому что таких в Уфе всего четыре.

По всей видимости, загорелось оборудование под вагоном
Как вы думаете, есть ли шанс спасти уфимские трамваи и как это сделать? И надо ли это вообще? Пишите в комментариях.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем