В Уфе продолжается конфликт между «дочкой» одного из крупнейших уфимских девелоперов «Жилстройинвест» и группой жителей, которые выступают против строительства жилого комплекса возле Парка Гафури. На этот раз речь об участке неподалеку от другого объекта компании «Зорге Премьер» — примыкающего к вышке РТРС. Активисты беспокоятся о сохранности экологии, но застройщик уверяет, что опасения напрасны и всё ведется законно. UFA1.RU поговорил с обеими сторонами конфликта.
Лес, где собака зарыта
В многочисленных претензиях борцы за сохранность леса отмечают, что ООО «СЗ «Зорге Парк-ЖСИ»» нагло рубит деревья, что не просто портит внешний вид участка, но и забирает у местных последнюю отдушину. С соответствующим заявлением они направили видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину. Но, как пояснили в ЖСИ, никто «не вырубает лес».
Согласно утвержденному в 2019 году горсоветом Уфы лесохозяйственному регламенту, на территории рассматриваемого земельного участка отсутствуют городские леса. Сам документ подготовили еще в 2016 году, и даже тогда зона застройки не считалась рекреационной.
Впрочем, до 2019 года в Уфе не было документа, который точно утверждал границы лесных насаждений. Ссылаясь на это, активисты утверждают, что территория за Парком Гафури — зона отдыха, где строить нельзя.
Однако на карте регламента видно, что рассматриваемый участок не входит в рекреационную зону и не относится к территории городского лесничества. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020115:197 находится в частной собственности у ООО «СЗ «Зорге Парк-ЖСИ» с 2020 года. До этого он принадлежал «Башинформсвязи» — с 1993 года. Как рассказала директор строительной компании Гульнара Махмутова, на момент покупки территория уже была огорожена забором и не входила в зону отдыха. Сейчас там располагаются производственные и складские сооружения.
По словам Гульнары Махмутовой, компания изначально приобретала участок с учетом разрешения на «многоэтажную жилую застройку». Перед началом расчистки территории ООО «СЗ «Зорге Парк-ЖСИ»» уточнило в управлении коммунального хозяйства и благоустройства Уфы, можно ли проводить такие работы. Согласно официальному ответу чиновников, ввиду того, что территория находится в частной собственности и не относится к территории городских лесов, разрешение на это не требуется.
Когда начались работы, группа жителей заподозрила владельца участка в незаконной вырубке леса. Но, судя по карте лесохозяйственного регламента, леса там никогда и не было.
Почему застройщик и активисты не могут договориться?
По обращению недовольных жителей было проведено несколько проверок госорганами, которые не выявили нарушений. Но активисты продолжают настаивать, что лес там есть и его «пилят со всех сторон».
— Это улица Зорге и ее многострадальный лес, который пилят уже со всех сторон. Только закончилась адская стройка ЖК — теперь мы видим, что здесь есть попытки построить в самом лесу, — заявляет в видеообращении к Путину лидер группы.
По словам Гульнары Махмутовой, она, имея законные основания для работы, всё-таки предложила активистам найти компромисс. Но переговоры не увенчались успехом — противники застройки отвергали все предложения.
— Было затрачено колоссальное количество времени на переговоры с активистами по поиску взаимно удовлетворяющего решения, — сообщила она. — С учетом требований активистов был разработан уникальный проект благоустройства более 30 гектаров лесопарковой зоны, доступной для всех горожан, и уже с 2022 г. началась реализация идеи. Но даже так он не только не получил поддержки со стороны активной группы, но и был использован как инфоповод для очередных претензий и обращений в различные инстанции. Особенно неприятно, что свое недовольство агрессивно настроенные активисты реализовали не только на словах, но и в виде актов вандализма в отношении выполненных работ по благоустройству: разрушена смотровая площадка, сломаны скамейки и прочее. Отдельно стоит отметить, что в создании данных объектов принимали активное участие администрация Октябрьского района, а также неравнодушные жители города.
По словам Махмутовой, группа активистов возмутилась, даже когда на территории проводилась санитарная очистка перестойной древесины. Стоит отметить, что за забором вокруг участка, которым владеет застройщик, тоже регулярно убирается сухостой городскими службами — как и положено. Как отмечает Гульнара Махмутова, противникам застройки не угодила даже высота забора, хотя та составляет три метра, но активисты жалуются, что там все шесть.
В конце концов ООО «СЗ «Зорге Парк-ЖСИ»» само обратилось в Рослесинфорг, чтобы уточнить, действительно ли участок не входит в зону городских лесов. Эксперты ведомства подтвердили, что территория относится к иным категориям зонирования и никак не пересекается с землями рекреационного назначения.
А что же там будут строить?
Согласно требованиям законодательства, здания, построенные в лесу, не должны быть выше 20 метров. Как отметила руководитель проекта, специалисты уже разработали план благоустройства территории, который планируют реализовать вместе с администрацией Октябрьского района. В компании отметили, что одна из жительниц предложила соорудить на экотропе возле будущего жилкомпекса площадку для занятия йогой. В компании эту идею поддержали — действительно, это должно помочь успокоиться.
Напомним, «Жилстройинвест» основан Рабисом Салиховым в 1997 году, который до этого работал в Министерстве материальных ресурсов БАССР (ныне — Минторг). Тогда ЖСИ было ООО, в котором до 2015 года, согласно базе данных «Контур. Фокус», Салихов соучредительствовал вместе с сыном и дочерью. Позже была создана одноименная группа компаний, в которой девелопер значится единоличным владельцем. Эта фирма на протяжении многих лет реализовывала в республике одни из самых значимых проектов. В частности, «ЖСИ» возвела элитный жилкомплекс «Аристократ» — кстати, тоже возле парка, и объект стал украшением Уфы.
Похожая история, как со стройкой возле Парка Гафури, происходила с другой уфимской компанией — «ПСК-6». Тогда после многочисленных жалоб группы активистов работы по требованию властей заморозили, но девелопер в суде доказал законность строительства. В итоге мэрия и «ПСК» заключили мировое соглашение.