В Башкирии 18 сентября приняли закон о штрафах за неисполнение решений главы региона. Этому предшествовало его обсуждение на очередном пленарном заседании в Курултае, в ходе которого заявлялось, что, вообще-то, за саботажем поручений Радия Хабирова региональные чиновники пока замечены не были.
Так зачем тогда нужен этот закон? И кто может оказаться в зоне риска? В этом материале отвечаем на эти вопросы и вспоминаем тех чиновников, кто в последние годы не справлялся с поставленными главой региона задачами, — по новому закону им мог бы грозить штраф.
Базово готовы
Для начала обратим внимание на суть закона. В пресс-службе Курултая проект назвали «одним из наиболее значимых» из рассмотренных на заседании. Закон вводит в административный кодекс республики штрафы за неисполнение решений главы Башкирии: 3–5 тысяч рублей для граждан, 10–30 тысяч для должностных лиц, 100–500 тысяч — для юридических.
Обосновывается это тем, что в регионе действует режим базовой готовности — тот самый, в рамках которого руководство Башкирии должно усиливать охрану общественного порядка, объектов жизнеобеспечения, бдительно следить за работой объектов транспорта, коммуникаций, связи, энергетики.
Координацию этой деятельности обеспечивает республиканский оперштаб, а руководит им как раз Радий Хабиров. Следовательно, его решения, как руководителя этого штаба, обязательны к исполнению, подчеркивают в Курултае.
При этом, как отмечал в своем докладе в ходе принятия законопроекта замначальника по надзору за исполнением федерального законодательства республиканской прокуратуры Дамир Мухаметшин, инициатива «носит характер профилактический».
— Слава богу, примеров невыполнения таких решений у нас на сегодняшний момент нет, — отмечал он.
В зоне риска
На самом деле случаи, когда чиновники не исполняли просьбы Хабирова и навлекали на себя его гнев, конечно же, бывали. За пять с лишним лет своего правления вообще неоднократно отчитывал подчиненных за разные невыполненные задачи — а некоторых даже по нескольку раз. Приведем лишь несколько таких примеров.
Вот, например, нынешнему вице-премьеру Алану Марзаеву частенько доставалось от Хабирова. В октябре 2020 года глава грозился его уволить из-за большого числа ДТП, потом еще раз (по той же причине) — в ноябре. После заблокировавшей движение на трассах метели в феврале 2021 года Марзаев ушел в Министерство ЖКХ.
На новом посту он выслушивал критику главы за плохое благоустройство подъездов в августе 2021 года, засохшие деревья в октябре того же года. Отчитывать Марзаева Хабиров продолжил и после ухода из Минтранса: в декабре 2022 года он обрушился на него за нехватку пригородных автобусов, а в марте 2023 года ругал за плохой асфальт. Одним словом, такими темпами чиновник легко может получить штраф по новому закону.
В июне 2024 года глава Башкирии жестко отчитал руководителя Бакалинского района Олега Ефимова, обнаружив в интернете фото, где тот пьет алкоголь во время проведения Сабантуя.
Хабиров требовал, чтобы народные гуляния обходились без спиртного, а тут за нарушением правил попался аж чиновник. Глава Башкирии пригрозил Ефимову отставкой, а по новым законам глава района теоретически мог бы и штраф схлопотать.
В апреле 2023 года на оперативке Хабиров указал на то, что мэры всех городов, кроме Уфы, не справились с уборкой тротуаров в установленный на одном из предыдущих совещаний срок. Столь массовое неисполнение поручения главы региона сегодня могло бы обернуться штрафами на кругленькую сумму.
В декабре 2022 года на неисполнении поручений руководителя региона попалась и. о. министра ЖХК Башкирии Ирина Голованова. В ту зиму выяснилось, что пять муниципалитетов задержали установку ледовых городков, что вызывало гнев Радия Хабирова, а в нынешних реалиях могло бы ударить и по кошельку чиновницы.
Тогда же, в декабре, досталось от главы и министру здравоохранения Айрату Рахматуллину. Хабиров тогда сделал чиновнику уже второе замечание из-за массовых жалоб жителей на то, что они не могут записаться на прием к врачу. Тут, по всем признакам, тоже могли бы быть все основания для штрафа, да только закона такого тогда не было.
В феврале 2021 года разочаровала Хабирова министр семьи, труда и соцзащиты Ленара Иванова, которая, вопреки просьбе главы республики, пришла с докладом, в котором не было «ни одного слова о сокращении смертности». Поручение было, чиновница его не выполнила — по новому закону за такое можно и штраф схлопотать.
Точечный контроль
Впрочем, пока неясно, в каких именно ситуациях штрафные санкции будут применять на практике: все-таки закон в первую очередь связан с соблюдением режима базовой готовности. Ясности не внесли и в самом Курултае, где, комментируя принятие закона, отметили, что «административная ответственность будет иметь дисциплинирующий эффект».
Возникает вопрос: если предусмотренных законом правонарушений чиновники не совершают, зачем он вообще нужен? Об этом мы спросили политолога Арсена Шаяхметова.
— Перефразируя Владимира Маяковского, если законопроекты принимаются — значит, это кому-то нужно, — сказал он. — Если данная мера считалась бы излишней, то статус закона она бы не приняла — тем более есть и другие формы контроля и нормативного регулирования данного вопроса.
По мнению Шаяхметова, штрафы вводятся для того, чтобы усилить контроль за реализацией поручений главы, которых столь большое количество, что «отследить все сложно даже самой администрации региона, чем пользуются исполнители на местах».
— А это в конечном счете приводит к недовольству граждан, за что репутационно отвечает именно руководитель региона, — отметил он. — С другой стороны, складывается ощущение, что создается инфраструктура на случай оперативной ситуации, особого положения (не зря о нем вспомнил в своих выступлениях представитель прокуратуры) — в этих условиях не все задачи оформляются документально, а их исполнение играет решающую роль.
Шаяхметов отметил, что такая «оперативная ситуация» может и не наступить, но «наличие регламента действий в такой момент важно».
— Вместе с тем, на сегодняшний день я считаю, что формализуется инструмент влияния руководства региона на бюрократический аппарат — создается еще один инструмент, который точечно может быть использован, — заключил политолог. — Однако реальная необходимость принятия данного законопроекта для меня не очевидна.