Искусствовед Кристина Абрамичева высказалась о новом объекте стрит-арта, который установили на улице Ленина возле государственного концертного зала «Башкортостан».
На днях в фейсбуке главы Кировского района Илвира Нурдавлятова появилось благостное сообщение:
— Сегодня перед концертным залом «Башкортостан» поселилась куница — символ нашего города. Идея создания именно куницы приурочена к юбилейной дате образования Республики Башкортостан. Симпатичная скульптура куницы украшает скамейку возле ГКЗ «Башкортостан». Это наш небольшой эксперимент по размещению арт-объектов на территории нашего района. Если эксперимент будет удачным, куница приживется на новом месте и не станет жертвой вандалов, то мы планируем продолжить эту идею по размещению в нашем районе, в парках, скверах и не только новых арт-объектов.
Но еще до этого сообщения уфимцы заметили появление этого экспериментального персонажа, которого тут же метко окрестили «упоротой куницей». Что же им так не понравилось?
То, что у наших чиновников отсутствует вкус, мы догадывались давно: стоит посмотреть на галерею уродцев характерного коричневого цвета, которые в качестве «игровой» уличной скульптуры последние года два пытаются затесаться среди живых людей.
Целый зоопарк сопровождает нас и вдоль проспекта Октября (глава этого района предпочитает анималистику) — лошади, медведи, те же самые куницы отвратительного качества и низкопробного исполнения. Дешевые материалы, сомнительная цветовая гамма, нарушенные пропорции фигур, одинаковые выражения лиц — всё это выдает откровенную халтуру, штамповку, которой далеко до парковой советской скульптуры — пусть и создавалась она по единым образцам, но хотя бы качественно!
Особая концентрация «говно-монстров» (еще одно удачное название) — в парке Якутова, правда, там они, как привидения, белого цвета с пустыми глазницами и жутким выражением лица.
Всему этому убожеству давно придумали название: «ЖЭК-арт», то есть творчество не профессиональных художников, а работников ЖЭУ или неуемных жителей, которые разрисовывают стены подъездов, вырезают из старых шин лебедей и украшают мягкими игрушками и поделками из пластиковых баллонов детские площадки.
Только у нас этот жанр — в общегородском масштабе, хотя отнюдь не все эти поделки созданы безымянными народными умельцами. У многих работ авторство как раз известно — это скульптор Халит Галиуллин, который ранее создавал вполне неплохие работы: дворника у ТРК «Мир», геодезиста и землемера у зданий Россреестра, домик куницы перед Гостиным двором (ныне он у ворот парка Якутова). Но после того, как повалили заказы, скульптор откровенно начал гнать халтуру, привлекая к ней подельщиков, о чем Галиуллин откровенно пишет в интервью:
— Согласен, лица получились однотипные: одинаковость пошла от парня, который нам помогает лепить фигурки. Он делал от души, не нахалтурил, но, как ни старался, лица получались одинаковые. Я просил его немного изменять губы, разрез глаз, форму носа, но не получается у него почему-то! Мы тоже во многом ограничены, иногда пытаемся доработать, отшлифовать, поиграть цветом, чтобы фигуры обрели индивидуальную законченность, но заказчик подгоняет. Бывало, еще «горячую» скульптуру вывозили из мастерской. Машина приезжает: готово? Готово, но надо просохнуть. Нет, давайте — грузите, повезли.
Кстати, а кто же этот нетерпеливый заказчик, спросите вы? А заказчик — город, управление дизайна и рекламы, отвечает в том же интервью скульптор. То есть за наши же с вами налоги мы получаем подобную халтуру, и это отнюдь не прихоть отдельно взятого главы, а государственный заказ, на который, во-первых, по закону должен быть объявлен тендер, а во-вторых, уличные объекты должны проходить какой-то художественный совет. Если в управлении дизайна и рекламы по каким-то причинам нет профессиональных художников, искусствоведов (что тоже странно), то всегда можно привлечь к этому экспертов из Союза художников!
Аргумент, который часто приходится слышать в таких случаях: «А вот людям нравится, они с ними фотографируются». К сожалению, это вовсе не аргумент, потому что большинство этих «простых» людей, из которых вышли и наши чиновники, не видели в жизни достойных художественных образцов, и их вкус, к сожалению, воспитывался на дворовых «шинных лебедях» и шедеврах аэрографии.
Но город — это не подъезд, не двор и не дача (хотя и в них хотелось бы эстетики), а общее достояние, наше лицо, которое видят туристы и те, чей уровень немного выше обывательского. Поэтому такая куница в самом центре, в своей застывшей позе и правда удивительно похожая на известный мем упоротой лисы, вызывает у сознательной части горожан лишь недоумение и боль. Большая, непропорционально уродливая игрушка из какого-то пластика — похоже, именно она станет последней каплей в деле художественного беспредела нашей столицы, претендующей на туристическую привлекательность.
— Многих пользователей соцсетей смутило, что куница выглядит совсем «безжизненной», что не совсем соотносится с символом развивающейся столицы региона, — пишет одно из интернет-изданий.
А вот тут я бы поспорила — как раз застывшие раз и навсегда представления об эстетике свойственны столице нашей республики, в которую никакие новые веяния словно не проникают! Ведь даже из живого искусства стрит-арта мы умудряемся создать мертвенные монументальные изображения героев размером с дом…
Пару лет назад молодой актуальный художник Айдар Бекчинтаев создал арт-объект — взял шинного лебедя, временно позаимствованного в каком-то дворе, покрыл его золотой краской и установил на пустующий постамент вместо перенесенного бюста Пушкина. Я вижу в этом акте страшный символ нашего будущего — ЖЭК-арт, возведенный на пьедестал, словно памятник безвкусице, пошлости и произвола.
Согласны с автором?