Многие уфимцы (и особенно жители Дёмы) часто бывали на так называемом вьетнамском рынке. Обычно под этим названием подразумевается Дёмская торговая база, находящаяся на улице Вахтангова, 25. В этом материале UFA1.RU рассказывает о том, что из себя представляет этот рынок и кто за ним стоит. Наверняка, вы даже не догадывались о том, какие страсти творятся вокруг этой торговой базы и кому она на самом деле принадлежит.
Игрушки, фо-бо и пожар
Вьетнамским рынок в Дёме прозвали благодаря тому, что многие точки здесь еще с 90-х держат торговцы из Китая и Вьетнама. Торговая база пользуется популярностью среди уфимцев благодаря низким ценам на товары — здесь можно закупиться одеждой, игрушками, обувью, аксессуарами. Как сообщают владельцы коммерческой площади, здесь находится восемь торговых павильонов с 1078 секциями, в которых представлено около 50 категорий товаров.
Торговая база занимает 28 000 квадратных метров площади. Как сказано на ее сайте, здесь есть корпус с товарами из Кыргызстана, магазин «1000 мелочей», супермаркет с товарами российского и иностранного производства. Как рассказала корреспонденту UFA1.RU уфимка Галина, которая жила неподалеку от вьетнамского рынка в нулевых, отовариваться сюда приходила вся Уфа.
— Мы с семьей жили в небольшом поселке в нескольких километрах от Дёмы, и выехать на вьетнамский рынок было настоящим праздником, — вспоминает она. — На это выделялся весь день, ведь тогда, в начале 2000-х, выбирать не приходилось. Денег у семьи особо не было, поэтому за весь день нужно было обойти все ангары и уточнить все цены, выбирали по принципу «лучше подешевле».
Галина с родственниками подолгу бродила по рынку, общаясь с вьетнамцами, выясняя, кто больше скинет цену на понравившуюся вещь. Как правило, разница не превышала 50–100 рублей.
— Но и они были тогда ценными, на них можно было поесть в страшной и убогой кафешке на территории. О ней следует сказать отдельно. Было четкое деление: для русских и вьетнамцев были разные кухни, и местных на территорию вьетнамцев не пускали, — вспоминает она. — А они ели там модные сегодня фо-бо, лапшу палочками и так далее. Дети то и дело норовили заглянуть за «запретку» в виде шторы, но их постоянно гоняли. А еще на территории рынка были самые вкусные корн-доги.
Необычный ажиотаж вызвал распространившийся в 2010 году слух о предстоящем закрытии рынка. Тогда люди хлынули на базу, чтобы купить товары по бросовым ценам. Эти события хорошо помнит и Галина.
— Распродажи были такие, что «черным пятницам» и не снилось: продавцы выставляли товары по низкой цене, потому что попросту некуда было девать — не тащить же обратно на родину, — рассказала она. — Ботинки можно было купить за 50–150 рублей. Народу было настолько много, что некоторые даже воровали вещи. А потом кичились этим перед всеми.
Впрочем, закрытия торговой базы не последовало — она работает до сих пор. Совсем недавно здесь произошел пожар, причины которого пока не установлены, но в целом рынок функционирует в обычном режиме, как и прежде.
Бизнесмены и политики хотят в кооператив
Документально Дёмская торговая база является одноименным потребительским обществом. Такая форма организации подразумевает объединение граждан и юрлиц, выступающих пайщиками. Паевые взносы могут быть обязательными и дополнительными — в совокупности они образуют паевой фонд общества, при этом участники кооперации могут обмениваться паями, что не будет являться коммерческим договором купли-продажи (а следовательно, не будет облагаться налогом).
В число владельцев Дёмской торговой базы, согласно сервису «Контур.Фокус», входят предприниматели Венир Хамидуллин (владелец продуктового магазина «Кристалл» в Дмитриевке), Андрей Сюсин (в прошлом занимался розничной торговлей в палатках и на рынках), Риф Кагарманов (занимался торговлей животными, но в данный момент числится в базе мертвым), Олег Балакин и Гульназ Газизуллина.
Помимо индивидуальных предпринимателей долями в торговой базе, согласно «Контур.Фокусу», владеют структуры Башпотребсоюза и потребительское общество «Михайловское», ныне реорганизованное в ООО «Михайловское». Фирма занимается производством хлебобулочной продукции, ее директором был Дамир Арсланов, с 2007-го руководивший Михайловским сельсоветом Уфимского района. В 2020 году чиновник скончался, руководство компанией перешло к его супруге, а затем — к предпринимателю Назифу Закирову, прежде владевшему долями в предприятиях, связанных со строительством и сельским хозяйством.
Башпотребсоюз — это объединение, созданное для координации деятельности потребительских обществ республики. Как сообщается на официальном сайте союза, его становление происходило в тяжелые послевоенные времена. По информации регионального интерактивного энциклопедического портала «Башкортостан», он был основан в 1916 году как Уфимское товарищество кооперативов. Современное название организация получила в 1948 году, после слияния с Всебашкирским центральным союзом кооперативов, основанным в 1920 году в Стерлитамаке.
Кстати, дом Башпотребсоюза (он же Дом кооперации), построенный в 1937 году по проекту архитектора Коршунова, был первым зданием в Уфе, в котором установили лифт. Расположение у него удобное — рядом с Гостиным двором, где в 1917 году у уфимского кооператива открылись склады. К 2021 году, по данным «Контур.Фокуса», к Башпотребсоюзу относится более 90 потребительских обществ, зарегистрированных на территории республики.
В последнее время вокруг организации много скандалов. Многие годы председателем совета общества был Мансур Абдуллин, но в 2019 году он обменялся должностями с директором санатория «Зеленая роща» Фиялом Байтеряковым. С этого момента в руководстве союза началась чехарда — всего год спустя Байтеряков вернулся на свой пост в санатории, ему на смену в союзе пришел Фидан Исмагилов (в прошлом — член совета директоров «Инвесткапиталбанка», компании «ОЗНА», руководитель УЖХ Кировского и Октябрьского районов и Сипайлово).
Уход Байтерякова дал старт судебным разбирательствам — как рассказывал уфимский «Коммерсант», истцы (в их числе Чишминское потребительское общество и его руководитель, Дёмская торговая база, а также их пайщики) потребовали признать отставку руководителя незаконной, сославшись на нарушения в процедуре голосования.
В 2021 году Исмагилов погиб в ДТП в Нагаево. Вслед за ним в ноябре 2021 года должность председателя совета Башпотребсоюза занял министр торговли и услуг Башкирии Алексей Гусев. Также в течение всего этого периода менялись и председатели правления: в разное время ими были бывший гендиректор сети общепита «Папа-Гриль», уральских заводов «Вимм-Билль-Данн» и других крупных компаний Петр Кизько, экс-директор фирмы «Служба правовых извещений» (товарный знак «ДомОнлайн») и издательской компании «ЕР-медиа» (издает газету «Единая Россия Башкортостан») Айнур Маргамов, бывший директор компаний, связанных со стерлитамакским ТЦ «Центральный» (принадлежит структурам премьер-министра Башкирии Андрея Назарова), Венер Ильясов.
Другой скандал возник в 2020 году, когда председателя Дёмской оптовой базы Дамира Ермеева заподозрили в попытке рейдерского захвата предприятия, рассказывало издание «Горобзор». Предприниматель в разное время был директором ресторана «Уфа» на улице Ленина, соучредителем краснодарской «Трансальянс-Юг» (занимается утилизацией неопасных отходов), банного комплекса «Волна» на улице Мингажева. К данному моменту Ермеев покинул руководящий пост в потребительском обществе, его место занял председатель регионального отделения «Партии дела» Ильдар Исангулов.
Таким образом, после всех перестановок на данный момент председателем совета Башпотребсоюза является министр Гусев, который пообещал ввести кооперацию в региональные программы, заняться подготовкой профессиональных кадров, увеличением объемов производства, переработки продукции, оборота оптовой и розничной торговли, общественного питания. Председателем правления по-прежнему остается бизнесмен Венер Ильясов.
Читайте также наши расследования о том, кто стоит за торговыми центрами Уфы. Там история одна интереснее другой: то британский кофейный магнат всплывет среди их владельцев, то компания, связанная с премьер-министром Башкирии. Иной раз поиск выгодополучателей моллов приводит к губернатору-чекисту из соседнего региона и скандальным застройщикам.