В начале марта общественная палата Башкирии обратилась в прокуратуру для проверки публикаций в СМИ Татарстана. В них ОП усмотрела «формирование враждебного отношения к башкирскому населению». Поводом обращения, в частности, была статья «Почему меня заставляют стать башкиром, что за цирк?» на сайте интернет-издания «Реальное время». Автор публикации Нажиба Сафина рассказала о жалобах своих знакомых татар из Янаульского района, которых склоняют записываться башкирами. Как считает ОП, «под видом критики процесса "башкортизации"» статья формирует у читателей убеждение о «массовом притеснении татарского населения» в Башкирии.
Подобный скандал в 2021 году — не первый в многонациональной республике. Еще не утихли последствия публикации эротических рисунков башкир Савельевой и сноса бюста башкирского востоковеда Заки Валиди в Санкт-Петербурге. UFA1.RU собрал в одном материале основные скандалы на национальной почве за последние годы.
Художница Алёна Савельева и ее картины полуобнаженных башкир
В начале января этого года критике со стороны башкирских активистов, общественности и власти подверглась серия работ уфимской художницы Алёны Савельевой. На рисунках она изобразила полуголых башкир в элементах национальной одежды. Своими картинами она хотела показать, что башкирский народ не только думает «о продолжении рода и о традициях», но «и в сексе достаточно продвинутый». Однако задумку художницы поняли иначе.
Один из лидеров запрещенной организации «Башкорт» Руслан Габбасов увидел в ее рисунках «откровенное издевательство» над башкирами и написал об этом в соцсетях. После его поста разгорелся скандал. Савельева подверглась критике, травле и стала получать угрозы в свой адрес. О художнице высказывались журналист Марат Гареев, арт-критик Кристина Абрамичева, художник Максим Холодилин и даже глава Башкирии Радий Хабиров. В частности, он раскритиковал то, как художница изобразила башкирское нагрудное украшение.
— У меня у самого бабушка, у нее селтэр был — это для женщины очень важный элемент национальной одежды, и вот так по-скотски это рисовать — мне не нравится очень, — сказал он.
В Курултае Башкирии провели круглый стол по поводу картин художницы. Присутствующие сошлись на том, что подобное использование национальных символов — «это явная провокация», а парламент призвал правоохранительные органы дать оценку рисункам.
Пока в Курултае рассматривали деятельность Савельевой, на ее почту и почту ее близких продолжали приходить угрозы. Художница обратилась в полицию, но МВД Башкирии не нашла состава преступления в сообщениях.
Подробнее об этом читайте тут.
Памятник Заки Валиди в Санкт-Петербурге
Еще один скандал произошел в январе этого года. С территории Санкт-Петербургского университета (СПбГУ) убрали бюст башкирского героя и востоковеда Заки Валиди, в честь которого названа улица в Уфе. В СПбГУ объяснили это тем, что Генпрокуратура разглядела в биографии ученого пантюркизм, пособничество гитлеровцам, полякам и потребовала сноса памятника. Всемирный курултай башкир выступал против этого. Однако Генеральная прокуратура РФ сообщила, что проверка не проводилась и решение нижестоящей инстанцией не принималось.
Башкирская карикатура Камиля Бузыкаева оскорбила татар
Картины и в 2019 году вызывали скандалы. Рисунок уфимца Камиля Бузыкаева затронул чувства жителей Казани. Карикатурист изобразил проститутку в традиционном татарском головной уборе калфаке с чак-чаком в руках. Над женщиной на картине нависала надпись «Welcome to Kaza…». Интернет-пользователи разглядели в этом «жирный намек, что Казань ради гостей готова на всё», и посчитали, что художник разжигает рознь между республиками. Карикатурист ответил на это новым рисунком. Он изобразил на фоне ног проституток маленького человека, который кричит: «Проституции не вижу, оскорбление вижу!»
Некоторые пользователи интерпретировали картины художника не как попытку оскорбления татар, а как попытку обратить внимание на проблему проституции. Однако после просьбы главы республики Радия Хабирова карикатурист принес свои извинения на странице в соцсети Facebook и нарисовал новый рисунок с подписью: «Сестры и братья татары, прошу простить, был не прав». Подробности вы найдете здесь.
Танец татарского юмориста Данира Сабирова оскорбил башкир
В том же 2019 году разгорелся обратный скандал: татарский юморист оскорбил жителей Башкирии. Данир Сабиров во время очередного выступления высмеивал то, как якобы зарождались танцы, и связал появление башкирского народного танца с последствием похмелья. Выступление прошло за 4 года до начала скандала, но подверглось критике после распространения записи в интернете. После этого Всемирный курултай башкир даже потребовал запретить выступления танцора, но Данир Сабиров принес извинения перед народным съездом Башкирии.
Изображение бандита с кураем на афише театра
Осенью 2019 года сотрудникам Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения пришлось сменить афишу детского спектакля. Людям не понравилось предыдущее объявление об анонсе сказки «Три богатыря и Соловей-разбойник», где был нарисован отрицательный герой с кураем в руках. Некоторые посчитали, что данное изображение показывает башкир в уничижительной форме и разжигает межнациональную рознь. Администрация театра извинилась за недоразумение на своей официальной странице в соцсетях и сообщила, что афиши будут сняты.
Руслан Белый назвал Салавата Юлаева бандитом
В 2018 году случился один из самых громких скандалов, связанных с национальным вопросом. Руслан Белый в телешоу «Комик в городе» от канала ТНТ назвал Салавата Юлаева бандитом. Выступление артиста возмутило многих жителей Башкирии, в том числе медийных личностей. Люди встали на защиту Салавата Юлаева. Ведущий Эльбрус Нигматуллин записал короткое видео о том, что Салават — национальный всеми любимый и уважаемый герой. Активисты придумали хэштег #салаватнебандит и требовали извинений от комика. Боксер Хабир Сулейманов написал заявление в прокуратуру, однако орган надзора не нашел в выступлении комика нарушений закона.
Сам Руслан Белый назвал свою скандальную фразу «политическим троллингом» и объяснил:
— Я говорил о том, что в силу того, что в нашей стране поменялось три власти и все подстраивают героев под себя, может, мы не будем так быстро героям ставить памятники? А посмотрим, как они себя проявят при разных политических строях».
Любопытно, что в 2018 году ТНТ уже извинялся перед Ингушетией за шутку над их народом.
Американизированный арт-объект I
♥
ӨФӨ
В 2015 году за зданием Национального молодежного театра имени Мустая Карима появился арт-объект, который вызвал недовольство некоторых уфимцев. Представители Молодой гвардии Башкортостана потребовали русифицировать арт-объект, состоящий из английского слова I (в переводе — «Я»), фигуру сердца (люблю) и символ города — «три шурупа» (символ Уфы, в котором заключено название этого города на башкирском — Өфө).
— Это унижение русского языка, оскорбление родных традиций и навязывание американизмов обществу, — написали представители движения.
Также они отметили, что недопустимо устанавливать подобные американизированные арт-объекты, когда памятники героям Великой Отечественной войны находятся в не лучшем состоянии. Напомним, что в 2015 году отмечалась 70-ая годовщина окончания ВОВ, а торжественное открытие Площади двух фонтанов, на которой установлен арт-объект, состоялось накануне праздника — в мае. Памятник, однако, не демонтировали.
Мнение эксперта: «О
стро реагируют на ущемление их национальных интересов»
По мнению социолога Асадуллиной Гузель, представители той или иной национальности «остро реагируют не на искусство, а на ущемление их национальных интересов».
— Есть определенная модель представления национальной культуры, — отметила эксперт. — А когда она искажается, будь то художниками либо какими-то современными взглядами, народ это не воспринимает.
Асадуллина подчеркнула, что это касается любой национальности.
В подобных случаях, по ее мнению, сталкиваются интересы, с одной стороны, народа с «определенным традиционным восприятием тех ценностей, культурных норм, которые они чтят, передают из поколения в поколение», и интересы людей нашей современной эпохи постмодерна, эпохи «секонд-хенда», которая «ничего нового не создает», а старается «на основе старых каких-либо ценностей создать новые».
Асадуллина оценивает как положительное явление возмущения людей по поводу, например, рисунков Савельевой или изображения бандитом представителя определенной народности.
— Наоборот, — считает эксперт, — здесь нужно радоваться тому, что народ сохраняет свои традиционные ценности.