Экономика Как справлялись с налогообложением при НЭПе

Как справлялись с налогообложением при НЭПе

По положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923 года, Наркомат, возглавляемый наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и другие).

Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика.

Систему налогов и сборов при НЭПе составляли:

  • прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;

  • косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

  • пошлины: патентная, судебная и другие;

  • сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В качестве чрезвычайных налогов вводился в 1922 году единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим, в 1924 году – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

В 1922–1923 годах отмечалась большая активность местных органов власти, что выражалось в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.

В этот период, кроме уже указанных выше, действовали следующие налоги: налог со строений в городской местности; налог на домашнюю прислугу; налоги с городских и пригородных садов и огородов; налог на право охоты; сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов); сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения; сбор за пользование общественными весами; сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор с извозного промысла и другие.

Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921 года промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3% с оборота предприятия).

С 1922 года промысловый налог взимался на общих основаниях также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий. Впоследствии уравнительный сбор дифференцировался в зависимости от типа предприятия (государственное, кооперативное, частное) и являлся действенным рычагом вытеснения частного капитала.

Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и тому подобное. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.

Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению обложения. Дважды, по сути дела, облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала.

Важнейшее значение имел единый сельскохозяйственный налог, который был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 года взамен единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне. При обложении налогом учитывались размер пашни и сенокоса (в переводе на пашню), урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота. Бедняцким хозяйствам предоставлялись значительные льготы по налогу. Примерно 20% крестьянских хозяйств (в основном не имевших скота) освобождались от уплаты. Для исчисления налога крестьянские хозяйства распределялись по группам в зависимости от обеспеченности пашней на едока (девять групп), обеспеченности скотом на хозяйство (четыре группы) и средней урожайности культур в данной местности (11 разрядов). Такая система построения налога давала возможность установить размер налога в соответствии с примерной доходностью хозяйства. Налог уплачивался деньгами или натурой, а с 1 января 1924 года, с установлением в СССР твердой валюты, – в денежной форме.

Дальнейшая реорганизация сельскохозяйственного налога, осуществленная в 1924–1925 годах, ставила задачу максимально приблизить обложение к прогрессивно-подоходной форме, освободив от него бедноту. К примеру, в деревне сложилась ситуация, когда было выгоднее «бедствовать», а не развивать свое хозяйство. В 1923–1924 годах от обложения ЕСХН по Сибирской губернии было освобождено 10,9% хозяйств, 1926–27 годах – 18,9% (52 786 хозяйств), 1927–1928 годах – 24% (79 017 хозяйств). По всему СССР количество крестьянских хозяйств, освобожденных от сельхозналога, росло следующим образом: в 1924–1925 – 5,5 миллионов, 1926–1927 – 6,8 миллиона, 1927–1928 – 8,5 миллионов. Расчеты по РСФСР показывают, что маломощная часть деревни (с доходом до 150 рублей на хозяйство) составляла, согласно официальной статистике, 30,4% всех крестьянских хозяйств, имела 11,6% всего дохода, а налога уплачивала лишь 5,95%.

Налог стал взиматься по совокупности доходов крестьянских хозяйств с применением более резкой прогрессии. Доходы от сельского хозяйства определялись по средним нормам доходности. Расширились льготы для середняцких хозяйств и кооперированных крестьян. С 1928 года обложение кулацких хозяйств по средним нормам доходности было заменено обложением на основе фактически полученных доходов. В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был коренным образом перестроен и фактически разделен на три налога: с колхозов и колхозников; с единоличных трудовых крестьянских хозяйств; с кулацких хозяйств.

В 1920-х годах широкое распространение в деревне получило самообложение, что обусловлено было силой общинных традиций и потерей доверия крестьян для удовлетворения местных общественных нужд. Деревня голосовала за уравнительный способ раскладки сборов по самообложению. Общий размер самообложения по РСФСР устанавливался не выше 35% от общей суммы сельхозналога данного села. Самообложение допускалось в виде трудового участия, денежной и натуральной форме. В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке самообложения населения» от 7 января 1928 года сказано, что сюда относились устройство и хозяйственное содержание учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, а также учреждений по развитию сельского хозяйства, строительство и ремонт дорог и мостов; противопожарная охрана; благоустройство и охрана селений. Кстати сказать, строго воспрещались сборы на нужды административного характера.

Таким образом, в первой половине 1920-х годов была заложена основа социальной модели прямых налогов (вместо экономической), что отразилось прежде всего на поступлениях в государственный бюджет: значительно увеличилась доля косвенных налогов.

Характерными чертами налоговой системы периода НЭПа являлись множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 году количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86. Наряду с широкими практическими мероприятиями в период НЭПа разрабатывалось большое количество проектов по совершенствованию налоговой системы СССР.

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем