Экология проблема Запретить грязь: почему на улицах Уфы так пыльно и как с этим бороться

Запретить грязь: почему на улицах Уфы так пыльно и как с этим бороться

Разбираемся вместе с экспертами

Летом в Уфе увеличивается содержание пыли в воздухе

Слякоть и грязь на дорогах мучают жителей Уфы начиная с весны и до самой осени. Летом горожане особенно жалуются на пыль, которая не только оседает на дорогах, но и витает в воздухе. UFA1.RU поговорил со специалистами и выяснил, откуда на улицах города возникает грязь и как от нее избавиться. Подробнее — сегодня, 6 мая.

Автомобили — первые враги

Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова рассказала: одной из главных причин пыли становятся автомобили. По данным Северо-Западного государственного университета имени Ильи Мечникова, дорожный смет почти на 20% состоит из отходов машин (остатки шин, частички тормозных колодок, стертый асфальт). Как отметила Климентова, в дорожной пыли содержатся опасные вещества, такие как кадмий, свинец и никель, которые в десятки раз превышают норму. Это показали исследования ассоциации и Северо-Западного государственного университета имени Мечникова.

Кроме того, значительную часть грязи выбивает из дорог шипованная резина. Одна машина на шипах за шесть месяцев в среднем срезает от 50 до 100 килограммов асфальта. Отсюда появляются колеи на дорогах, черная липкая пленка на стеклах автомобилей, а также токсичная пыль весной.

— Во многих зарубежных странах шипованная резина либо запрещена совсем, либо срок ее применения сильно ограничен, — сообщила эксперт. — Например, в Канаде, в провинции Онтарио, где зимы не менее жесткие, чем в Уфе, шипованная резина была запрещена еще в 70-х годах прошлого века. Спустя несколько лет было отмечено снижение пыли и грязи на 75%, улучшение состояния дорожного полотна, а число ДТП при этом не увеличилось.

Председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов отметил, что беспорядок на дорогах также появляется от грязных машин, которые въезжают в город из сельской местности, а также с грунтовых дорог и со строительных площадок.

— Перед въездом в город у нас нет правила о том, что въезжаешь в город — помой машину, хотя в европейских странах в некоторых городах существуют такие запреты. Машина выезжает, особенно в дождь, естественно, колеса, полные грязи, это всё выносится на асфальт, — отметил эколог.

Грязь не только от автомобилей


Пыль на дорогах появляется также из-за выбросов в атмосферу, которые оседают на земле. Как утверждает Веселов, эти выбросы идут из дымовых труб промышленных предприятий, потому что не на всех заводах есть пылегазоулавливающее оборудование или оно работает неэффективно. К источникам выбросов можно отнести и двигатели автомобилей.

— Каждая машина сжигает топливо, выбрасывая в атмосферу до 200 наименований вредных веществ, включая несгоревшие углеводороды, сажу и прочее, — отметил специалист.

Помимо этого, по словам эколога, грязь возникает из-за тающего снега. За зиму в нем накапливается много пыли, и всё это остается на обочинах дорог и не всегда, как отметил специалист, убирается весной. Специалист добавил, что вред приносят и средства для борьбы с гололедом, причем как химические, к примеру, реагент «Бионорд», так и песок с солью.

— «Бионорд» делается из опасных отходов 4-го класса опасности. У многих людей на «Бионорд» аллергия, так называемая аллергия на тающий снег. Она появилась, когда начали применять антигололедные компоненты в городах, — рассказал Веселов. — Тем более что у нас нет очистки ливневой канализации. Это всё смывается с дорог, тает снег, таловая вода попадает в ливневую канализацию, но она у нас не проходит никакой очистки. Это всё сбрасывается без очистки, там ураганное содержание вредных веществ.

Однако Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ), где производят «Бионорд», заявляет, что средство безопасно. Ранее в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог заверяли в беседе UFA1.RU, что на предприятии действует входной контроль качества сырья и за последние 10 лет не фиксировалось ни одного случая поступления на завод сырья с примесями тяжелых металлов. Также, по их словам, «Бионорд» не вызывает аллергии, а тающий снег так влияет на горожан из-за размножения плесневых спор и грибков.

— В основе смеси лежат минеральные компоненты — соли: хлорид натрия (поваренная соль) и хлористый кальций, — отметили на УЗПМ. — Обе соли применяют в пищевой и фармацевтической промышленности. Такие составы относят к четвертому, самому низкому классу по воздействию вещества на организм человека. К примеру, пищевая соль или сода имеют третий класс опасности. Все компоненты «Бионорда» полностью растворяются в воде.

Неправильно устроенные клумбы тоже приводят к грязи. Эколог рассказал, что, согласно строительным нормам и правилам, земля в клумбах не должна быть выше по уровню ограждения, чтобы пыль не сдувалась.

— Особенно весной, когда только всё посажено, высыхает почва, и ветер сдувает сухую почву с клумб, пока еще растительность не появилась. Земля должна быть на 2–3 сантиметра ниже уровня ограждения, у нас это не соблюдается, — добавил Веселов.

В совокупности все эти источники образуют шапку смога над городом. Как подчеркнул специалист, особенно он заметен в тихую погоду, когда нет ветра и повышено давление.

Климентова добавила, что дорожная пыль негативно влияет на здоровье людей. Она может вызывать аллергию, стать причиной болезни легких и проблем с иммунитетом. По словам Александра Веселова, особенно опасна мелкодисперсная пыль, поскольку она очень тонкая и проникает глубоко в легкие, к ней прилипают частицы токсикантов от выбросов.

Как бороться с пылью и грязью?

Хотя Уфа стремится меньше использовать песчаные смеси и заменить их на растворимые антигололедные материалы, быстро решить проблему с грязью не получится. Как рассказала Климентова, дело в том, что песок посыпают в достаточно больших объемах, а из-за длительного применения смесей до конца вымести их с улиц невозможно.

— Его значительная часть (порядка 40–60%) собирается на обочинах, остается в порах асфальта, разносится на газоны. Если полностью запретить песок во всей Уфе, как это сделано в Москве, то это позволит значительно сократить объемы пыли весной, ускорит уборку территорий, — объяснила эксперт.

Чтобы в городе было чисто, нужно провести целый комплекс мероприятий. Так, по словам руководителя аппарата ассоциации, необходимо заасфальтировать грунтовые участки: дворы, тротуары и парковки с земляным покрытием. Кроме того, придется привести в порядок газоны и склоны и оградить их бордюрами, чтобы грунт не сполз на дорогу. Участки с открытой почвой следует покрыть георешетками, деревянной щепой или цветным щебнем.

Бороться с грязью и пылью можно несколькими способами. Так, ситуацию может улучшить отказ от применения песка. Климентова привела в пример Москву, где, по ее словам, такие смеси запретили еще в 1990-х годах.

— Вместо него сначала использовали гранитный щебень, который позже заменили на смеси, в которых в равных долях содержатся мраморная крошка и органическая соль, растворяющая лед. Благодаря таким составам не только в три раза сократился травматизм на дорогах столицы, но и значительно снизилась запыленность улиц весной, — добавила глава аппарата.

Также уменьшить пыль на дорогах удалось в Новосибирске. Здесь использование песчаных смесей сократили на 70%, а от гололеда избавляются с помощью смесей из современных реагентов, которые растворяются в воде.

— Город-миллионник смог в 16 раз уменьшить количество пыли на дорогах, а уборка грязи с дорог происходит в несколько раз быстрее и эффективнее. На лето город закупил обеспыливающие составы на 10 миллионов рублей, — отметила Климентова.

К наиболее простым способам борьбы с дорожной пылью можно отнести распыление воды и применение специальных пылесосов, работающих на воде. Однако, по словам эксперта, эти методы нельзя использовать при минусовых температурах.

Вместо воды

Существуют специальные обеспыливатели, которые можно применять даже в холодное время года. Климентова рассказала, что это состав из хлоридных соединений, который разработала ассоциация.

— В 2019 году ассоциация вместе с дорожными службами и администрацией Новосибирска провела несколько испытаний, основываясь на ранее полученных результатах исследований с Московским автомобильным дорожным институтом, и подобрала несколько составов обеспыливателей, — сообщила глава аппарата организации.

Она объяснила, что средство смачивает поверхность дороги, как бы прижимая и удерживая пыль, что позволяет убирать до 95% загрязнений. Как заверила эксперт, эффект от обеспыливателей сохраняется на дорогах до 14 дней, а их расход минимальный — 150 миллилитров на 1 квадратный метр.

Александр Веселов отметил, что для уменьшения грязи в городе нужно избавляться от смога в воздухе, но обеспыливатели, созданные ассоциацией, нельзя применять для таких методов борьбы с пылью.

— Я не знаком с технологией, но могу сказать, что в любом случае как они собираются распылять раствор на высоте, допустим, полкилометра или километр над городом, на которой держится шапка смога? Самолетом? — отметил эколог. — Таким образом можно бороться с пылью в производственных цехах, но там есть более дешевые методы, нет смысла распылять что-то, есть принудительная вентиляция с фильтрами.

В начале весны Уфа покрылась черными сугробами. В апреле глава Башкирии Радий Хабиров дал поручение мэру очистить город от грязи и пыли. Прошлой весной он остался недоволен уборкой улиц. Тогда досталось предыдущему градоначальнику Сергею Грекову.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем