Бизнес Россияне пока не живут, а выживают

Россияне пока не живут, а выживают

ВЦИОМ опубликовал очередной пресс-выпуск по результатам опроса россиян. Темой опроса на этот раз стала следующая: «Работа по-русски: источник дохода или средство самореализации?» Опрошено было 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и р

" src=

ВЦИОМ опубликовал очередной пресс-выпуск по результатам опроса россиян. Темой опроса на этот раз стала следующая: «Работа по-русски: источник дохода или средство самореализации?» Опрошено было 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность, по заверениям ВЦИОМ, не превышает 3,4%.

Результаты получились неутешительные – 64% россиян рассматривают работу только как источник получения средств к существованию, и только 12 человек из ста получают от работы удовольствие. Такие данные косвенно подтверждают тезис о бедности наших граждан, которые живут сегодня по принципу русской пословицы: «Не до жиру, быть бы живу»

Результаты исследования также показали, что чем меньше человек зарабатывает, тем больше он держится за эту работу, не хочет ничего менять и, в то же время, не любит эту работу. При доходах в семье 1500 рублей на человека такое мнение высказали 74% людей, а с доходами более 5 тысяч рублей на члена семьи – только 62%.

Получается, чем выше доходы, тем менее человек склонен рассматривать свою работу только лишь как средство существования и готов к поиску более интересной и творческой сферы деятельности.

Бедные люди не склонны к риску и не хотят сменить свою работу на другую, где можно «много работать и хорошо зарабатывать без особых гарантий на будущее», т. е. довольствуются маленьким, но стабильны заработком. Эта категория составляет 44%, против 34% готовых на риски ради высокого заработка.

Те же люди, кто решается рискнуть ради высоких, но нестабильных заработков, при выборе работы уже не обращают внимания на то, смогут ли они при этом самореализоваться или нет – дня них важен только заработок, как источник дохода.

«Я согласна, если зарплата, которую человек получает, не способна оплатить его основные потребности, то он будет искать работу исключительно ради денег, – соглашается с результатами опроса руководитель агентства по подбору персонала «Кадровые решения» Ольга Радченко. – А чем выше благосостояние специалиста, тем больше он думает о самореализации».

«Тут надо сделать небольшую оговорку, – предупреждает директор уфимского бранча компании по подбору персонала «Келли сервисез» Владислав Фазуллин. – Мы периодически проводим анализ рынка и сами видим, я могу действительно подтвердить, что главным фактором для поиска новой работы в первую очередь является недостаточная денежная мотивация. И в первую очередь наши кандидаты на должность надеются на повышение заработной платы».

Почему же люди предпочитают «влачить жалкое существование», вместо того,чтобы подыскать себе более доходное место? И почему не совмещаются два понятия: «любимая работа» и «средства к существованию»?

«В классической теории менеджмента есть такое понятие – иерархия потребностей или пирамида Маслоу, – объясняет генеральный директор бизнес-инжиниринговой компании «DD Group Комплексные Финансовые Системы» Евгений Декатов. – В чем же смысл? Я скажу в двух аспектах – экономическом и неэкономическом. Конечно, с точки зрения экономики, сначала человеку надо удовлетворить свои физиологические потребности, затем идут социальные и так далее. Но вдаваться в подробности не будем.

<Вот торговые сети проводят иногда анкетирование и среди вопросов есть один: сколько процентов семейного бюджета вы тратите на еду? Но есть ведь и люди, имеющие такой уровень доходов, при котором они вообще не задумываются, какой процент они тратят на еду. Они просто покупают то, что им нужно. Загружают тележку, а там – сколько получится: 20 тысяч или 30 – им все равно. Но большинство россиян, к сожалению, не могут себе этого позволить потому, что у них уровень затрат на питание 30% и выше. То есть люди работают на (практически за) еду.

Тут всплывает еще одна закономерность – когда много тратится на текущее потребление, то эти люди стремятся работать как можно больше. К примеру, матери-одиночки устраиваются на вторую, третью работу: педагогом, уборщицей и т. д. У них уже нет ни свободного времени, ни увлечений, ни личной жизни – лишь бы прокормить своего ребенка.

С другой стороны, с ростом благосостояния, когда увеличиваются доходы, человек начинает ценить свое время. Он уже не хочет все время работать, а хочет иметь интересы, отдых. То есть человек достигает этой планки, когда плата за час его работы достаточно высока, что он может позволить себе работать и 4 дня в неделю. И в этот момент человек задумывается: а не открыть ли собственное дело?»

Тут Евгений Декатов попадает в самую точку, поскольку один из результатов исследования ВЦИОМ касался как раз этого вопроса: кто склонен к риску организации собственного предприятия?

«Кто не рискует, тот не выигрывает», – говорится в отчете. Чем выше покупательская способность россиян, тем более склонны они к риску. Доля тех, кто предпочел бы вести собственное дело, возрастает с 5% в самой бедной группе опрошенных (которым не хватает денег даже на продукты) до 19% в группе тех, кто без проблем может покупать вещи длительного пользования. Доля тех, кто выбирает большой заработок без гарантий на будущее, увеличивается, соответственно с 22 до 37%. И наоборот, доля тех, для кого предпочтительнее небольшой, но твердый заработок, снижается с 54% в самой бедной группе до 37% в обеспеченной.

«Причина того, что человек, получая низкий доход, не может сменить работу в том, что у него нет финансового задела, который бы позволил ему в течение, скажем, трех месяцев не работать и искать себе новое место, – объясняет Евгений Декатов. – Он боится изменений, поскольку новое место может оказаться еще хуже. Поэтому и деловая активность таких людей очень низкая. А это очень плохо для экономики. У нас слишком много низкооплачиваемых отраслей.

Например, в Германии, думаю, что и по всей Европе, люди свободно перемещаются, мигрируют, меняют работу. Там даже в маленьких городах можно прилично зарабатывать. И люди не боятся сниматься с места и менять работу. У нас же в Башкирии работу в районах найти трудно, заработки маленькие. Люди сидят оседло и боятся потерять последнее, что имеют. Миграция рабочей силы крайне низкая. Причина в том, что наш «социальный ноль» намного ниже, чем в развитых странах. И там человек, оставшийся без работы, получает пособие, на которое можно жить, у нас он остается на улице».

Кроме того, наш эксперт указал и еще на один аспект – по его мнению, законы иерархии и пирамида Маслоу в России не действует так, как в западном обществе, поскольку в большинстве наших граждан все еще есть пережитки советского образа жизни и той философии, когда тебя считали «летуном», если ты часто менял работы. Надо было работать, работать и работать. То есть перекос происходит также и из-за российского менталитета.

Но основная беда – и в этом мы полностью согласны с нашим консультантом – в том, что россияне сейчас работают в своей массе только «на кусок хлеба» и им некогда подумать, что они могут как-то улучшить свое положение, и что работать они могли бы на более интересной и высокооплачиваемой работе. Им также некогда уделить время себе, своей семье, своему развитию. Даже просто сходить в спортзал или в бассейн – времени и возможностей просто нет. Думаю, что с этим согласитесь и вы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем