
Главное, чтобы финансирование не утонуло в снегу
Зима в Уфе всегда начинается неожиданно. Традиционно в этот сезон жители активно жалуются на уборку снега и работу городских служб. Иногда может показаться, что из года в год ситуация не меняется, коммунальщики наступают на одни и те же грабли, а власти ничего не предпринимают.
Чтобы выяснить, так ли это, UFA1.RU запросил у мэрии Уфы множество сухих цифр — сколько денег тратят на содержание улиц в зимний период, сколько людей работает в городских службах, сколько реагентов закупается для отсыпки. Мы внимательно изучили все эти данные и вот что выяснили.
Холодный расчет
Хотите верьте, хотите нет, но суммарные расходы на уборку снега в Уфе с 2018 года растут почти ежегодно. Сразу после мощного снегопада 2017 года, когда мэр Ирек Ялалов буквально призывал жителей выходить на улицы с лопатами и помогать коммунальщикам, власти два года брали в лизинг технику на 29,2 миллиона рублей ежегодно.
В 2018 и 2019 годах общая сумма бюджетных средств, направленных на уборку снега, составляла около 400 миллионов рублей ежегодно. Цифра выросла до 500 миллионов в 2020 году, а потом до 600 миллионов в 2021 году. С другой стороны, в эти два года расходы на лизинг техники в предоставленной мэрией статистике — нулевые.

Все цифры — в одной картинке
Было ли это одним из факторов снежного апокалипсиса в зимний сезон 2021–2022 года, сказать трудно. В статистике мэрии не отражено количество техники, которую вывели на уборку снега именно в ту зиму, но известно, что в сезон 2020–2021 года для этих целей задействовали 413 машин, а в сезон 2022–2023 года — 447.
Зимой 2023–2024-го на уборку выходило 449 машин, всего на две больше, чем до этого — так что динамика показателей была незначительной. Но зимы-то были очевидно довольно разными, в чем же тогда дело?
Ну, для начала банальное: нельзя недооценивать капризы природы. В тот самый сезон 2021–2022 года чиновники заявляли, что снега выпало почти так же много, как в пресловутом 2017 году (метеорологи, впрочем, называли это преувеличением). Хотя, вероятно, это не было единственной причиной.
Снежный коллапс 2022 года стоил тогдашнему мэру Уфы Сергею Грекову карьеры — он вскоре покинул свой пост, а городские власти, судя по всему, в итоге все-таки извлекли урок из ситуации и стали вкладывать в сезонную уборку значительно больше бюджетных средств.

Зимой 2022 года коммунальщики едва успевали убирать снег в городе
Так, именно с 2022 года город стал тратить дополнительные деньги на привлечение техники сторонних организаций — это 50,1 миллиона рублей в 2022 году, 52,9 миллиона в 2023-ем, 56 миллионов в 2024-ом и 64,6 миллиона в 2025-ом.
Помимо этого, начали активно брать в лизинг новые машины — в 2023 году на эти нужды выделили аж 100,6 миллиона рублей, в 2024 году — 112,9 миллиона, а в 2025 году — 119,3 миллиона.
Выросло и общее финансирование: если еще в 2022 году на уборку снега всего ушло 700 миллионов рублей, то в 2023 году — уже 800 миллионов, в 2024 году — миллиард, а в 2025 году — 1,2 миллиарда.
Дело техники
Сами по себе эти суммы мало о чем говорят человеку, далекому от коммунальной сферы, поэтому мы попросили администрацию рассказать, сколько и какой техники они закупали в указанные периоды. Вот, что там ответили.
В 2018 году для Уфы закупили 39 единиц техники: это и самосвалы, и автогрейдеры, и снегопогрузчики, и фронтальные погрузчики. В 2019 году — 42 единицы: пылесосы, садовые мини-тракторы, автовышки, колесный трактор с навесным оборудованием, грузовики на базе «ГАЗон Next» с трехсторонней разгрузкой (для содержания территории кладбищ), комбинированные дорожные машины.
В 2020 году закупили 72 единицы техники, а именно мини-погрузчики, автосамосвалы, лаповые снегопогрузчики, фронтальные погрузчики и экскаваторы, колесные тракторы, комбинированные дорожные машины, дорожные фрезы и катки, асфальтоукладчики, автогудронатор, прицепы и полуприцепы, тягачи.

Технику закупают регулярно
В 2022 году автопарк городских служб пополнился еще 88 машинами, среди которых были фронтальные одноковшовые погрузчики, комбинированные дорожные и уборочные машины на базе «Урала», шнекороторные снегоочистители, тракторы, вакуумно-уборочные машины «УКМ-2500», мини-погрузчики, сельхозники на базе «Уралов».
В 2023 году закупили еще 57 машины — в том числе тракторы МТЗ, самосвалы, фронтальные погрузчики и комбинированные дорожные машины.
Еще одна графа расходов — закупка минеральных концентратов для отсыпки тротуаров, территорий у остановок и дорог общего пользования для борьбы с зимней скользкостью. Раньше в Уфе для этого использовалась в основном песчаная смесь, но при мэре Сергее Грекове власти попытались постепенно перейти на производимый в Перми реагент «Бионорд».
Вместе с ним также применяли и техническую соль (галит). Использование обоих этих средств вызвало у горожан множество претензий, но больше всего жители Уфы и экологи переживали из-за использования «Бионорда».
Одной из угроз, как ни иронично, эксперты называли несвоевременную уборку снега, содержащего этот реагент, из-за чего химия могла накапливаться в почве и попадать в реки в период таяния.
Производитель «Бионорда» с этим не согласен
В пресс-службе Уральского завода противогололедных материалов, производящего «Бионорд», после выхода этой статьи сообщили, что придерживаются другого мнения и заявили, что их реагент имеет практически 100-процентную растворяемость, а потому не может накапливаться в почве или попадать в реки. Также в компании утверждают, что их средство имеет бóльшую эффективность в морозную погоду. Доктор химических наук Валерий Майстренко и эколог Александр Веселов в беседе с UFA1.RU ранее указывали на то, что «Бионорд» всё же нельзя назвать идеальным решением проблемы зимней наледи. Подробнее с позициями сторон можно ознакомиться в нашей большой статье на эту тему.
По статистике, предоставленной мэрией Уфы, невооруженным глазом видно, как власти сначала пытались усиленно внедрить «Бионорд», а потом очень быстро стали отказываться от него, почти полностью перейдя на техническую соль.
Так, в осенне-зимний период 2020–2021 года коммунальщики закупили 6,43 тысячи тонн галита и 5,66 тысячи тонн «Бионорда» (2,72 тысячи тонн обычного и 2,93 тысячи тонн — двухфазного). Соотношение было близкое к 50 на 50.
В сезон 2022–2023 года галита купили уже 14,54 тысячи тонн, а «Бионорда» — лишь 3,42 тысячи тонн (3,14 тысячи тонн — обычного, 285,4 тонны — с мраморной крошкой для тротуаров).

От «Бионорда» постепенно стали отказываться
В дальнейшем мэрия продолжила сокращать использование «Бионорда»: в сезон 2023–2024 года галита закупили 16,12 тысячи тонн, а пермского реагента — лишь 2,29 тысячи тонн. Так, доля «Бионорда» от всего закупленного объема минеральных смесей составила меньше 7%.
Возвращаться к использованию песка, о чем просят некоторые уфимцы, уверенные, что галит «разъедает» их обувь, власти не планируют. В мэрии на это отвечают: техническая соль на самом деле безопасна для природы и человека, а еще от нее нет пыли и иловых отложений в канализации.
Кто возьмется за лопаты?
Вероятно, вы сейчас спрашиваете: вот сидим мы тут, считаем цифры — вроде всё и неплохо, так почему же тогда с уборкой снега каждую зиму проблемы? Рискнем предположить, что одной из самых острых проблем для Уфы в этой сфере является кадровый голод в коммунальных службах.
Еще в том самом 2022 году, который мы сегодня несколько раз вспомнили недобрым словом, власти сетовали на недостаток дворников и водителей для снегоуборочной техники. Статистика тоже показывает этот дефицит — и начался он не вчера.
В 2021 году, например, в городских службах работали 748 водителей-механизаторов, 815 рабочих — штат был укомплектован лишь на 64%. В следующий зимний сезон ситуация чуть улучшилась — было уже 918 водителей и 935 дорожных рабочих, комплектация составляла 73%.
Однако, начиная с сезона 2023–2024 года, люди стали уходить. Так, в службах на тот момент работали 826 водителей и 870 рабочих, комплектация составляла 66%. Сезон 2024–2025 года городские службы встретили с комплектацией в 60%, в них числились 499 водителей, 259 механизаторов и 716 рабочих.

Люди — главный ресурс. И его не хватает
«Ведется работа по информированию граждан о наборе водительского персонала и дорожных рабочих посредством СМИ и через интернет», — рассказали по этому поводу в пресс-службе мэрии Уфы. — «Кроме этого, главные инженеры учреждений по благоустройству районов ведут переговоры с директорами учебных заведений о дальнейшем трудоустройстве выпускников в муниципальные бюджетные учреждения».
Вакансии регулярно направляются и в центры занятости. Сложности с набором людей могут объясняться сравнительно невысокими зарплатами — судя по имеющимся на ресурсах по поиску работы объявлениям, водители в уфимских коммунальных службах могут рассчитывать на доход в 40-50 тысяч рублей в месяц, рабочие — от 30 тысяч.
Несмотря на недоштат, в пресс-службе мэрии дефицит кадров не назвали среди причин, почему заявки на уборку снега, поданные жителям через сервис «Уфа снежная», иногда висят по несколько дней. Там заявили, что замечания по регламенту должны устраняться в течение 72 часов, но этого может не произойти, если заявку отклонят модераторы.
Произойти это может по следующим причинам:
невозможно определить место и координаты искомого сугроба;
фото, приложенное в заявке, «не читаемое»;
текст описания проблемы содержит «не читаемый текст» либо ненормативную
лексику (так что лучше сохранять спокойствие, дорогие уфимцы);
заявка дублируется;
участок, указанный в заявке, находится в частной собственности или не на территории Уфы.
Тем временем, в Уфе наступила весна — а с ней пришел и паводок. О том, как это выглядит, читайте в нашем репортаже.
За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.