Как бы мы ни ругались на неудачные развязки, современную Уфу сложно представить без проспекта Салавата Юлаева, соединяющего выезд из города с Сипайлово. Трудно поверить, но еще недавно этой магистрали в городе не было — официально стройка завершилась в 2007 году.
Многие уже не помнят, с каким скрипом и сложностями реализовывался этот проект, да и в интернете история «стройки века» представлена весьма обрывочно.
UFA1.RU решил исправить эту несправедливость и восстановить хронологию создания проспекта Салавата Юлаева.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
35 лет назад кортеж генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева встал в пробку на улице Воровского в Уфе. Инцидент запустил цепочку событий, которая привела к появлению в городе проспекта Салавата Юлаева. Во всяком случае, так об этом вспоминал в интервью «Республике Башкортостан» бывший министр строительства Башкирии Минираис Усманов.
Горбачев с председателем Совета Министров СССР Рыжковым в июне 1989 года прилетали в республику из-за страшной трагедии под Улу-Теляком, где взрывом газа уничтожило два пассажирских поезда. В Уфе правительственные машины были вечером 4 июня.
Улица Воровского, на которой они тогда застряли, вела на мост через Белую, построенный еще в пятидесятых, — с трафиком миллионного города он уже явно не справлялся.
Инцидент с кортежем Горбачева заставил руководство республики заговорить о проблеме — вопрос «решился буквально на ходу», было срочно открыто целевое финансирование. Уже через пару лет новый большой мост был пущен в эксплуатацию.
Однако транспортную проблему города это не решило. С нового моста водители продолжали съезжать в узкое горлышко улицы Воровского, что привело к настоящему коллапсу.
Усманов вспоминал, что решение пришло в голову начальника управления коммунального хозяйства Уфы Леонида Карева. При нем Карев начертил на карте линию, которая вела от нового моста в направлении ипподрома. Она обозначала будущую магистраль, которая должна была соединить южную часть города с северной.
Тут надо отметить, что идея построить магистраль через весь город, на самом деле, была не нова. Еще генпланом Уфы 1970 года предусматривалось создание большой улицы непрерывного движения общегородского значения, рассказывали в Главархитектуре (копия публикации сохранилась в веб-архиве).
Известный башкирский архитектор Павел Винкельман в беседе с журналистами «МК — Уфа» вспоминал, что в восьмидесятые власти задумывались о создании автострады в качестве альтернативы проспекту Октября на период, пока будет строиться метро (да, тогда в Уфе всерьез собирались строить метро). Новый проспект должен был взять на себя всю транспортную нагрузку.
На этот же аспект указала в беседе с корреспондентом UFA1.RU уфимский краевед Янина Свице. Она отметила, что Уфа уже на тот момент была очень протяженным городом-миллионником — в таких по всему СССР строили метро.
— Первая линия метро должна была идти в Черниковке, от завода на Ульяновых до Восьмиэтажки, — рассказала она. — Даже публиковали схему, где какая станция [будет]. В «Вечерней Уфе» писали, какие дома планировали сносить из-за того, что будет метро.
Этим объясняется и то, что на прокладку новой дороги потратили часть денег, выделенных в девяностые на строительство подземки. Забегая вперед, отметим, что в итоге от идеи уфимского метрополитена отказались, несмотря даже на то, что первый камень в него в 1996 году заложил президент России Борис Ельцин.
Как бы то ни было, на пороге нового тысячелетия Уфа остро нуждалась в новой дороге. То, что проект этот сложный, было понятно сразу — девяностые, безденежье, а работ предстояло множество, один только снос существующей застройки чего стоил! Но делать нечего — транспортную проблему следовало решать.
«У нас там был сад! И всё снесли, уроды»
В 1994 году кабинет министров республики принял постановление о проектировании в башкирской столице «магистрали общегородского значения в продолжении улицы Воровского, вдоль реки Сутолока до Индустриального шоссе». Знакомое всем уфимцам название это дорога получит лишь через 20 лет.
Рабочие приступили к подготовке территории под будущую магистраль. Заботы по расселению и сносу жилья взял на себя мэр Уфы Михаил Зайцев — в итоге в пойме реки Сутолоки снесли больше ста частных домов, около 500 семей переселили, как утверждалось, в новые квартиры.
Впрочем, если полистать обсуждения уфимцев на популярном форуме Farit.ru, выяснится, что не все остались довольны предложенными им компенсациями. Один из пользователей, к примеру, утверждал, что его знакомой взамен за снесенную дачу дали холодильник.
— Сады там были, и у нас там был сад! — возмущался, вспоминая в соцсетях ту стройку, уфимец Кирилл Ш. — И всё снесли, уроды.
Снос жилья не был единственной сложностью. Как рассказывал Усманов, ради новой магистрали пришлось переносить, выпрямлять или даже заново прокладывать огромное количество инженерных сетей, соединяющих микрорайоны восточнее Сутолоки с центром. Да и само русло реки потребовалось уложить в железобетонные рукава.
Обсуждение этого решения строителей продолжается в соцсетях и десятилетия спустя. В частности, можно найти мнение, что «закатать в трубу и направить русло реки в карст в сторону Менделеева перед театром „Нур“, было ошибкой». Это, мол, могло быть причиной провала грунта на Лесном проезде весной 2022 года.
Строительство «салаватки» курировал тогдашний руководитель Главархитетктуры Уфы Фарид Рехмуков — выдающийся архитектор, участвовавший в создании многих знаковых объектов в башкирской столице.
В 1994 году был построен съезд на будущую магистраль с улицы Фрунзе (ныне — Валиди), вспоминал Минираис Усманов. Здесь оборудовали все нужные съезды и выезды в форме цветочного лепестка. Такой же полноценный путепровод сделали и на улице Сагита Агиша. А вот еще девять пришлось делать усеченными из-за нехватки финансов.
Путепроводы делал «Мостоотряд-30», которым руководил известный в Уфе строитель Павел Рабухин. Он впоследствии вспоминал оперативки с Усмановым, когда тот говорил: «С деньгами-то и дурак построит, а надо исхитриться построить без денег».
Строителям и властям действительно приходилось выкручиваться разными способами. Применялись взаимозачеты, бартер, в том числе, при выплате зарплат. По бартеру же для «Мостоотряда-30» приобрели краны, импортные буровые установки, для дорожников — асфальтоукладчики.
В 1995 году состоялось открытие нового путепровода на пересечении улиц Октябрьской революции и Воровского. Торжественно перерезать ленточку приехал президент Башкирии Муртаза Рахимов. Этот же 1995 год значится датой ввода в эксплуатацию проспекта Салавата Юлаева в системе контроля дорожных фондов Росавтодора.
Пронырливый журналист городского телевидения на открытии путепровода подскочил к Муртазе Губайдулловичу с каверзным вопросом — когда, мол, открытие новой дороги станет «обычным явлением, а не праздником». В ответ получил продолжительную тираду о том, что на самом деле в республике мосты и дороги строят как никогда активно, просто не всё это показывают по ТВ.
С таким энтузиазмом к 2000 году в Уфе построили, в общей сложности, 11 путепроводов на новой магистрали — уже упомянутые с улиц Фрунзе и Октябрьской Революции, а также с Айской, Бакалинской, Губайдуллина, Сагита Агиша, Менделеева, Галле, Лесотехникума, Сипайловской, на пересечении улиц Комсомольской и 50-летия СССР.
В 2004 году депутаты Горсовета Уфы приняли решение назвать новую магистраль проспектом Салавата Юлаева (и аналогичным образом переименовать улицу Воровского). Увековечить имя башкирского национального героя решили ввиду приближающегося празднования 250-летия со дня его рождения.
Ко Дню республики 11 октября в Уфе, как писал «Коммерсантъ», решили торжественно открыть первую очередь новой магистрали. По словам мэра Уфы Павла Качкаева, к этому моменту на проспект длиной 7,4 километра от моста до улицы Лесотехникума потратили около двух миллиардов рублей.
Тогда же он упомянул и о том, что в строительстве второй очереди «салаватки» пришлось взять паузу из-за «недостатка финансовых возможностей республиканского и городского бюджетов». К продлению проспекта, по словам Качкаева, планировалось вернуться «спустя пару лет».
«Чупа-Чупс» не построили, зато снесли исторические кварталы
В последующие годы, вплоть до 2007 года, который считается официальным завершением грандиозной стройки, построили развязку на пересечении проспекта и улицы Менделеева в районе ипподрома «Акбузат» (ее сметная стоимость, как писал «Башинформ», составила 194 миллиона рублей) и Сипайловский тоннель от улиц Лесотехникума до Менделеева.
— Над тоннелем на Лесотехникума хотели построить какой-то объект, вбили сваи и забросили, — сетовал Минираис Усманов.
«Какой-то объект» — это торговый центр, который должен был стать самым современным в городе. Необычную концепцию придумали в мастерской заслуженного архитектора России Леонида Дубинского в 2005 году.
Как он сам рассказывал изданию UTV, у ТЦ должна была быть купольная крыша (за нее проект в профессиональных кругах прозвали «Чупа-Чупсом», писало издание Mkset), своя парковка, рестораны и кафе, фитнес-залы.
Инвестором его строительства планировала стать компания «Башметалл», но не сложилось. В 2007 году пошли слухи о том, что инвестор отказался от строительства ТЦ над тоннелем — у компании банально не хватало ресурсов на гигантский магазин, так как параллельно она строила три высотки напротив «Акбузата» и собралась осваивать площади бывшего поселка радиостанций РВ-1 на пересечении улиц Лесотехникума и Российской.
С тех пор над этим тоннелем что только не планировали построить — от парковки до жилья. Последнее предложение поступило в 2021 году от благотворительной организации «Фонд Александра Семака». Она выступила с инициативой использовать это место для возведения Ледового дворца за три миллиарда рублей. Прозвучали даже планируемые даты строительства — 2022–2024 годы, но пока работы так и не начались.
В ходе строительства проспекта Салавата Юлаева в девяностых и нулевых, рассказала UFA1.RU Янина Свице, было утрачено несколько объектов, имеющих историческую ценность.
Так, по ее словам, именно в ходе строительства проспекта Салавата Юлаева уничтожили древнее городище. Судя по всему, речь о городище «Уфа-III», которое находилось на пересечении Воровского и Фрунзе (Валиди) — как указывал в своей публикации археолог Александр Колонских, ссылаясь на проведенный в 1991 году осмотр памятника, он был «полностью разрушен в ходе строительства развязки у автомобильного моста через реку Белую».
Помимо древнего городища, стройка проспекта затронула Коммунистическую улицу (до революции она называлась Успенской). По словам Свице, в той части улицы, где сейчас находится пересечение с проспектом Салавата Юлаева, стояли старые дома, среди которых — дом бабушки известного писателя Михаила Осоргина.
То же касается и улицы Воровского — там находились дореволюционные дома, большая часть из которых была утрачена.
— Там, если по Пушкина спуститься вниз, будет большой кирпичный дом Тушновых [по улице Воровского со стороны проспекта], он один сохранился, — рассказала она. — А раньше там вообще целая цепочка домов была, насколько я знаю.
Такое пренебрежительное отношение к историческим памятникам, по словам Свице, в те времена было скорее обыденностью, чем исключением.
— Как такового контроля не было в эти времена, потому что сносились памятники в тот момент. Вот, допустим, на Цюрупа был двухэтажный деревянный дом, где жил сам Александр Дмитриевич Цюрупа. Он стоял на охране государственной. Дом этот снесли благополучно [в 2008 году], мемориальная доска лежит в музее Ленина, — рассказала она. — Сейчас всё-таки с этим построже. Да и то, в общем-то, есть прецеденты.
Строительство проспекта Салавата Юлаева после 2007 года прекратилось, остановившись в районе злополучного тоннеля на улице Лесотехникума. Про так называемую «вторую очередь» магистрали с того момента говорили не раз — например, о ней уже в 2008 году рассуждал главный архитектор Уфы Рамзит Маскулов (цитата по архивной версии заметки «Комсомольской Правды»).
— Точной даты начала строительных работ нет, это планы на ближайшее будущее, — говорил он. — Но продлять проспект Салавата просто необходимо. Строить будем в несколько этапов. Первая очередь — от ипподрома «Акбузат» до завода «Амстар» через улицу Ватутина.
К идее снова вернулся в 2012 году мэр Уфы Ирек Ялалов, писал «Башинформ». Он рассказал о планах «в течение пяти лет» завершить строительство «второй очереди» проспекта Салавата Юлаева протяженностью 7,5 километра. Дорога, по задумке, вывела бы проспект к Бирскому тракту.
Все эти идеи так и не были реализованы. Уже в 2023 году о них заговорил нынешний мэр Уфы — Ратмир Мавлиев. Он снова объявил о планируемом продлении магистрали от улицы Баязита Бикбая в Сипайлово до улицы Интернациональной в Черниковке. Проект продолжения проспекта обошелся власти в 167 миллионов рублей и разрабатывался с 2021 года.
Само планируемое расширение летом 2024 года уфимские власти оценили в баснословные 30,6 миллиарда рублей. Сколько стоила первая очередь проспекта, сданная в 2007 году, по имеющимся данным оценить невозможно — UFA1.RU обратился в Минфин Башкирии и мэрию Уфы с просьбой озвучить точную сумму.