Дороги и транспорт летопись Как мы жили без него? История проспекта Салавата Юлаева, которая началась с Горбачева в уфимской пробке

Как мы жили без него? История проспекта Салавата Юлаева, которая началась с Горбачева в уфимской пробке

Рассказываем, как появилась главная городская магистраль и что пришлось снести ради нее

Строить проспект когда-то начали из-за пробок. Спустя десятилетия заторы на дорогах вернулись вновь

Как бы мы ни ругались на неудачные развязки, современную Уфу сложно представить без проспекта Салавата Юлаева, соединяющего выезд из города с Сипайлово. Трудно поверить, но еще недавно этой магистрали в городе не было — официально стройка завершилась в 2007 году.

Многие уже не помнят, с каким скрипом и сложностями реализовывался этот проект, да и в интернете история «стройки века» представлена весьма обрывочно.

UFA1.RU решил исправить эту несправедливость и восстановить хронологию создания проспекта Салавата Юлаева.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

35 лет назад кортеж генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева встал в пробку на улице Воровского в Уфе. Инцидент запустил цепочку событий, которая привела к появлению в городе проспекта Салавата Юлаева. Во всяком случае, так об этом вспоминал в интервью «Республике Башкортостан» бывший министр строительства Башкирии Минираис Усманов.

Горбачев с председателем Совета Министров СССР Рыжковым в июне 1989 года прилетали в республику из-за страшной трагедии под Улу-Теляком, где взрывом газа уничтожило два пассажирских поезда. В Уфе правительственные машины были вечером 4 июня.

Улица Воровского, на которой они тогда застряли, вела на мост через Белую, построенный еще в пятидесятых, — с трафиком миллионного города он уже явно не справлялся.

Именно перед этим мостом и застряла правительственная делегация

Инцидент с кортежем Горбачева заставил руководство республики заговорить о проблеме — вопрос «решился буквально на ходу», было срочно открыто целевое финансирование. Уже через пару лет новый большой мост был пущен в эксплуатацию.

Однако транспортную проблему города это не решило. С нового моста водители продолжали съезжать в узкое горлышко улицы Воровского, что привело к настоящему коллапсу.

Старый Бельский мост не справлялся с трафиком Уфы

Усманов вспоминал, что решение пришло в голову начальника управления коммунального хозяйства Уфы Леонида Карева. При нем Карев начертил на карте линию, которая вела от нового моста в направлении ипподрома. Она обозначала будущую магистраль, которая должна была соединить южную часть города с северной.

Тут надо отметить, что идея построить магистраль через весь город, на самом деле, была не нова. Еще генпланом Уфы 1970 года предусматривалось создание большой улицы непрерывного движения общегородского значения, рассказывали в Главархитектуре (копия публикации сохранилась в веб-архиве).

Известный башкирский архитектор Павел Винкельман в беседе с журналистами «МК — Уфа» вспоминал, что в восьмидесятые власти задумывались о создании автострады в качестве альтернативы проспекту Октября на период, пока будет строиться метро (да, тогда в Уфе всерьез собирались строить метро). Новый проспект должен был взять на себя всю транспортную нагрузку.

На этот же аспект указала в беседе с корреспондентом UFA1.RU уфимский краевед Янина Свице. Она отметила, что Уфа уже на тот момент была очень протяженным городом-миллионником — в таких по всему СССР строили метро.

— Первая линия метро должна была идти в Черниковке, от завода на Ульяновых до Восьмиэтажки, — рассказала она. — Даже публиковали схему, где какая станция [будет]. В «Вечерней Уфе» писали, какие дома планировали сносить из-за того, что будет метро.

Схема уфимского метро из статьи газеты «Истоки» (сохранилась только в перепечатках)

Этим объясняется и то, что на прокладку новой дороги потратили часть денег, выделенных в девяностые на строительство подземки. Забегая вперед, отметим, что в итоге от идеи уфимского метрополитена отказались, несмотря даже на то, что первый камень в него в 1996 году заложил президент России Борис Ельцин.

Как бы то ни было, на пороге нового тысячелетия Уфа остро нуждалась в новой дороге. То, что проект этот сложный, было понятно сразу — девяностые, безденежье, а работ предстояло множество, один только снос существующей застройки чего стоил! Но делать нечего — транспортную проблему следовало решать.

«У нас там был сад! И всё снесли, уроды»

В 1994 году кабинет министров республики принял постановление о проектировании в башкирской столице «магистрали общегородского значения в продолжении улицы Воровского, вдоль реки Сутолока до Индустриального шоссе». Знакомое всем уфимцам название это дорога получит лишь через 20 лет.

20-е годы, деревянный мост через Сутолоку, сейчас здесь находится бетонная уфимская набережная

Рабочие приступили к подготовке территории под будущую магистраль. Заботы по расселению и сносу жилья взял на себя мэр Уфы Михаил Зайцев — в итоге в пойме реки Сутолоки снесли больше ста частных домов, около 500 семей переселили, как утверждалось, в новые квартиры.

Впрочем, если полистать обсуждения уфимцев на популярном форуме Farit.ru, выяснится, что не все остались довольны предложенными им компенсациями. Один из пользователей, к примеру, утверждал, что его знакомой взамен за снесенную дачу дали холодильник.

— Сады там были, и у нас там был сад! — возмущался, вспоминая в соцсетях ту стройку, уфимец Кирилл Ш. — И всё снесли, уроды.

Сады сровняли с землей — и не все были этому рады

Снос жилья не был единственной сложностью. Как рассказывал Усманов, ради новой магистрали пришлось переносить, выпрямлять или даже заново прокладывать огромное количество инженерных сетей, соединяющих микрорайоны восточнее Сутолоки с центром. Да и само русло реки потребовалось уложить в железобетонные рукава.

Обсуждение этого решения строителей продолжается в соцсетях и десятилетия спустя. В частности, можно найти мнение, что «закатать в трубу и направить русло реки в карст в сторону Менделеева перед театром „Нур“, было ошибкой». Это, мол, могло быть причиной провала грунта на Лесном проезде весной 2022 года.

Строительство «салаватки» курировал тогдашний руководитель Главархитетктуры Уфы Фарид Рехмуков — выдающийся архитектор, участвовавший в создании многих знаковых объектов в башкирской столице.

Мост через реку Сутолоку в середине 70-х

В 1994 году был построен съезд на будущую магистраль с улицы Фрунзе (ныне — Валиди), вспоминал Минираис Усманов. Здесь оборудовали все нужные съезды и выезды в форме цветочного лепестка. Такой же полноценный путепровод сделали и на улице Сагита Агиша. А вот еще девять пришлось делать усеченными из-за нехватки финансов.

Путепроводы делал «Мостоотряд-30», которым руководил известный в Уфе строитель Павел Рабухин. Он впоследствии вспоминал оперативки с Усмановым, когда тот говорил: «С деньгами-то и дурак построит, а надо исхитриться построить без денег».

Строительство проспекта в районе улицы 50 лет СССР

Строителям и властям действительно приходилось выкручиваться разными способами. Применялись взаимозачеты, бартер, в том числе, при выплате зарплат. По бартеру же для «Мостоотряда-30» приобрели краны, импортные буровые установки, для дорожников — асфальтоукладчики.

В 1995 году состоялось открытие нового путепровода на пересечении улиц Октябрьской революции и Воровского. Торжественно перерезать ленточку приехал президент Башкирии Муртаза Рахимов. Этот же 1995 год значится датой ввода в эксплуатацию проспекта Салавата Юлаева в системе контроля дорожных фондов Росавтодора.

Фрагмент репортажа об открытии нового путепровода на Воровского в 1995 году

Пронырливый журналист городского телевидения на открытии путепровода подскочил к Муртазе Губайдулловичу с каверзным вопросом — когда, мол, открытие новой дороги станет «обычным явлением, а не праздником». В ответ получил продолжительную тираду о том, что на самом деле в республике мосты и дороги строят как никогда активно, просто не всё это показывают по ТВ.

С таким энтузиазмом к 2000 году в Уфе построили, в общей сложности, 11 путепроводов на новой магистрали — уже упомянутые с улиц Фрунзе и Октябрьской Революции, а также с Айской, Бакалинской, Губайдуллина, Сагита Агиша, Менделеева, Галле, Лесотехникума, Сипайловской, на пересечении улиц Комсомольской и 50-летия СССР.

Перекресток улиц Айской и Воровского в начале нулевых

В 2004 году депутаты Горсовета Уфы приняли решение назвать новую магистраль проспектом Салавата Юлаева (и аналогичным образом переименовать улицу Воровского). Увековечить имя башкирского национального героя решили ввиду приближающегося празднования 250-летия со дня его рождения.

Ко Дню республики 11 октября в Уфе, как писал «Коммерсантъ», решили торжественно открыть первую очередь новой магистрали. По словам мэра Уфы Павла Качкаева, к этому моменту на проспект длиной 7,4 километра от моста до улицы Лесотехникума потратили около двух миллиардов рублей.

Тогда же он упомянул и о том, что в строительстве второй очереди «салаватки» пришлось взять паузу из-за «недостатка финансовых возможностей республиканского и городского бюджетов». К продлению проспекта, по словам Качкаева, планировалось вернуться «спустя пару лет».

«Чупа-Чупс» не построили, зато снесли исторические кварталы

В последующие годы, вплоть до 2007 года, который считается официальным завершением грандиозной стройки, построили развязку на пересечении проспекта и улицы Менделеева в районе ипподрома «Акбузат» (ее сметная стоимость, как писал «Башинформ», составила 194 миллиона рублей) и Сипайловский тоннель от улиц Лесотехникума до Менделеева.

— Над тоннелем на Лесотехникума хотели построить какой-то объект, вбили сваи и забросили, — сетовал Минираис Усманов.

«Какой-то объект» — это торговый центр, который должен был стать самым современным в городе. Необычную концепцию придумали в мастерской заслуженного архитектора России Леонида Дубинского в 2005 году.

Тоннель сделали специально ради огромного ТЦ

Как он сам рассказывал изданию UTV, у ТЦ должна была быть купольная крыша (за нее проект в профессиональных кругах прозвали «Чупа-Чупсом», писало издание Mkset), своя парковка, рестораны и кафе, фитнес-залы.

Инвестором его строительства планировала стать компания «Башметалл», но не сложилось. В 2007 году пошли слухи о том, что инвестор отказался от строительства ТЦ над тоннелем — у компании банально не хватало ресурсов на гигантский магазин, так как параллельно она строила три высотки напротив «Акбузата» и собралась осваивать площади бывшего поселка радиостанций РВ-1 на пересечении улиц Лесотехникума и Российской.

С тех пор над этим тоннелем что только не планировали построить — от парковки до жилья. Последнее предложение поступило в 2021 году от благотворительной организации «Фонд Александра Семака». Она выступила с инициативой использовать это место для возведения Ледового дворца за три миллиарда рублей. Прозвучали даже планируемые даты строительства — 2022–2024 годы, но пока работы так и не начались.

Ледовый дворец в этом месте авторы идеи представляли примерно так

В ходе строительства проспекта Салавата Юлаева в девяностых и нулевых, рассказала UFA1.RU Янина Свице, было утрачено несколько объектов, имеющих историческую ценность.

Так, по ее словам, именно в ходе строительства проспекта Салавата Юлаева уничтожили древнее городище. Судя по всему, речь о городище «Уфа-III», которое находилось на пересечении Воровского и Фрунзе (Валиди) — как указывал в своей публикации археолог Александр Колонских, ссылаясь на проведенный в 1991 году осмотр памятника, он был «полностью разрушен в ходе строительства развязки у автомобильного моста через реку Белую».

Помимо древнего городища, стройка проспекта затронула Коммунистическую улицу (до революции она называлась Успенской). По словам Свице, в той части улицы, где сейчас находится пересечение с проспектом Салавата Юлаева, стояли старые дома, среди которых — дом бабушки известного писателя Михаила Осоргина.

Часть Успенской улицы, где находился дом бабушки Михаила Осоргина — на месте домов, находившихся в нижней части фотографии, сейчас проходит проспект

То же касается и улицы Воровского — там находились дореволюционные дома, большая часть из которых была утрачена.

— Там, если по Пушкина спуститься вниз, будет большой кирпичный дом Тушновых [по улице Воровского со стороны проспекта], он один сохранился, — рассказала она. — А раньше там вообще целая цепочка домов была, насколько я знаю.

Карта Уфы и окрестностей за 1997 год, оцифрованная Романом Масловым

Такое пренебрежительное отношение к историческим памятникам, по словам Свице, в те времена было скорее обыденностью, чем исключением.

— Как такового контроля не было в эти времена, потому что сносились памятники в тот момент. Вот, допустим, на Цюрупа был двухэтажный деревянный дом, где жил сам Александр Дмитриевич Цюрупа. Он стоял на охране государственной. Дом этот снесли благополучно [в 2008 году], мемориальная доска лежит в музее Ленина, — рассказала она. — Сейчас всё-таки с этим построже. Да и то, в общем-то, есть прецеденты.

Строительство проспекта Салавата Юлаева после 2007 года прекратилось, остановившись в районе злополучного тоннеля на улице Лесотехникума. Про так называемую «вторую очередь» магистрали с того момента говорили не раз — например, о ней уже в 2008 году рассуждал главный архитектор Уфы Рамзит Маскулов (цитата по архивной версии заметки «Комсомольской Правды»).

— Точной даты начала строительных работ нет, это планы на ближайшее будущее, — говорил он. — Но продлять проспект Салавата просто необходимо. Строить будем в несколько этапов. Первая очередь — от ипподрома «Акбузат» до завода «Амстар» через улицу Ватутина.

Проспект сегодня

К идее снова вернулся в 2012 году мэр Уфы Ирек Ялалов, писал «Башинформ». Он рассказал о планах «в течение пяти лет» завершить строительство «второй очереди» проспекта Салавата Юлаева протяженностью 7,5 километра. Дорога, по задумке, вывела бы проспект к Бирскому тракту.

Все эти идеи так и не были реализованы. Уже в 2023 году о них заговорил нынешний мэр Уфы — Ратмир Мавлиев. Он снова объявил о планируемом продлении магистрали от улицы Баязита Бикбая в Сипайлово до улицы Интернациональной в Черниковке. Проект продолжения проспекта обошелся власти в 167 миллионов рублей и разрабатывался с 2021 года.

Само планируемое расширение летом 2024 года уфимские власти оценили в баснословные 30,6 миллиарда рублей. Сколько стоила первая очередь проспекта, сданная в 2007 году, по имеющимся данным оценить невозможно — UFA1.RU обратился в Минфин Башкирии и мэрию Уфы с просьбой озвучить точную сумму.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.

Звоните8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Рекомендуем
Объявления