В первый рабочий день нового года Уфа наконец избавилась от старых пазиков. Теперь это слово для многих горожан станет поводом вспомнить смешные и курьезные случаи, связанные с легендарными автобусами. Рассказываем, где нашли покой некогда знаменитые транспортные средства, в нашем материале сегодня, 11 января.
Большинство автобусов осталось на обочине. И это не просто красивая метафора, это суровая реальность.
Многие водители не знают, куда деть автобусы, которые долгое время ездили по дорогам Уфы. Некоторые просто оставили их под горой снега.
— А куда я их дену? Выставил на продажу, так никто не берет. Их теперь можно только в районы «толкнуть», но и там желающих немного, — говорит водитель Айрат.
Действительно, объявлений о продаже автобусов очень много. Водители отдают их за символические суммы. Некоторые модели можно купить даже за 100 тысяч.
Те, кто не может продать, вынуждены бросать машины прямо на парковках. Естественно, очищать снег возле них никто не будет.
— Я брал эту машину в кредит, теперь вот вынужден думать, как от нее избавиться. А платежи с меня никто не снимет, — говорит Айдар.
Хабиров против пазиков
Противостояние властей региона со старыми автобусами началось в 2020 году. Тогда Радий Хабиров высказался, что состояние транспорта — это первое, что поразило, как только он вернулся в республику в роли главы Башкирии.
— Полтора года назад мое первое впечатление об Уфе — ужасный транспорт. Грязные, облезлые пазики, хамство водителей, перестрелки группировок, крышующих перевозчиков. Я поставил себе задачу разобраться с этим максимум за год, — рассказал летом 2020 года Хабиров.
Раньше люди ездили в основном на пазиках. Следующая фотография — тому подтверждение.
Стоит посмотреть и на эту фотографию, чтобы понять, что в основном Уфа ездила исключительно на этих автобусах.
Хабиров был неудовлетворен транспортной системой республики и начал реформу. Тогда-то и стало известно, что с улиц Уфы исчезнет популярный городской транспорт. Однако реформа затянулась, и выйти на тропу борьбы со старыми и убитыми автобусами удалось только к концу 2021 года.
А как же частники?
С мнением главы республики согласилась и руководитель Ассоциации перевозчиков Наталья Тептерева. Она также считает, что ПАЗы действительно внешне выглядят не совсем респектабельно. Но решение убрать пазики для частных перевозчиков стало неприятной новостью.
— С пазиками непонятно требование. Согласна, что они не совсем респектабельно смотрятся, но это не должно выглядеть так, как это сделал Хабиров: мол, ему не нравятся пазики, и их должны убрать. БАТ, в отличие от частных перевозчиков, закупает автобусы за счет бюджета. Остальные же должны покупать за свой счет. Частники сказали, что готовы обновлять автопарк. Но где гарантии, что после лизинга на новые транспортные средства их не вытурят с рынка? На его, [Хабирова], требование обновить автопарк частные перевозчики попросили гарантий, но никто таких гарантий не дал и давать не собирается, — высказалась тогда Тептерева.
Помянуть рейс автобуса, видимо, приехали его владельцы.
В уфимской мэрии выказали надежду на то, что пазики исчезнут с улиц до 15 декабря. В это же время на сайте Avito владельцы автобусов начали массово продавать свой транспорт. Цена начиналась от 150 тысяч рублей. По их словам, на продажу они решились из-за обновления автопарка. При этом власти заверили, что договорились с перевозчиками о постепенной замене транспорта.
А вот еще «подснежник», который остался за пределами транспортной реформы.
Грязные сиденья и баллоны с газом на крыше
Пассажирам пазиков тоже нашлось что вспомнить.
— В пазике вечно едешь, как в телеге. Автобус вечно трясет, водители — зачастую лихачи. По салону катались огнетушители, сиденья грязные, — вспоминает уфимка Алина.
15 декабря власти отсрочили решение о полном исключении пазиков с улиц. Как рассказал начальник управления транспорта Олег Хмарин, это было сделано для того, чтобы у всех перевозчиков была возможность заменить транспорт.
— Процесс замены подвижного состава непростой. Важно было не убрать именно пазики, а обновить транспорт, который работает по Уфе. На сегодняшний день по стране очень сложно получить новые автобусы, потому что транспортные реформы проходят во многих городах. Поэтому у заводов-производителей большие очереди на транспорт. Перевозчики, в принципе, согласны обновлять транспорт, но не у всех это получается сделать именно в те сроки, которые мы изначально устанавливаем, и из-за этого сроки пришлось немного сдвинуть, — пояснил Хмарин.
Он отметил, что в целом ситуация с обновлением транспорта улучшилась. Так, в 2018 году по городу курсировали более 600 пазиков, в октябре 2021 года их оставалось всего 230. Сейчас на дорогах вместо старых ржавых пазиков на рейсы вышли новенькие автобусы марки «Вектор NEXT», «Форды» и «Ивеко».
Устаревшие автобусы до сих пор остаются одной из главных транспортных проблем. Ранее UFA1.RU собрал самые жуткие истории горожан из трамваев, автобусов и маршруток.