Дороги и транспорт мнение «Дворы превратятся в зоны боевых действий»: эксперт Олег Арефьев — о платных парковках в Уфе

«Дворы превратятся в зоны боевых действий»: эксперт Олег Арефьев — о платных парковках в Уфе

Он считает, что план городских властей, скорее всего, будет провален

Платные парковки в Уфе

Власти Уфы продолжают обдумывать идею введения платных парковок. При этом пока не получается даже освободить Советскую площадь. О том, почему инициатива находится под угрозой срыва, сегодня, 25 декабря, рассказывает эксперт по транспорту Олег Арефьев.

Война за квадратные метры

Вообще, платные парковки — это не изобретение уфимских чиновников, и скажу сразу, дабы исключить кривотолки, сам я за платные парковки — с одним существенным условием. Это не должно быть самоцелью и, более того, инструментом заработка для города или тем более частных компаний. Почему за? Да всё просто. Вы встречали когда-нибудь проблемы с парковками в деревне? Не знаю, как вы, а я — нет, потому что там машину можно поперек дороги поставить, всё равно пробки и больших проблем у окружающих не будет.

Но чем выше плотность населения, тем сильнее конфликт за каждый свободный квадратный метр городского пространства. Особо ярко этот конфликт выражается между автомобильным и пешеходным потоками, а учитывая, что сейчас в войну за эти метры еще включились велосипедисты и обладатели средств индивидуальной мобильности, то вариантов решения, чтобы поместились все, просто нет. Тем не менее попытаться найти баланс и должна исполнительная власть того города или агломерации, в которой она эту власть исполняет.

В городах с адекватной властью конфликт стараются гасить на этапе «спички только достали» и при этом в рамках какой-то как минимум понятной и внятной общей концепции. В городах, где чиновники, пока пешком вокруг стола обойдут, пять раз споткнутся, и в основном поставлены на кормление, или ждут, пока само рассосется, или часто, наоборот, своими неуклюжими действиями этот конфликт разогревают.

Платные парковки нужны крупным городам?

Не будем разматывать мозг настолько, чтобы смотреть, как там «за рупь ежом», давайте хотя бы выясним, во всех ли крупных городах России введены платные парковки. Крупными будем считать с населением от миллиона. В России таких пятнадцать городов. И платные парковки есть во многих, но всё же не во всех. Их нет в Челябинске, Самаре, Омске, Волгограде и, собственно, в самой Уфе. В Челябинске плотно обсуждают и почти на низком старте, в Самаре по ряду причин, которые мы обсудим ниже, принятие решения отложили, в Омске и Волгограде вопрос тоже на слуху, но пока больше в форме идеи «было бы неплохо». Много это или мало, пять городов из пятнадцати крупных городов, в которых нет платной парковки, сложно сказать, по сути, это треть, и как минимум не «во всех крупных городах». Но стоит заметить, что желание быть «как все» всё сильнее захватывает умы городских чиновников и они всё больше и чаще об этом говорят, уже даже в деревнях.

Платные парковки помогут снизить пробки?

И тут не всё просто. По сути, сами парковки прямого влияния на трафик не имеют, считается, что они снижают его интенсивность за счет снижения количества «блуждающего» трафика, то есть машин, крадущихся по улицам в поисках пустого парковочного места, и если их убрать, то поток ускорится. А нам точно нужно ускорить поток в центре? Вообще, лично мое мнение, что если его упорядочить, в том числе познакомить уфимских водителей с правилом движения по полосам, а не посередине дороги, грамотно организовать и сами полосы, и движение по ним, в том числе организовать правильно левые повороты и развороты, то разрешенную скорость движения можно даже снизить, и при этом поток и то будет быстрее идти.

Мэр приказал, чтобы на Советской площади регулярно работал эвакуатор

В основном платные парковки способствуют постоянной сменяемости автомобилей на одном парковочном месте, то есть, с одной стороны, там не будут стоять машины целый день, они будут приезжать и уезжать — точнее, должны. Простите, но, если мыслить логически, это как раз увеличивает трафик, и, соответственно, пробки должны только увеличиваться. Более того, если сейчас народ часто отказывается ехать в центр, потому что там машину поставить очень сложно, или сразу едут на доступные платные парковки, то при появлении надежды, что хоть платные, но парковочные места есть, это будет способствовать тому, что многие, кто сегодня едет на такси, поедут на своих машинах. Деньги те же или даже дешевле, а своя — это всё же своя.

И, собственно, получается, что особой эффективности в борьбе с пробками у них нет. Конечно, можно кивать на Москву, которая отчиталась, что введение платных парковок позволило снизить нагрузку на центр, только вот я уже сто раз говорил, чтобы было как в Москве, нужно быть Москвой с ее бюджетом и возможностями. Платные парковки там занимают далеко не первую роль в организации движения. Но вот как не посмотришь вечером, центр стоит в глухой пробке, хотя стоимость парковки постоянно повышают. Вот и получается, что если эти парковки и борются с пробками, то только на бумаге, которая обосновывает их необходимость.

Если парковки будут платными, на них будет меньше нарушений

А вот тут вообще всё непросто — и пока опять исключительно с точки зрения логики. Простите, а кто или что мешает бороться с этими нарушениями сегодня? Вот простой пример: парковка вторым рядом по улице Ленина. Правда, знакомая картина? Парковаться вторым рядом, а также под знаками, на газонах и так далее сегодня можно? Да нет. На чем основано утверждение, что так парковаться перестанут после введения платных парковок? Тем, что появятся свободные места и люди начнут сознательно парковаться там? Какая-то часть — да, только основная масса, если сейчас, поклав на окружающих, ставит свои «ведра» так, как им нужно, кто сказал, что с момента появления платных парковок им сразу раздадут совесть?

Давайте посмотрим опять же, как в той же Москве? Там четко разделено, что есть зона платной парковки, и там основной акцент на оплату, за которой следят инспекторы парковочных пространств. Но если вы встали дальше или ближе зоны этой парковки, даже на пару метров, вас моментально зафиксирует камера или увезет «крокодил» — эвакуатор. Соответственно, есть все основания утверждать, что порядок там не потому, что есть платные парковки, а потому, что весь город затыкан камерами и наполнен эвакуаторами. И они совершенно свободно могут этот порядок поддерживать с наличием платных парковок или без.

Но, несмотря на приказ мэра, на Советской площади регулярно паркуются машины

Соответственно, если попытаться вникнуть, то более чем вероятно, что введение платных парковок без принятия комплексных мер по достижению и, главное, обозначению самой решаемой ими задачи их не решит, а, наоборот, их усугубит, и не потому, что сами платные парковки — плохо, а потому, что работать они могут только в комплексе с другими решениями. И даже в комплексе в основном они будут обеспечивать наличие свободных мест на парковках и сменяемость там машин, которые перестанут стоять там. Но не нужно забывать азбучную истину: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Машины там не будут стоять, но где-то они стоять будут.

Какие проблемы тогда решат платные парковки?

Самое опасное, что работу платных парковок и связанное с этим поведение людей инициаторы их введения представляют себе в качестве сферического коня в вакууме, когда все граждане сознательные до такой степени, что будут до буквы исполнять то, что придумали чиновники и при этом излучать счастье. К сожалению, всё с точностью до наоборот. Житель любого горда — это воин. Он каждое утро, выходя из дома, понимает, что идет в бой с системой, которую если нельзя победить, то как минимум стоит попытаться обмануть. Не мешало бы посмотреть тот пусть и не особо большой опыт, в том числе печальный, который есть у соседей, уже попытавшихся натянуть сову на глобус.

Первое: все дворы в зоне платной парковки практически сразу превращаются в зону боевых действий между местными жителями и понаехавшими. Вы хотите превратить их жизнь в сущий ад? Возвращаясь к опыту Москвы, который мы так стремимся копировать: там не просто правительство города субсидирует установку шлагбаумов во дворах. Жители любого московского многоквартирного дома независимо от района проживания могут принять решение об установке шлагбаумов на въездах во двор и получить софинансирование от правительства Москвы на их установку в размере 100 тысяч рублей на каждый шлагбаум. Там детально проработана для этого нормативная база, созданы специальные механизмы разъяснения и помощи для тех, кто решил это сделать. Так, может, с этого начать, потому что если уж перенимать опыт в желании быть ближе к условной цивилизации, то делать это комплексно.

Второй очень важный момент — это контроль и администрирование оплаты, что кажется простым только при поверхностном взгляде. Начнем с того, что, несмотря на то что о платных парковках разговор идет давно, реально заработали они во многих городах относительно недавно. Проблема была в организации межведомственного взаимодействия. Дело в том, что наказание за нарушение правил платной парковки назначает в основной своей массе городская административная комиссия. При этом фиксирует нарушение оператор платной парковки. Оператор формирует пакет документов и отправляет его в эту комиссию.

Очень много машин паркуется на Советской площади

И тут-то собака и зарыта. У оператора есть только номер автомобиля, а вынести административный штраф автомобилю нельзя, нужны данные собственника этого автомобиля. А данные эти были только у МВД, а оно ничего никому не считало нужным передавать, да, собственно, и закона такого не было. Москва, существующая в другом измерении, нашла способ, заключив договор между правительством города и МВД, на основании которого эти данные там передавались. Закон, регулирующий этот вопрос, заработал совсем недавно, меньше года назад. До этого все изобретали велосипед по своим чертежам.

К примеру, в Санкт-Петербурге платные парковки были, паркоматы для оплаты были, а вот желающих платить почти не было. Зато в разгар локдауна, когда люди сидели по домам, а машины совершенно свободно по привычке стояли бесплатно на платных парковках, система заработала, что стало очень неприятным сюрпризом для многих жителей города. Как итог, возвращаясь к вопросу изучения опыта, то по факту реального опыта, кроме как у Москвы, ни у кого больше и нет. Зато у всех есть желание быть Москвой хоть в этом, и идет лихорадочная попытка впихнуть невпихуемое.

То есть как в Москве не получится?

В принципе, этому вопросу можно посвятить отдельную тему. И вариантов вроде бы много, но в любом случае необходимо понимать, что чем проще и дешевле сама система, тем хуже она работает во всех отношениях. Для того чтобы построить систему а-ля Москва, нужны не сотни рублей, а миллиарды, даже учитывая разницу в их площади. Всё, что будет существенно проще, будет только создавать дополнительные неудобства гражданам и повышать в них уровень общего негатива, тем более они и так не избалованы комфортной городской средой. При этом необходимо сделать очень много работы, в том числе по настройке межведомственного взаимодействия и настройке самой системы, что длиться может не один год, и до этого в систему нужно только вкладывать и вкладывать. Очень боюсь, что понимания этого нет.

Главная проблема

А как передвигаться по городу тем людям, которые не смогут оплатить парковку, которым нужно добраться на работу? По логике, да и основной задачей городских властей, прежде чем вводить эти парковки, является развитие общественного транспорта. Ну вот просто потому, что сегодня относительно без особых проблем на нем можно передвигаться только в центре города. Добираться до работы из ряда районов — очень сомнительное удовольствие, как бы ни раздували чиновники щеки, утверждая, что с транспортом у нас всё отлично и, вообще, мы стали «более лучше одеваться».

А ведь власти надеялись, что смогут превратить Советскую площадь в место привлечения горожан и туристов. Что ж, их машины она по-прежнему привлекает

И тут мы возвращаемся к основным задачам — разгрузить город. Согласно недавнему опросу, в котором приняли участие более трех тысяч жителей города, более шестидесяти процентов с легкостью готовы отказаться от личных автомобилей, если будет нормально работать этот общественный транспорт. Казалось бы, чего проще: решить вопрос с транспортом, и никаких платных парковок нам не будет нужно. А если не решить, то эти парковки только усугубят сложившуюся на сегодняшний день проблему.

Итог

В целом я не против платных парковок — наоборот, скорее всего, даже за, с условием, если они грамотно организованы и не являются самоцелью, а являются механизмом тонкой настройки уже работающей системы. Но если системы нет, если в республике уже третий год даже начать транспортную реформу не могут, тротуары зимой завалены снегом и покрыты льдом, то данные парковки будут, скорее, очередным наказанием для жителей города за то, что они всё это терпят, чем решением их проблем никто не занимается, а, наоборот, их им усердно создают.

Согласны с автором?

Да
Нет

Напомни, несколько лет назад в Уфе уже пытались ввести систему платных парковок, но тогда она до реализации проект не дошло. Почему — читайте в материале UFA1.RU.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
28
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
По следам Альтаира, или Что делать в Баку: честный отзыв уфимца о столице Азербайджана
Булат Салихов
Фотокорреспондент
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Рекомендуем