В Кировском районном суде Уфы прошло очередное заседание по делу активистки Рамили Саитовой, которая обвиняется в призывах к экстремизму. Сегодня, 29 сентября, суд заслушал эксперта-peлигиoвeда, который выполнял экспертизу видеороликов обвиняемой.
Во время заседания подсудимая заявила, что не просто коротает время в камере, а активно работает над своими эпосами, которые она зачитает в дальнейшем в суде. Подробнее — в материале журналиста UFA1.RU Марка Константинова из зала суда.
Размышления о религии
Обвиняемую доставили в зал Кировского райсуда примерно в 14:00. Перед началом заседания ей ненадолго разрешили поговорить со своими адвокатами, детьми и журналистами. Рамиля Саитова рассказала, что после того как она провозгласила себя мессией, отношение к ней стало лучше. Женщине наконец-то дали отопление, а в камерах прекратились пытки.
— Не стало той режимницы, которая мне пытки устраивала. Она мне проболталась, что ей дали указание меня помучить, чтобы сломить. Но теперь я недели две или три спокойно дышу. Может быть, ее уволили, у меня есть надежда, что она не вернется, — сказала женщина.
Позже обвиняемая заявила, что хочет вызволить всех узников СИЗО. Она отметила, что там находится около 2,5% настоящих преступников.
— Это будет дешевле, потому что, по моей оценке, в 100 тысяч обходится содержание одного заключенного в месяц. Сюда входит плата конвою, административному персоналу, — сказала подсудимая.
Рамиля Саитова также добавила, что сейчас активно работает над своими стихотворными эпосами, где затрагивает тему религии.
— Самый страшный вред в религиях, что они предопределяют добро и зло, — заявила обвиняемая. — Добро и зло предопределяет Бог. Религия — это яд. А вот Судный день — это переход человечества на новый, революционный уровень. Сейчас идет шестой Судный день. У меня всё это расписано в моем эпосе.
Активистка призналась, что из-за написания своего эпоса она мало спит и мало ест.
— Я ограничиваю себя, даже не разрешаю себе спать. Пишу эти эпосы. Я их написала, считала гениальными, а через некоторое время их перечитала и поняла, что надо переписывать. По смыслу я хорошо раскрыла, а форму мне надо дорабатывать, — рассмеялась Саитова.
Слово эксперту
После недолгой беседы началось слушание. Судья пригласил в зал специалиста — peлигиoвeда и преподавателя БашГУ факультета башкирской филологии и журналистики Искандера Саитбатталова. Он рассказал, что прошел специальные курсы переподготовки по программе теологии и ислама в 2018 году и вместе с другими экспертами проводил исследование видеороликов Саитовой.
Адвокат Гарифулла Япаров удивился, что в группу экспертов по религиозным вопросам входила лингвист БашГУ Елена Кислова, поскольку это не ее отрасль. Саитбатталов ответил, что исследование специалистов имело комплексный и коллегиальный характер. После сторона защиты поинтересовалась, почему из 14 вопросов ответы были даны лишь на 12. Этот же вопрос задала и сама Рамиля Саитова.
Сначала Саитбатталов предположил, что эти два вопроса, вероятно, не входили в компетенцию peлигиoвeда, а позже заявил, что в документе возникла техническая ошибка.
— Если допущены технические ошибки по тексту, в чём вы сами признаётесь, можем ли мы доверять объективности вашего заключения? Можем ли мы быть уверены, что нет иных ошибок? — задала вопрос подсудимая.
Также подсудимая спросила у эксперта, является ли он мусульманином и читает ли он намаз (каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. — Прим. ред.).
— Гражданин Российской Федерации не обязан сообщать о своей религиозной принадлежности, — ответил специалист.
Саитова же отметила, что если он истинный мусульманин и читает намаз по пять раз в день, то является заинтересованным лицом и не имеет права проводить исследование.
— Я не являюсь активным участником какой-либо религиозной организации и могу соблюдать принцип нейтралитета и беспрестанности, — сказал специалист.
После адвокат Япаров заметил, что заключение Саитбатталова и окончательные выводы экспертов не сходятся.
— Вы что — делали два исследования по одному и тому же тексту? — поинтересовался он.
Религиовед ответил, что исследованием занималась группа экспертов и выводы — это синтез по ответам специалистов.
Япаров отметил, что в некоторых вопросах, касающихся ислама, давали ответы специалист по христианству, лингвист и психолог.
— Какое отношение они имеют к вопросам ислама? Как они могут повлиять на итоговое заключение, за что отвечаете персонально вы? — задала вопросы сторона защиты.
Эксперт сказал, что вопросы требовали совместной работы и общих ответов специалистов.
Прения сторон по делу Рамили Саитовой не состоялись и на этот раз, поскольку на следующих заседаниях суд планирует заслушать специалиста по христианству и эксперта из Пензы.
Напомним, на прошлом заседании стороны наконец перешли к исследованию письменных доказательств и заслушали лингвиста. Адвокаты Саитовой обвинили эксперта в нарушении принципов исследования. Ранее обвиняемая неожиданно провозгласила себя иудейским мессией и заявила, что теперь ее статус «выше, чем статус судьи и президента».