В Башкирии за этот год произошло несколько ДТП с машинами скорой помощи. В одном из них водитель влетел в припаркованную машину, во втором — перевернулся на пустой трассе. Все они были смертельными.
Нехватка кадров, сверхурочные работы и отсутствие полноценного сна стали причинами этих трагедий. Их можно было избежать, если бы на вызов приезжали не один, а два фельдшера, как установлено регламентом Минздрава. Так считает координатор профсоюза медиков «Действие» Антон Орлов. С какими еще трудностями сталкиваются работники скорой помощи и как их можно решить — в нашем материале.
Низкие зарплаты
По словам Антона Орлова, у многих водителей скорой помощи очень низкие зарплаты, на которые невозможно нормально прожить и прокормить семью, поэтому многим приходится искать подработки. Так, шоферам приходится дополнительно вкалывать на шабашках или в такси. Из-за нагрузки они сильно устают и даже засыпают за рулем.
— Это приводит к тому, что медицинские работники вынуждены работать с увеличенной нагрузкой и брать так называемые подработки, внутреннее совместительство, занимать более, чем одну штатную должность. В свободное время они не сидят дома. Это системная проблема. Если говорить о трагедии в Иглино в частности и о водителях скорой помощи в целом, то совместительства у водителей нет, но есть определенные случаи, когда водителей привлекают к сверхурочной работе. Погибший водитель [из Иглинской ЦРБ] Михаил Медведев был после двух дней отдыха. Но с учетом своей финансовой ситуации, он, скорее всего, не отдыхал, — рассказал он.
Орлов отметил, что водители скорой помощи получают около 30 тысяч рублей. И даже эти зарплаты имеют тенденцию к снижению.
— 25–27 тысяч рублей — это максимум для водителей в районных больницах, в Уфе, естественно, эта цифра выше, но не намного — не более 30–35 тысяч. Основная проблема для водителей скорой помощи — это крайне низкий оклад, всего 5771 рубль. Всё остальное — это компенсационные и стимулирующие выплаты за работу в ночное время и т.д. Основная часть зарплаты — это стимулирующие выплаты, персональный повышающий коэффициент или премия. Работодатель таким образом получает инструмент для давления на работников. Если работник выражает недовольство, он в своей расчетке обнаруживает понижение суммы, это сигнал, чтобы прекратить возмущаться и радоваться тому, что есть, — говорит он.
Руководитель пресс-службы Минздрава Башкирии Софья Алёшина сообщила UFA1.RU, что в министерстве «как планово, так и фактически проводятся проверки в подведомственных организациях на соблюдение режима сотрудников, охраны труда».
— Все выявленные недочеты решаются и приводятся в соответствии с требованиями, — прокомментировала она.
Неисправные автомобили
Когда фельдшер и водитель скорой из Иглинской ЦРБ погибли в ДТП, их коллеги предположили, что автомобиль мог быть неисправным. Они считают, что проблема была в тормозном суппорте. В профсоюзе «Действие» говорят, что автомобиль мог быть и вовсе списанным.
— Автомобиль скорой помощи Fiat, на котором передвигались фельдшер и водитель, 2010 года выпуска. Он пришел в Иглинскую ЦРБ из Уфы. Мы обладаем определенными сведениями, что он был списанным. Этот автомобиль выработал свои ресурсы. Вполне возможно, что технические неисправности были, но сейчас доминирующая версия, что водитель просто уснул за рулем. Это может быть так. Но опять же — он был опытным водителем. То, что водитель уснул после двух дней отдыха, это сигнализируют о более системной проблеме. Условия труда для работников скорой помощи не являются удовлетворительными. С наступлением пандемии ковида все работники физически истощены, испытывают эмоциональное и физическое выгорание, особенно это наблюдается у работников скорой помощи и, конечно же, красных зон. Это очень серьезная проблема, — считает Антон Орлов.
Однако в Минздраве Башкирии отрицают, что медицинский автомобиль был неисправным.
— Весь автотранспорт в положенные сроки проходит необходимое техническое обслуживание и техосмотр, на основании данных заключений допускается к работе, — сообщила UFA1.RU руководитель пресс-службы ведомства Софья Алёшина.
Сверхурочная работа
Антон Орлов обратил внимание на еще одну проблему: бригады скорой помощи чаще всего работают практически без остановки и заездов на станцию. Водители и фельдшеры вкалывают буквально сутками напролет, из-за чего случаются трагедии.
— Работники буквально выползают с работы физически и морально истощенные, и даже опытные водители скорой помощи, работающие годами, не выдерживают, — сказал Орлов.
Он напомнил о трагедии в Калтасинском районе, где в ДТП погиб фельдшер скорой помощи, а также о случае в Иглинской ЦРБ. Там 48-летний водитель скорой помощи, который в декабре 2020 года перенес инфаркт и должен был быть освобожден от нагрузки, всё равно был выпущен на линию в скорую помощь в 12-часовые смены. 14 мая мужчина умер прямо за рулем от ОКС (острый коронарный синдром. — Прим. ред.).
Отметим, что невеста погибшего фельдшера Дамира из Иглинской ЦРБ ранее рассказала, что парень сильно уставал на работе, сутками не ел и не спал, и даже собирался уволиться перед грядущей свадьбой.
— Жаловался, что устал. У них всего две бригады скорой помощи было на весь Иглинский район: водитель и он. Нагрузка очень большая была, — говорила невеста медика.
Нехватка бригад скорой помощи
Как рассказал Антон Орлов, штат работников скорой помощи не укомплектован. В Башкирии, по его словам, наблюдается нехватка бригад, из-за чего людям приходится подолгу ждать скорую.
— В Минздраве утверждают, что 15 фельдшеров вполне достаточно. Для такого большого района как Иглинский, как по численности, так по протяженности, тех четырех-пяти бригад, которые якобы есть, их недостаточно. 15 фельдшеров, которые есть в штате, — это, если строго следовать нормативам самого Минздрава, всего две полностью укомплектованные бригады. Фельдшеры должны менять друг друга, так как не могут работать 24/7, — говорит Антон Орлов.
Он подчеркнул, что в большинстве отделений скорой помощи Башкирии нет укомплектованных двумя медработниками бригад скорой помощи.
— Проблема комплектации штата в условии дефицита кадров решается руководством в основном путем поощрения внутреннего совместительства, то есть когда одно физическое лицо — работник — занимает более, чем одну штатную единицу. Работники идут на это не от хорошей жизни. Спросите любого рядового медработника, можно ли нормально жить, работая на одну ставку, и вы услышите, что, во-первых, без «подработок» некому будет выходить на линию, а, во-вторых, из-за низкой зарплаты на одну ставку, работники готовы больше работать, жертвуя своим личным временем, — рассказал Орлов.
Также он отметил, что у работников скорой помощи ненормированный график работы.
— При нормальном графике они должны работать сутки через трое. Сутки отработал, три отдыхаешь. Соответственно, нужны четыре пары. Одна бригада — это восемь медработников. 15 фельдшеров — это две бригады, если следовать нормативам Минздрава. Этот вопрос мы поднимали неоднократно, что составы бригад неукомплектованные, в бригаде выезжает всего один медработник. Один фельдшер — это неукомплектованная бригада. В большинстве отделений скорой помощи бригады неукомплектованные. Это делается в целях экономии средств. Если ставок фельдшеров изначально меньше, это экономия на фонде оплаты труда и повышенная нагрузка на фельдшера, который в буквальном смысле работает за двоих. Если следовать нормам приказа Минздрава РФ № 182, в Иглинском районе должно быть как минимум восемь общепрофильных бригад скорой помощи. Но здесь в приказе мы встречаем это страшное слово «рекомендуется». Рекомендуется восемь, но можно хоть сколько. А восемь полностью укомплектованных бригад скорой помощи при нормальном графике работы «сутки через трое» — это уже 64 медработника, — добавил Орлов.
Минздрав: «Режим работы водителей соответствует законодательству»
В Минздраве Башкирии корреспонденту UFA1.RU рассказали, что Иглинской ЦРБ работает шесть бригад скорой помощи.
— По состоянию на август, в Иглинской ЦРБ трудоустроено 15 фельдшеров, в том числе три сотрудника в августе, и 22 водителя СМП. Режим работы водителей СМП Иглинской ЦРБ соответствует действующему законодательству. Рабочая смена не превышает 12 часов, соблюдается межсменный режим отдыха, — сообщила руководитель пресс-службы ведомства Софья Алёшина.
Она отметила, что водители скорой помощи ежедневно проходят медосмотр перед рейсом и после него.
— В случае выявления медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством — отстраняются от рабочей смены. В связи с чередой плановых отпусков и листами временной нетрудоспособностью фельдшеров, Иглинский район обслуживает только 3–4 бригады. Для оказания неотложной медицинской помощи в зависимости от медицинских показаний в дневное время привлекаются дополнительные бригады неотложной медицинской помощи при поликлинике, — прокомментировала Алёшина.
«На этом месте мог быть я»
Работники скорой помощи от имени профсоюза «Действие» запустили на днях флешмоб «Это мог быть я». Они записали видеоролики, где открыто заявляют о проблемах в здравоохранении, которые по сей день не решаются.
— Это обращение и к коллегам в первую очередь, чтобы наши медработники перестали молчать и задумались о тех проблемах, с которыми они сталкиваются ежедневно, — пояснил Антон Орлов.
Также медработники таким образом почтили память погибших в ДТП работников Иглинской ЦРБ.
— Товарищи из Архангельской ЦРБ и ГБУЗ РБ «РССМП и ЦМК», водители и фельдшеры скорой помощи, члены нашего профсоюза, записали короткие ролики в знак уважения к погибшим коллегам и как поддержку их родным и близким, — подчеркнул Орлов.
Напомним, в декабре 2020 года работники скорой заявили, что из-за нехватки штата, водители СМП выезжают на вызовы к тяжелым и ковидным больным совершенно одни, без врача и фельдшера, как положено. Многие пациенты подвергаются опасности из-за такой транспортировки.