В прежние времена улица Комсомольская в Уфе носила название «Высоковольтная». Затем, в 1980 году, в состав башкирской столицы включили поселок Шакша, в котором уже была точно такая же улица. Поэтому Высоковольтную переименовали, разделив ее при этом на две разные части. Сейчас бывшая Высоковольтная — это улицы Комсомольская и Российская. Про первую UFA1.RU уже рассказывал — и теперь настала очередь второй. Она оказалась полна архитектурных контрастов.
Историческое открытие
Интересно, что на старых картах нынешняя улица Российская обозначена толком не была и называлась Старым сибирским трактом. Причем на топографических снимках 1960-х годов выясняется, что тот самый тракт проходил вообще в другом месте.
Судя по всему, в 1970–80-е его отвели чуть в сторону — улица стала Высоковольтной. Назвали так из-за наличия огромных вышек с линиями электропередач в том числе, которые снесли незадолго до реконструкции Комсомольской. При этом вторая часть Российской, от современной улицы Бабича, уже существовала. Дальше нынешняя Российская упиралась в лес, сейчас сквозь него проходит дорога к улице Трамвайной.
Таким образом, останься бывшая Высоковольтная одной целой улицей, она вполне могла бы стать проспектом — как по ширине (4 полосы в каждую сторону), так и по протяженности (свыше 7 километров).
Два тротуара
Как уже было сказано, сейчас Комсомольская и Российская — две разные улицы, но если так посмотреть воочию, то даже не заметно, что что-то меняется. Комсомольская будто продолжается.
Однако, если приглядеться, то замечается первое отличие — наличие двух тротуаров на Российской. Один — основной, идет рядом с проезжей частью. Здесь уложен хороший асфальт, но почему-то в дождь на нём образуются лужи.
Второй тротуар идет поблизости, вдоль домов. Чем это объясняется — непонятно. Но тем лучше.
Хотя кое-что объединяет Комсомольскую и Российскую: парковка на одной из полос. Это хорошо заметно на нечетной стороне улицы, при этом на четной местами сделали парковочные карманы. Здесь их, видимо, просто негде было строить.
Двор и голуби
Когда мы гуляли по улице Авроры, то нашли двор, который был заполнен голубями. Потому что там было место, где их содержали. Здесь же, в глубинах Российской, похожая история, только голубятен нет.
Дома здесь однотипные, как на той же Авроры. Но если там они были возведены в конце 1970-х, то здесь — в начале 1980-х. То есть за лет пять архитектура несильно поменялась. Этот тип домов, вероятно, называется «серия 1–468» — пожалуй, самый распространенный в СССР.
Проходим вглубь района и видим типичную проблему всех таких домов — парковка. Когда эти дома строились, делалась узкая проезжая часть, остальную территорию отдавали под детские площадки и тротуары, а также скамейки и цветники возле подъездов.
Времена поменялись, машин стало больше. Они перестали помещаться во дворе. Поэтому некоторые выкручиваются с помощью тротуаров — весь двор так стоит. Особенно хитрые ставят автомобили вплотную к подъездам (спасибо, что не трубой в окно).
Здесь автолюбителей можно, с одной стороны, поругать — мол, куда вы встаёте. А с другой стороны — понять, мол, а куда ж еще тут встанешь.
Вокруг — единообразие серых домов, которые строились просто чтобы были — то есть над внешним видом не задумывались, это было уже не модно. Нужно было такое жилье, которое можно быстро возвести со всеми необходимыми удобствами, а главное — сократить затраты на строительство. В этом логика, конечно, есть.
Но среди единообразия встречаются и исключения — как дом № 159 по Российской. Он выполнен из красного кирпича, но рядом присутствуют и серые (а если быть точнее, то кремовые) бетонные плиты, как в общежитиях. Этот дом возвели в 1991 году — и он, конечно, визуально значительно отличается от старших братьев.
Возле этого, 159-го дома, между двух перекладин жители поставили скамейки, а над ними высадили вьющиеся растения — такое обычно применяется на дачах или на перголах (как сейчас, например, у Молодежного театра). Смысл в том, чтобы они создавали тень и в жаркую погоду защищали от солнца.
И именно это место привлекло упомянутых голубей. Они здесь собираются стаями, как перелетные птицы, готовящиеся к миграции в теплые края. Голуби настолько непугливы, что их можно даже попытаться потрогать (но лучше не надо).
Дальше по Российской стоит дом № 159/1, интересный тем, что был построен в 2021 году. Несмотря на тренд огромных домов, этот оказался максимально аккуратным: всего шесть этажей. Почему нельзя строить такие дома, а не «свечки», непонятно.
Вид из окна у жильцов этого нового дома интересный — на гаражный кооператив.
Идем дальше и проходим мимо поворота на улицу Шайхзады Бабича (классик башкирской литературы, убит в 24 года). Квартал там странный, выделяются четыре разноцветные многоэтажки и мечеть во дворе. Если пройти еще немного вдоль Российской и повернуться в сторону этой улицы, то можно увидеть Сипайлово и ТЭЦ в Инорсе. Всё кажется таким близким, но оно на самом деле такое далекое. Уфа удивительна.
Что еще примечательно на Российской — есть некий зал единоборств от Фонда развития детского спорта (благотворительная организация, работающая с 2011 года). Здание выделяется своим серым цветом и более современной отделкой.
В свете строительства Дворца единоборств между Комсомольской и Планетой возникает вопрос: а где будут заниматься дети? Здесь или их всё-таки переместят во дворец? Если не переведут, зачем тогда его строили? Но надеемся, что ребята будут заниматься в новом месте.
Ещё одно примечательное учреждение — интернат-гимназия № 1 имени Рами Гарипова (народный поэт Башкирии, тоже прожил мало — всего 45 лет). Это одна из лучших школ республики, откуда часто выходят талантливые ребята: например, команда КВН, которой пришлось извиняться за шутки, а также стобалльники (примеры раз, два).
На жилом корпусе гимназии виднеется национальный орнамент. Из этого здания, кстати, есть прямой переход в учебный корпус.
Одного хватит
Несмотря на то, что Комсомольская и Российская это весьма крупные улицы, к тому же серьезно застроенные, здесь работает не так много маршрутов общественного транспорта.
Например, автобус тут лишь один — 39-й (ТСК Пушкинский — Сипайлово), да и тот появился недавно, раньше ездил вообще по проспекту.
Также на районе есть один троллейбусный маршрут — 16-й («Микрорайон Белореченский» — «Театр кукол»), который пропал на полмесяца из-за перекрытия на Комсомольской. Фанаты электротранспорта уверяли, что троллейбус можно было не убирать (он мог ехать без своих «рогов»), но в администрации думали иначе.
А еще имеются два частных маршрута — 222-й («Кашкадан» — «Блюхера» — «Кашкадан») и 224-й («Микрорайон Южный» — «Адмирала Макарова»). Но если вы живете за Уфимским шоссе, транспортная доступность сокращается до 224-й маршрутки, а за Шота Руставели транспорта нет (хотя там отрезок небольшой, поэтому дойти до остановки 224-го нетрудно, согласны).
И еще интересный момент: остановка «Интернат-гимназия №1 имени Рами Гарипова» находится на проспекте Октября, хотя сама гимназия на Российской. Остановка возле гимназии называется «Кольская улица».
Рисунки во дворах
Проходим поворот на Шота Руставели, заходим в один из дворов — и встречаем там несколько рисунков на домах. Это явление редкое, но красивое.
А на пересечении с Уфимским шоссе стоял дом, который еще 40 лет назад сошел со своей оси и стал крениться. Проблему со временем заметили, но решение жилищного вопроса затянулось на долгие годы. В феврале нынешнего года дом наконец-то снесли. На его месте пока ничего не появилось (хотя уфимцы хотели спортивную школу).
Пейзаж меняется
Переносимся к интересному зданию на снимке ниже — как оказалось, в нём живет Управление капитального строительства. Главу этой организации минувшей весной задержали силовики.
Дальше встречаются старые дома на два этажа — их возвели еще в конце 1950-х годов, но внешне они выглядят еще нормально.
Есть дома и похуже. Но и получше тоже имеются: например, возле самих двухэтажек есть новостройка 2015 года с недешевыми, исходя из объявлений, квартирами (от 8,5 миллиона рублей).
А через дорогу стоит 12-этажный монолит, возведенный в 2008 году. Несмотря на то, что он не новый, квартиры там тоже стоят прилично: однушка на 45 квадратов, судя по объявлениям, стоит шесть миллионов рублей.
Состояние двухэтажного дома, расположенного в 400 метрах от многоэтажки, вообще не поддается литературному описанию.
Дом № 40 по Российской построили в 1956 году, но почему-то, видимо, вообще не ремонтировали. Хотя, судя по старым снимкам, в 2014 году внешняя сторона была разрисована, а в 2017-м его уже покрасили.
При этом рядом с ним стоит новостройка 2018 года. В очень давние времена на ее месте стояло несколько очень старых, судя по состоянию, домов. Их снесли в середине 2010-х и возвели несколько многоэтажек. Почему жителей соседних развалин не переселили — большой вопрос. Хотя, если вспомнить опыт жителей таких домов, их зачастую отправляют весьма далеко: в лучшем случае в Черниковку, а в худшем — в Забелье. Поэтому остаться на Российской кажется лучшим исходом: до центра города всего 10 километров.
Что касается новостроек, то в их дворах проблема с парковкой более-менее решена. Застройщик (или сами жители) нашел какой-то никому не нужный участок и огородил его под парковку. Правда, разметки там нет, места не подписаны, поэтому сегодня ты стоишь ближе к выезду, а завтра в самом конце этой парковки.
Это не вина строителей, наверное. И даже не тех, кто в 1950-е проектировал эти районы. Проблема в автомобильном буме, в том, что машина сейчас почти у каждого. Конечно, если в доме тысяча жителей, то как минимум половина из них будет с машиной — а мест едва ли найдется больше сотни.
Чтобы решить данную проблему, нужно, как нам кажется, полностью переосмыслить район — заново спроектировать с учетом реалий и перестроить. А это, во-первых, дорого, во-вторых — затратно по времени. И эффективность такого действа неясна.
Дойдя до конца Российской, приходит понимание, что эта улица — контраст архитектуры. Здесь можно отследить почти все эпохи отечественного домостроительства: начиная от послесталинских времен и заканчивая второй половиной 2010-х годов. Сейчас в моде совершенно другие дома — очень высокие и максимально дорогие, чтобы были доступны далеко не каждому.
А на Российской в настоящее время — всё же более-менее доступные.
Заканчивается наш путь в самом начале улицы. С одного из дворов можно увидеть Ленина, выглядывающего из ГДК, а также небольшой лесок возле 4-й детской поликлиники.
Место не особо благоустроено — есть одна дорожка, выложенная бетонными плитами, да и всё. В остальном это обычный лес посреди города. Мог бы стать Уфимским ожерельем или сквером, как «4 сезона», но, видимо, его время пока еще не пришло.
Что еще интересно — дом № 1 по Российской построили в 1969 году, поэтому его не назвать первым по хронологии. Но те, кто нумеровал дома, решили иначе. Также неясно, почему улица начинается от Трамвайной, а не от Комсомольской.