Жизнь в обычном селе Башкирии бывает разной: где-то есть газовое снабжение, а где-то нет ни его, ни даже постоянной воды в кране. Именно так живет село Красный Восход в Иглинском районе. Там проживают как минимум два ветерана Великой Отечественной войны, в том числе 101-летняя Райфа Габдрауфовна — интервью с ней мы публиковали ранее. Теперь же UFA1.RU рассказывает, как живет село, которое для нее почти родное.
Село Красный Восход находится в 105 километрах от Уфы и 60 километрах от райцентра Иглино, почти у самой границы Башкирии и Челябинской области. Название довольно типичное для обозначения населенных пунктов в начале становления СССР — красный был и остается цветом коммунистической партии, а восход должен был символизировать его мощь. Однако мы не нашли упоминаний о селе в переписи населения до 1920 года, а когда именно оно было основано, точно выяснить не удалось.
Отсюда есть выезд на дорогу, которая ведет в город Аша. Если поехать в другую сторону, можно выехать на федеральную трассу М-5 «Урал» — она связывает Уфу и Челябинск, то есть попасть можно в оба города и далее проехать к Москве или Сибири. Красный Восход не то чтобы глухое место, но кажется несколько отставшим от жизни, даже от сельской.
Как рассказала корреспонденту UFA1.RU местная жительница Флора, она же дочь ветерана Райфы Габдрауфовны, в селе нет привычных удобств.
— Газа нет, воды нет. Люди ставят колодцы. У нас с соседкой он на двоих, — рассказала она.
В селе есть средняя школа, но она, кажется, скоро будет закрыта.
— Школа сейчас свои дни доживает. Она находится за лесом. Детей, видимо, мало, поэтому хотят сделать санаторную лесную школу, — рассказала Флора.
Действует и школа-интернат, она находится почти в центре поселения.
Жительница констатирует, что поселок медленно умирает. Это же заметно по демографическим данным: из открытых источников мы узнали, что в поздние годы СССР тут жило около 1000 человек, а за последние 20 лет население поубавилось на 200–300 человек.
Вероятно, с ростом технологий число жителей здесь будет уменьшаться с еще большим темпом. Кто-то умирает, а кто-то просто уедет в поисках лучшей жизни — хоть в то же Иглино или Улу-Теляк..
Работы в селе толком нет. Многие ездят либо в соседний регион на завод, либо в сторону Уфы.
Если местную школу закроют, то детей повезут в Улу-Теляк (12 километров) и Казаяк (7 километров). Раньше дети учились в две смены.
В поселении очень тихо, машины почти не ездят, а за всё время прогулки по нему встретились 2–3 человека.
Привычной асфальтированной дороги нет, но имеющаяся кажется неплохой.
Встречаются и разрушенные дома. Хозяева, видимо, покинули село, а их жилище так никому и не пригодилось.
Село практически со всех сторон окружено лесом. Его здесь больше, чем свободного пространства. Один лес приведет в Ашинский район Челябинской области, другой покажет множество мелких речушек и в лучшем случае выведет в еще одну глухую деревню.
Обилие деревьев позволяет запасаться дровами на зиму.
Некоторые жители любят красоту и раскрашивают свои дома. Таких немного, но они есть.
Несмотря на не самые лучшие дороги, местные ездят не только на тракторах, но и на обычных легковушках.
Как уже отмечалось, рядом есть нормальная дорога. Она ведет на Улу-Теляк — там крупная железнодорожная станция.
— После 90-х люди стали уезжать, работы нет. Здесь раньше колхоз был, сажали, сеяли, а сейчас ничего нет. Наверное, только за счет интерната и держится Красный Восход. Звучит-то красиво... — заключает местная жительница Флора.
А название и вправду красивое.
На выезде из села встречаются дома с забитыми окнами. Судя по сломанному забору, здесь давно никто не живет. Вероятно, в ближайшие десятилетия таких домов станет еще больше.
Напомним, ранее мы публиковали репортаж из села Верхний Изяк Благовещенского района — к нему не ведут никакие привычные дороги.