Город истории Выбивал деньги с толстосумов и боролся с пьянством: история хозяина заброшенной уфимской усадьбы

Выбивал деньги с толстосумов и боролся с пьянством: история хозяина заброшенной уфимской усадьбы

Собрали интересные факты о Генрихе Бухартовском и его доме, который облюбовали маргиналы

Два угловых дома когда-то обрамляли пересечение улиц Сенной и Каретной в старой Уфе

О городской усадьбе Бухартовских в Уфе горожане чаще слышали из негативных новостей: дом разрушали время, пожары, вандалы и даже коммунальщики, а фанаты старой архитектуры всем этим возмущались под окнами особняка. Не впустую, кстати, протестовали: сам глава Башкирии Радий Хабиров потом встал на защиту объекта культурного наследия. Восстанавливать его взялись по той же схеме, что и все другие памятники архитектуры — через продажу недвижимости коммерсантам с обязательством реставрации. Но почему этот ансамбль так важен, кто вообще такой этот Генрих Бухартовский (даже имя иноземное!) — чтобы найти ответы, UFA1.RU вновь погрузился в историю и собрал для вас в один текст самые интересные находки.

Дом, который не строил Генрих

Городская усадьба Бухартовских — архитектурный ансамбль из главного дома и флигеля на улице Аксакова, 48 (на картах флигель обозначен номером 48/1, а основное строение нумеруется 48/2 либо без дроби). В акте госэкспертизы проекта охранной зоны ОКН (выполнялась в 2020 году) периодом возведения усадьбы указаны 1902–1904 годы, в других источниках называют последнее десятилетие XIX века.

После расселения квартир заброшку облюбовали маргиналы

Особняк украшал когда-то угол улиц Каретной и Сенной. Каретной еще на рубеже XIX–XX веков присвоили имя писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, а Сенная после череды новых названий, продиктованных Октябрьской революцией, стала в современности Коммунистической.

Усадьба располагалась в квартале от второго по значимости (после Верхнеторговой площади) торгового центра Уфы. И хотя в те времена микрорайон считался окраиной города, тихим его назвать было трудно: местность оживляли купцы и путешественники, следовавшие по дороге от железнодорожного вокзала.

Во дворе усадьбы помещались и конюшня, и сарай с амбаром, и погреб с навесом

Известный уфимцам краевед Павел Егоров нашел в архивах документы 1879 года, согласно которым угловой усадьбой владела солдатка Вера Бельская. В ее дворе, помимо флигеля, имелись еще конюшня, сарай с амбаром, погреб и навес — вся эта недвижимость к концу 1890-х годов оценивалась в 450 рублей. К 1904 году собственность перешла в руки мещанина из цеха ремесленников Антона Федоровича Каткова.

«В первом этаже [основного дома] находился пивной зал, во втором этаже — "Уральские номера"», — выяснил краевед Егоров.

Примерно в таком виде усадьбу и приобрели в 1906 году Бухартовские. Официально особняк был записан на жену Генриха Бухартовского Марию Александровну — председательницу Уфимского общества скорой помощи и члена «Дамского благотворительного отдела Уфимского попечительного комитета о бедных». Но больше горожанам известен всё-таки отец семейства.

Без должного ухода особняк продолжает разрушаться

Иноземцы в Уфе

Генрих-Иосиф Генрихович Бухартовский (Henryk Józef Buchartowski) — дворянин польского происхождения, родился 18 ноября 1870 года в Витебске (Белоруссия). В 1890 году 29-летний Бухартовский взял в жены 17-летнюю дворянку Марию-Евгению Александровну Эрдман (Maria Ewgenia Erdman), тоже польских кровей.

Супругов объединял еще и тот факт, что предки обоих участвовали в Польском восстании 1863 года (бунтовщики выступали против власти Российской империи и за восстановление границ Речи Посполитой; сепаратистов подавили к лету 1864 года). Отец Генриха избежал суда, но остался под наблюдением полиции, а вот отца Марии лишили прав, состояния, имущества и сослали в Красноуфимск (тогда город был в составе Пермской губернии, теперь это Свердловская область). Венчание потомков революционеров состоялось в Екатеринбурге.

Стены хранят память о пожаре в марте 2020 года

О публичной жизни Бухартовских в Уфе подробно изложено в исследовании Павла Егорова. В город семейство перевели из Семипалатинска в 1903-м в связи с назначением Генриха Генриховича на должность полицмейстера (предыдущий начальник городской полиции Иван Николаевич Соколовский получил повышение до уфимского губернатора, в 1905-м его сменил Александр Ключарёв).

К обязанностям Бухартовский приступил в июне 1903-го и тут же организовал в городе бурную деятельность. Во первую очередь он занялся укреплением рядов своих подчиненных и их материального обеспечения: антропометрическое бюро, фотолаборатория, сыскное отделение и паспортный стол — всё это впервые появилось в Уфе при полицмейстере Бухартовском. Далеко не во всех губернских городах тогда было подобное. Чуть позже, в 1909 году, также при активнейшем содействии Генриха Генриховича к полицейской службе начали привлекать собак. Новшество было введено по европейскому примеру.

Что не уничтожили время и пожар, вынесли мародеры и вандалы

Полицмейстер Бухартовский

Однако полицмейстер Бухартовский знал толк не только в сыске, но и в профилактике преступлений. Практически сразу же после вступления в должность в Уфе правоохранитель занялся обустройством Парка трезвости — это был четвертый в городе парк, ныне он носит имя Ивана Якутова (который, кстати, был из числа террористов-бомбистов, которых Бухартовский в свое время успешно в Уфе искоренял).

«Сквер для народных гуляний на рабочей окраине города, дабы каким-то образом оздоровить образ жизни "третьего сословия", проживающих здесь пролетариев — железнодорожников и речников», — так формулирует цель создания Парка трезвости краевед Егоров.

В новом общественном пространстве поставили среди аллей скамейки, качели-карусели, установили чайную, шахматный павильон, организовывали игры в кегельбан и танцы — в общем, развлекались как умели, и всё на трезвую (в пример и укор нынешним временам).

Вид со двора на улицу Аксакова и здание Реального училища через дорогу

И тогда же, в 1903-м, по распоряжению Генриха Бухартовского как члена Комитета вольно-пожарного общества в Уфе организовали духовой оркестр. Музыканты играли для публики на парадах, учениях, на танцах в клубах и в театрах.

Были в биографии полицмейстера Бухартовского и спорные моменты. Известны, например, факты «выбивания денег» у местных толстосумов. Генрих Бухартовский лично объезжал состоятельных горожан с целью сбора средств, но складывал рубли, конечно, не к себе в карман — полицмейстер помогал собирать финансы для возведения Аксаковского дома.

Бухартовский служил начальником полицейских до 1912 года, когда в Уфимской губернии вновь сменили руководителя и на место Александра Ключарева поставили Петра Башилова. Генрих Генрихович, однако, покинул город не сразу, некоторое время он продолжал занимать общественные должности, пока в 1914 году его не перевели на службу в Симбирской губернии.

Дом во дворе усадьбы — скорее отдельная постройка, чем флигель

После революции Генриха Бухартовского дважды арестовывали, в первый раз он отделался совсем маленьким сроком, а вот после второго уголовного дела его отправили в места не столь отдаленные на три года и четыре месяца. Известно, что из тюрьмы бывшего полицмейстера выпустили по болезни, а конец его жизни остался в безвестности.

Особняк с тремя башенками

В своих работах краевед Егоров утверждает, что особняк Бухартовских в своем аутентичном виде имел минимум три башенки. До современности дожила только одна, центральная. Особняк с другой стороны улицы Сенной (ныне Коммунистической), тоже двухэтажный, был построен в одном стиле с домом Бухартовских.

Из трех башенок сохранилась только одна, да и та перекошена

«Два больших двухэтажных здания, оштукатуренные, побеленные, со светлыми большими окнами, в некоторых местах сдвоенными ради лучшего проникновения солнечного света, — описывает дома краевед Егоров. — Карниз, подзор, фриз и наличники окон этих домов были богато украшены деревянной резьбой. Самое удивительное, что оба здания внутри суть бревенчатые, но этого не видно нигде. Оба дома удачно сформировали угол улиц, создали его неповторимый архитектурный образ».

Примечателен в особняке срезанный угол. Архитектурный прием не был для Уфы чем-то уникальным, парадный вход первого этажа, смотрящий прямо на перекресток, служил входом в «коммерческую часть» дома — там располагались аптекарский и парфюмерный магазины (бизнес вел брат Генриха Бухартовского).

Над крыльцом с распашными дверьми располагался балкон. И с ним связан один из первых конфликтов, случившихся в мае 2012 года по причине равнодушия властей к сохранности памятников архитектуры — надстройку спилили коммунальщики во время расширения проезжей части. Якобы предполагалось только «подпилить лишнее», но убирать пришлось весь балкон целиком. Его восстановили под давлением активистов движения «Архзащита Уфа».

Резьба на фасадах сохранилась, и ее можно восстановить

На государственную охрану дом Бухартовских поставлен только в январе 2017 года. В то время он всё еще был жилым, расселили аварийку только в 2018 году. И его почти сразу начали обживать бездомные.

Вечером 13 марта 2020 года в особняке произошел крупный пожар, одной из версий назвали поджог. В декабре того же года обрушилась кровля. Не имея на реставрацию собственных средств, власти неоднократно пытались найти для особняка нового, рачительного собственника. Постройка ушла с молотка в сентябре прошлого года за 2 миллиона рублей.

По данным UFA1.RU, 1 декабря 2022 года управление Башкультнаследия подписало разрешение на разработку научно-проектной документации по сохранению ОКН, сейчас владелец разрабатывает проект противоаварийных работ. Кто получил права собственности на здание, мы уже рассказывали подробно. По условиям сделки покупатель памятника архитектуры обязан его отреставрировать до конца первого полугодия 2024 года. Дом Бухартовских предполагается приспособить к эксплуатации в современности.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите на нашем канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем