Равис Мансуров, директор филиала ОАО «МТС» в РБ: «Любой бизнес должен иметь социальное направление»
Говорят, даже фантасты не смогли предугадать появление сотовых телефонов. Всё, знаете ли, мудрствовали лукаво. Теперь можно смело говорить, что сотовая связь появилась в прошлом тысячелетии, но мы-то с вами знаем, что всего 24 года назад (6 марта 1983 год
Говорят, даже фантасты не смогли предугадать появление сотовых телефонов. Всё, знаете ли, мудрствовали лукаво. Теперь можно смело говорить, что сотовая связь появилась в прошлом тысячелетии, но мы-то с вами знаем, что всего 24 года назад (6 марта 1983 года) появился первый коммерческий сотовый телефон. А через 10 лет уже была основана компания «Мобильные ТелеСистемы». В Башкортостане первым оператором сотовой связи в 1997 году было ООО «БМ-Телеком». С мая 2002 года оно стало дочерним предприятием ОАО «МТС». Таким образом, все журналистские «стрелки» привели нас к Равису Рахимьяновичу Мансурову, возглавлявшему в свое время БМ-Телеком, а ныне – директору филиала ОАО «МТС» в Республике Башкортостан.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является крупнейшим оператором мобильной связи в Башкортостане, России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 75 миллионов абонентов. Население 87 регионов России, а также Белоруссии, Украины, Узбекистана и Туркменистана составляет более 230 миллионов человек. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом MBT.
Филиал ОАО «МТС» в Республике Башкортостан – лидер рынка сотовой связи Башкортостана, оказывает услуги сотовой связи стандарта GSM 900/1800 с 1998 года. В 2007 году МТС продолжили географическое расширение сети в регионах РБ. На начало 2007 года связью МТС охвачены все районные центры республики. В зону охвата МТС в Башкортостане входит территория, на которой проживает более 90 процентов населения республики, каждый третий житель республики – абонент МТС. Всего абонентская база достигла отметки 1,5 миллиона абонентов.
В юбилейный год МТС в РБ получили статус «Официальная связь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России», осуществляется поддержка оргкомитета празднования связью.
– Равис Рахимьянович, как абонент другого мобильного оператора не могу всё же не признать заслуг МТС. Чего только стоил нашумевший ребрендинг, породивший волну шуток в Интернете и за его пределами, и успешно выдержавший проверку временем. Какими еще знаменательными событиями в сфере сотовой связи запомнился вам прошлый год?
– Кроме ребрендинга активно обсуждалась тема «платит звонящий». Было много домыслов и слухов, в итоге связь не подорожала, а звонить стали даже больше. Объем входящих звонков в нашей сети вырос почти в 2,5 раза – за счет звонков с городских телефонов. Да и сами абоненты звонят чаще и говорят дольше. Событием года можно так же считать объединение под единым брендом телекоммуникационных компаний группы «Система Телеком», в которую входит компания МТС.
– Сейчас МТС поддерживают грядущий юбилей добровольного присоединения...
–...Потому что это самое значимое событие 2007 года. Это год единения культур, больших строек и крупных событий. Компания МТС не могла остаться безучастной и получила право официально предоставлять услуги связи во время подготовки и празднования юбилея. Без хорошей связи юбилейный оргкомитет вряд ли мог обойтись. Не забыли мы всех наших абонентов: в этот день с 00 часов до 23 часов 59 минут мы предоставим им возможность общаться между собой всего за пять копеек за минуту разговора.
– Хороший подарок, слов нет. Эта акция, несомненно, положительно скажется на имидже МТС, но наверняка влетит «в копеечку». Благотворительность так свойственна вашей компании?
– Я считаю, что любой бизнес – большой или малый – должен иметь социальное направление деятельности. Под пристальным вниманием оно находится и у нас. К примеру, мы с удовольствием способствуем развитию национальной культуры Башкортостана. Компания МТС стала официальным спонсором выпуска полного сборника стихов народного поэта Рами Гарипова в юбилейный год со дня рождения поэта. Нами также поддерживаются детские спортивные федерации и современные направления культуры, к примеру, национальная театр-студия «Айдар». В новогодние праздники МТС поддержали моряков, призванных на службу из республики и служащих на Балтийском флоте на противолодочном корабле «Башкортостан» – предоставили им связь для поздравлений родных и близких. В этом году 11 октября наши социальные проекты не заканчиваются, но раскрывать все карты сейчас не стану.
– Мне кажется, что такие шаги могут предпринимать компания и люди, которые не только успешно занимаются бизнесом, но и обладают особыми душевными качествами: щедростью, ответственностью, порядочностью, в конце концов. Где вы воспитывались, Равис Рахимьянович, какую школу жизни прошли?
– Работа в сфере связи передалась мне по наследству. В нашей семье более 120 лет общего стажа в области телекоммуникаций. Сам я окончил Куйбышевский электротехнический институт связи и по распределению уехал в Салават, где вскоре стал заместителем начальника городского узла связи. Спустя некоторое время меня пригласили в Илишевский район на должность директора узла связи. На тот момент я был самым молодым директором в республике в области телекоммуникаций. В 29 лет стал начальником республиканского агентства «Союзпечать». Через семь лет, по предложению обкома партии, меня пригласили на телевидение. Так я стал директором радиотелецентра, первым заместителем на гостелерадио «Башкортостан».
– Тогда, мне кажется, на телевидении было интереснее и тяжелее работать, чем сейчас.
– Конечно! В то время не было никаких цифровых или видеокамер, даже в помыслах. Чтобы сделать один сюжет, нужно было истратить огромное количество пленки, провести часы за проявкой, а потом всё еще монтировать ножницами и клеем. В тот период только в Москве было телевидение на магнитных носителях. Тогда Муртаза Губайдуллович Рахимов (в то время он еще не был президентом) решил, что нужно вложить деньги в родное телевидение. Нам дали 1,1 миллиона долларов! И мы с председателем комитета гостелерадио «Башкортостан» Салаватом Амирхановичем Кильдиным поехали в Англию, закупили оборудование… Так и перешли на цифровое оборудование.
– А когда же вы стали развивать сотовую связь?
– С 25 апреля 1997 года. К тому времени я работал в «Башинформсвязи» директором северного телефонного узла. Меня пригласили в дирекцию «Башинформсвязи» к Салавату Мухтаровичу Гайсину, рассказали о связи GSM и предложили заняться ее развитием в республике. Через год у нас было установлено десять базовых станций, 10 августа 1998 года заработал первый сотовый телефон. Один-два человека в день подключались к нашей сети – и мы были безумно этому рады!
– Сегодня и «Билайн», и «Мегафон» активно продвигают свои услуги, в том числе в нашем регионе. Как вашей компании удается оставаться лидером по числу абонентов, всё время придумывать что-то новое и интересное для клиентов?
– Достаточно взглянуть на карту Башкортостана с изображением зоны покрытия сети МТС – в республике не осталось районов, где нас нет, в них проживает 95% населения. И оставшиеся 5% не остались без нашего внимания, хотя охватить все населенные пункты очень тяжело в связи с особенностями рельефа Башкортостана. Но мы постоянно инвестируем средства, чтобы расширить зону покрытия сети и в северной лесной зоне, и в восточной гористой местности. Абоненты МТС не должны испытывать проблем с сотовой связью в любом населенном пункте, как бы он ни был удален от больших городов и оживленных трасс. К тому же мы представляем связь, по качеству одну из лучших в России.
– Кроме экспансивного развития, какие предпринимаете шаги по интенсивному развитию? Что на рынке сотовой связи предлагаете из новинок?
– Основным техническим новшеством ближайшего будущего станет внедрение 3G. Во время разговора по мобильному телефону оба абонента могут видеть друг друга на экране телефона или смотреть в прямом эфире трансляцию футбольного матча. Именно такие услуги и позволяет предоставлять эта технология. Основное преимущество 3G-технологий – обеспечение больших возможностей для развития дополнительных сервисов, основанных на передаче данных. Конечно, внедрение этой технологии пойдет с крупных городов, и Уфа – один из приоритетных регионов для развертывания сети 3G. Здесь мы уже приготовились к строительству сети и разрабатываем привлекательные инновационные 3G-сервисы для абонентов: услуги по скоростной передаче данных, мобильное ТВ, онлайн игры и многое другое.
– На кого вы больше ориентируетесь в компании: на корпоративного клиента , VIP-клиента или простого абонента?
– Каждый, подчеркиваю, каждый абонент для нас очень важен, мы не упускаем из виду ни одно из пожеланий клиентов и постоянно совершенствуем наши тарифы, услуги и качество связи. Нам доверяют и самые ответственные отношения – корпоративными клиентами МТС является высшее руководство республики, крупнейшие предприятия различных отраслей экономики. Сегодня абонент МТС имеет возможность выбирать тарифы и услуги в соответствии со своими потребностями. Мы и в дальнейшем будем делать все возможное, чтобы обслуживание абонентов в нашей компании было недорогим, простым и комфортным и в тоже время соответствовало самым высоким требованиям наших абонентов.
– Равис Рахимьянович, вы производите впечатление сильного человека, лидера по натуре. Кто для вас ваши сотрудники? Винтики механизма, которые должны хорошо выполнять свои функции, или люди со своими стремлениями, метаниями, проблемами?
– Если говорить о деловой стороне сотрудников нашего коллектива, то я подбираю людей, которые умеют самостоятельно мыслить, принимать правильные решения и нести за них ответственность. В целом мы представляем собой отлаженный коллектив, который идет вперед и добивается успеха, даже если у отдельного человека возникают какие-либо личные проблемы. Все мы живые люди, у каждого в жизни случаются как радостные, так и печальные события. Радостные мы всегда готовы поддержать, а горестные – разделить. Наша сила заключается именно в кадрах, а не в громаде сложной техники.
– А вы сами как проводите крохи своего свободного времени? Тратите ли его на какие-либо новомодные увлечения, дорогие хобби?
– Люблю заниматься самообразованием: изучаю психологию, слегка увлекаюсь дизайном интерьеров и начинаю постигать тонкости этого искусства. Вечерами люблю совершать пешие прогулки, прохожу по несколько километров.
Но самое главное мое увлечение – это моя работа, которая захватывает меня, приносит радость и удовлетворение. Всем бы хотел пожелать, чтобы их бизнес получил дальнейшее развитие. Чтобы им было интересно жить. Сегодня в России для этого созданы хорошие условия, и воспользоваться ими во благо себя и своей родины – хорошая цель.