Экономика подробности Слежка ЦРУ, санкции и атомный проект СССР: всё о заводе в Уфе, куда заманивают большими зарплатами

Слежка ЦРУ, санкции и атомный проект СССР: всё о заводе в Уфе, куда заманивают большими зарплатами

Рассказываем, чем известно УМПО и как так вышло, что на предприятии возник кадровый голод

УМПО и сегодня неплохо себя чувствует

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) — одно из важнейших для российской оборонки предприятий, которое производит, например, двигатели для истребителей. Оно входит в объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) «Ростеха» под руководством Сергея Чемезова. Управляющим директором завода является бывший глава горсовета Уфы, депутат Курултая Башкирии Евгений Семивеличенко.

Вероятно, мы многое не знаем об этом предприятии, что неудивительно, учитывая его профиль, однако по известным фактам вполне можно сложить представление о его истории и нынешнем состоянии. В этом материале собрали самое интересное про УМПО, а также разобрались в том, почему завод сейчас активно ищет работников, суля им золотые горы.

От атомного проекта до снегоходов

Уфимский моторный завод начали строить в 1931 году, а уже в 1935-м на нем был собран первый двигатель из уфимских деталей. К 1940 году УМЗ имел всё необходимое для запуска производства на полную мощность, до начала Великой Отечественной войны он успел выпустить 675 двигателей М-105, отмечается на сайте компании.

Строительство УМПО

С началом войны на площади уфимского завода был эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе из Рыбинска и Москвы. Новое предприятие стало правопреемником объединенных заводов и получило номер головного — 26-й. Именно оно разработало первый образец центрифуги Ланге для разделения изотопов урана в рамках атомного проекта СССР. С этим заводом связано и имя известного уфимского инженера, Героя Социалистического Труда Михаила Ферина — он был его директором в 1947–1977 годах.

Историю УМПО также иногда отсчитывают от 1925 года, когда советские власти приняли решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске завода по производству авиационных моторов

В 1967 году предприятие было переименовано в Уфимский моторостроительный завод. В эти годы за его деятельностью внимательно следили шпионы, в том числе американские, о чем мы знаем из рассекреченных материалов ЦРУ. В сентябре 1963 года, например, они заметили начало строительства новых зданий — механического цеха либо мастерской.

Работы, как сообщалось в одном из отчетов разведки, находились на ранней стадии. Стоит отметить, что в тот период завод начал активное производство двигателей для истребителей МиГ-21, но неизвестно, связано ли это с «дополнительной строительной деятельностью на участке», которую зафиксировали в ЦРУ.

Фрагмент сводного отчета ЦРУ об УМПО

С апреля 1962-го американские разведчики наблюдали за испытательным полигоном УМПО в Благовещенском районе севернее Уфы. Объект, согласно сводному отчету от марта 1968 года, обнаружили с помощью снимков спутников Keyhole. ЦРУ располагало подробными сведениями о транспортном сообщении с полигоном, расположении зданий на территории комплекса. Американская разведка, анализируя имеющиеся данные и сопоставляя их со сведениями об аналогичных испытательных полигонах СССР, пришла к выводу, что здесь проводились испытания ракетных двигателей и компонентов, произведенных на УМПО.

Работницы УМЗ в пятидесятые

В отчете от августа 1973 года упоминается об обнаружении новой испытательной позиции на этом же полигоне. Разведчики полагали, что она появилась в рамках советской программы по гибридным ракетным двигателям. Как сказано в документе, полигон, вероятно, использовался для испытаний двигателей SA-2 и SS-N-2 (эти кодировки Минобороны США соответствуют советским ракетным комплексам «Двина» и «Термит») в нуждах УМПО. В отчете ЦРУ сделан акцент на том, что полигон использовался как объект для приемочных испытаний, а не как центр исследований и разработок, а значит гибридные ракетные двигатели перешли в фазу производства.

Люди перед ДК УМПО в день похорон Михаила Ферина 31 июля 1979 года

К 1978 году на базе завода создали Уфимское моторостроительное производственное объединение. Годы шли, народы, как нам тогда казалось, примирялись, завод стал собирать двигатели для автомобилей «Москвич-412», в девяностые даже запустил производство снегоходов «Рысь» и его модификаций. Тогда же предприятие стало открытым акционерным обществом с уже привычным нам названием.

Большие деньги и новые проблемы

В новые времена УМПО сохранило свою ключевую роль в производстве авиационных двигателей, превратилось из ОАО в ПАО. Как и многие другие предприятия оборонного сектора, завод вошел в состав госкорпорации Ростех. Несмотря на всю свою закрытость, периодически он стал попадать в различные громкие истории и становиться героем новостей.

В 2018-м прогремела шокирующая история убийства заместителя коммерческого директора УМПО — 57-летнего Юрия Яшина. Впоследствии были задержаны подозреваемые в совершении преступления, ими оказались безработный мужчина и трое его приятелей, работников автомойки.

Мотивы обвиняемых в убийстве Яшина вызывали вопросы у защиты

Фигурантам предъявили обвинение по двум статьям: похищение и убийство, совершенные по найму. Как заявил сам безработный, убийство Яшина ему заказал коммерческий директор УМПО из личной неприязни. Позже топ-менеджера арестовали и предъявили обвинение в организации нападения. Защита считала, что обвинения надуманы, дело изобилует серьезными нестыковками, а другие версии преступления следствие не разрабатывало.

В 2022 году на заводе при промывке авиационных деталей начался пожар, в котором погибли две работницы, что послужило основанием для возбуждения уголовного дела. В мае того же года экс-начальника цеха УМПО заподозрили в хищении 2 миллионов рублей — в ситуации тоже разбиралось следствие.

46-летняя Лена Ш. погибла в пожаре на заводе

Стоит упомянуть и о западных санкциях — после крымских событий 2014 года под рестрикциями оказался глава «Ростеха» Сергей Чемезов и члены его семьи, а с началом российско-украинского конфликта в черный список многих европейских стран попал и сам завод УМПО.

Тем не менее, несмотря на все эти инциденты, предприятие остается на плаву. В 2021 году, например, оно отчиталось о 16,6 миллиарда рублей чистой прибыли при выручке в 91,3 миллиарда. В следующем году в связи с санкционными рисками компания перестала публиковать сведения о финансовых результатах.

Сейчас предприятие активно ищет новых сотрудников

Отчеты (частично засекреченные) вновь стали появляться в 2023 году, также об успехах предприятия в октябре этого же года рассказывал на оперативке в правительстве Башкирии директор Евгений Семивеличенко. Итак, с его слов, в 2022 году чистая прибыль УМПО составила 4,99 миллиарда, однако отыграться за это падение предприятие рассчитывает в 2023 году, ожидая по его итогам 11,85 миллиарда рублей прибыли. По имеющейся промежуточной отчетности, за первые 9 месяцев 2022 года компания показала выручку в 57,82 миллиарда рублей, за аналогичный период 2023 года — 66,48 миллиарда.

Семивеличенко, директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха, глава авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков в октябре 2023 года

Также Семивеличенко сообщил, что на 2024 год запланирован рост объема производства на 60%, в связи с чем УМПО требуется большое количество новых работников. Привлекать их планируют высокой зарплатой — например, рабочим шестого разряда обещают от 125 тысяч рублей (а также соцпакет, комплексные обеды, обучение, льготные путевки в лагеря для детей и так далее). Завод также планирует активно принимать на работу вахтовиков, в том числе в рамках программы «Башвахта».

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем