В конце августа глава Башкирии Радий Хабиров поручил Минприроды взять на контроль ситуацию с золотодобычей в регионе — власти всерьез намерены навести порядок в этой сфере. Большая часть недропользователей в республике ведет свою деятельность на границе с Челябинской областью: в Учалинском, Баймакском и Белорецком районах. Именно там по просьбе главы региона должны будут появиться офисы Минприроды.
Внимание властей привлекла ситуация с добывающей компанией «Альтинвест», которую заподозрили в масштабном хищении золота. Об этом UFA1.RU подробно рассказывал в своем расследовании — выяснилось, что прибыль с ней через кипрский офшор получает бывший украинский депутат из российского санкционного списка. В этом материале мы попытались выяснить, какие еще компании ведут добычу золота в Башкирии, чем они примечательны и кто за ними стоит.
Олигархи и офшоры
Согласно данным «Контур.Фокуса», среди владельцев лицензий на добычу благородных металлов самыми крупными по показателям выручки и чистой прибыли на конец 2020 года можно назвать пять компаний. Все эти предприятия показали выручку, превышающую полмиллиарда рублей.
Такими оказались «Башкирская золотодобывающая компания» (владеет двумя лицензиями на геологическое изучение и одной — на разработку месторождений в Учалинском районе), «Семеновский рудник» (две лицензии на изучение и три — на добычу ископаемых в Баймакском районе), «Миасский прииск» (лицензия на изучение и разработку Тарлауской площади в Учалинском районе), «Хайбуллинская горная компания» (лицензия на разведку и добычу месторождения Туба-Каин в Баймакском районе).
Судя по информации на официальном сайте, БЗДК ведет добычу и переработку методом кучного выщелачивания окисленных руд месторождения Муртыкты. На предприятии «внедрена передовая технология извлечения благородных металлов из окисленных золотосодержащих руд с полным циклом переработки». Гендиректором компании, по данным «Контур.Фокуса», является Ирик Гизатуллин — бизнесмен, которого глава Учалинского района Руслан Гилязетдинов называл «человеком большой души».
— Он оказывает помощь жителям наших сел, поддерживает социальные учреждения, — говорил чиновник про Гизатуллина. — Благодарю коллектив БЗДК за социально ориентированную работу.
Помимо БЗДК, Гизатуллину принадлежит охранное агентство «Защита» в Учалинском районе, а также ООО «Карано-Александровское» — еще одна добывающая компания с лицензией на разработку. По сведениям «Контур.Фокуса», на конец 2020 года она показала убыток в 600 тысяч рублей.
Как указано в «Контур.Фокусе», в «Семеновском руднике», показавшем в 2020 году 1,4 миллиарда рублей выручки и 103,1 миллиона рублей чистой прибыли, равными долями владеют две кипрских компании: Kuznetsky Alatau Investors Holding Limited и Amalea Investments Limited. Конечные бенефициары этих офшоров неизвестны. В разное время среди совладельцев компании значились и физлица: Василий Еремеев, Александр Касаткин, Андрей Калинин и Михаил Казанцев.
Еремеев владел «Камбарским машиностроительным заводом», который обанкротился в 2019 году, а также занимался медицинским и строительным бизнесом. Касаткин принимал участие в топливном, энергетическом, гостиничном бизнесе, имел доли в компаниях, занимавшихся картографией и научными разработками. Калинин был учредителем обанкротившейся в 2016 году «Баймакской горной компании», сейчас является гендиректором ООО «Горный прииск», которым владеет совместно с крупным акционерным обществом «Ормет». Казанцев вел бизнес в жилищной сфере, торговле, был президентом Свердловской федерации конного спорта (сейчас остается ее участником), состоит во Всероссийской федерации самбо в Кургане и возглавляет компанию «КМК-Транс», связанную с грузоперевозками в Екатеринбурге.
Гендиректором «Семеновского рудника», по данным «Контур.Фокуса», является предприниматель из Свердловской области Александр Масютин. Также он числится учредителем и руководителем фирмы с кокетливым названием ООО «Можно» — она занимается производством иван-чая и торговлей им. Сейчас компания находится в стадии банкротства. Как сам предприниматель рассказывал в одном из своих интервью, на столь необычный бизнес его вдохновил небезызвестный схиигумен Сергий из Екатеринбурга (тот самый, который захватил Среднеуральский монастырь летом 2020 года) — у него в храме Масютин побывал в 2009 году.
Также, судя по «Контур.Фокусу», в прошлом бизнесмен был директором компании «Белая медведица», занимавшейся лесозаготовкой, одним из учредителей НКО «Ревдинское городское казачье общество «Станица Ревдинская»». Масютина также связывают с челябинским олигархом Игорем Алтушкиным, главой «Русской медной компании», до 2015 года он был его заместителем по экономике.
В 2020 году «Семеновский рудник» планировал разработать карьер недалеко от озера Талкас в Баймакском районе Башкирии. Это возмутило местных жителей, они даже выходили на протестные акции (на одного из активистов напали трое мужчин с битами). В итоге глава республики поручил присвоить озеру Талкас статус особо охраняемой природной территории.
Несчастные случаи на производстве
Компанией «Миасский прииск» с 695 миллионов рублей выручки и 272,2 миллиона рублей чистой прибыли владеют, по данным «Контур.Фокуса», предприниматели Эльдар Хазипов, Альбина Галлямова, Михаил и Юрий Ивановы (по всей видимости, это сын и отец). Хазипов и Галлямова также выступают учредителями убыточной уфимской компании «Стройтехинвест», которая в 2014 году выиграла контракт на капитальный ремонт двух МФЦ в Уфе.
Два года назад ООО «Миасский прииск» обратилось в УФАС по Челябинской области с жалобой на проведение аукциона за право добычи золота на Михайловской россыпи. Тогда компанию не допустили до торгов из-за ошибок при оформлении документов, притом что у двух допущенных участников аукциона — компаний «СимСим» (на ее прииске два года назад прорвало дамбу, что привело к гибели двух десятков рабочих) и «Артель старателей Июсская» — были аналогичные нарушения. Суд признал ту жалобу обоснованной.
К слову, «Артель старателей Июсская» — один из учредителей крупного российского холдинга «Сибзолото», в который входит и «СимСим» — также ведет разработку месторождений в Башкирии. По данным «Контур.Фокуса», на конец 2020 года компания получила 256,9 миллиона рублей выручки (3,6 миллиона чистой прибыли). «Артель» ведет добычу на Александровской, Непряхинской и Старо-Марининской россыпях в Учалинском районе, следует из сведений реестра лицензий Роснедр.
Судя по «Контур.Фокусу», другое крупное предприятие — «Хайбуллинская горная компания», — учрежденное, по данным ЕГРЮЛ, Минземимущества Башкирии, сейчас принадлежит ООО «Башмедь». Оно, в свою очередь, учреждено «Учалинским горно-обогатительным комбинатом», который принадлежит уральскому металлургическому гиганту ОАО «УГМК».
Конечными владельцами «Башмеди», по данным «Контур.Фокуса», являются компания Selmareco Limited (ей принадлежит 82,52%) и член совета директоров Челябинского цинкового завода Эльфат Исмагилов. Несколько лет назад журналисты выяснили, что почти 60% процентов в Selmareco Limited принадлежит компании Fesco Investment, которую через еще три офшора контролирует президент и основатель УГМК, миллиардер Искандар Махмудов. Оставшиеся доли в Selmareco Limited распределены между структурами гендиректора УГМК миллиардера Андрея Козицына.
На конец 2020 года «Хайбуллинская горная компания» показала 546,7 миллиона рублей выручки и 40 миллионов чистой прибыли, сообщает «Контур.Фокус». «Башмедь», к которой относится добывающая компания, в последний раз мелькала в новостях в июле, когда на одном из ее рудников погиб рабочий.
Штраф в 600 миллионов
Помимо гигантов, в Башкирии ведут добычу десятки куда более мелких компаний, однако они тоже представляют интерес. Например, предприятия, связанные с предпринимателем Петром Анищенко — ООО «Алтын Юл» и ООО «Весна», — которым, судя по данным реестра Роснедр, принадлежат две лицензии на добычу благородных металлов в Баймакском и Абзелиловском районе и одна — на геологическое изучение в Баймакском районе.
Местные жители неоднократно выступали с критикой этих компаний, утверждая, что работы они ведут с нарушениями. В прошлом году глава Башкирии провел с жалобщиками встречу, по итогам которой сделал вывод, что «промышленники должны подробно разъяснять всем людям суть своей работы».
Лицензию на добычу в Баймакском районе имеет и ООО «Таналык», которое летом этого года оштрафовали более чем на 600 миллионов рублей за уничтожение плодородного слоя почвы. В конце августа по требованию Росприроднадзора на имущества и счета компании наложили арест. Ее учредителю Константину Хамуляку, судя по «Контур.Фокусу», также принадлежит и другая компания с действующей лицензию на разработку — ООО «Графское» (на конец 2020 года она показала выручку в 117,4 миллиона рублей, чистую прибыль — в 1,9 миллиона).
Приобщиться к добыче башкирского золота решил и брат первого вице-премьера Башкирии Илшата Тажитдинова Нур. Он выступает учредителем сибайского ООО «Строймеханизация-плюс», у которого есть лицензия на добычу в хвостохранилище Тубинской циано-иловой фабрики в Баймакском районе. Местное население от этого не в восторге — рядом протекает ручей, впадающий в реку Сакмару, которая, в свою очередь, впадает в Урал. Отметим, что брат вице-премьера Нур Тажитдинова ранее занимал пост председателя Сибайского горсовета, а также был депутатом Курултая.
На «золотые поляны» Башкирии претендует немало предпринимателей — и некоторые не хотят работать честно. Так, 21 августа в том же Учалинском районе межрайонного прокурора признали виновным в получении взятки от предпринимателя, владеющего двумя компаниями по добыче полезных ископаемых.
По мнению главы Башкирии, некоторые из добывающих компаний в Башкирии «ведут себя, как оккупанты». В 2013 году обыски проходили в офисах топ-менеджмента баймакского ЗАО «Недра», которое подозревали в сокрытии от учета не менее 680 килограмм стоимостью более миллиарда рублей.