Экология Шихан отдали в разработку Советник Хабирова — о БСК: «Власти 30 лет пытались решить проблему сырья»

Советник Хабирова — о БСК: «Власти 30 лет пытались решить проблему сырья»

На конференции ученые и чиновники обсуждали ситуацию вокруг Куштау. Рассказываем самое интересное

Все спикеры сошлись во мнении, что БСК нужно искать альтернативный источник сырья и Куштау разрабатывать не стоит

Судьба шихана Куштау в Ишимбайском районе Башкирии, на территории которого планировалось добывать известняк для производства соды, взволновала не только экоактивистов, но и жителей России, когда тема переросла местный уровень и попала в федеральную прессу.

На конференции, организованной информационным агентством «Башинформ» сегодня, 25 августа, эксперты обсуждали, насколько сложно будет присвоить шихану статус памятника природы и почему «Башкирская содовая компания» не желает переходить на альтернативные источники сырья.

Присутствовал на встрече и корреспондент UFA1.RU. Публикуем самое интересное.

«Некие силы» затягивали процесс со статусом

Сейчас власти активно участвуют в процессе присвоения Куштау статуса памятника природы. Об этом заявил исполняющий обязанности министра экологии Нияз Фазылов.

— Мы формируем пакет документов. Нужно также провести комплекс исследований и экологическое обследование территории, чтобы было научное обоснование [грядущего статуса], и только потом выходить с инициативой в правительство Башкирии. Мы со своей стороны, Минприроды, в рамках полномочий приступили к работе, — отметил он.

Грядущий статус нужно согласовать и с федеральным ведомством, которое «предварительно одобрило эту инициативу», рассказал другой участник встречи — советник главы Башкирии по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности Расих Хамитов. Он поведал и о других попытках присвоения шихану статуса.

— Мы хотели создать на базе шиханов природную зону, делали обращения. К сожалению, нас не услышали на республиканском уровне. Я хочу констатировать. Хотя федералы, надо признать, отнеслись с пониманием, и мировые сообщества, — сообщил Хамитов.

О том, что были люди, которые затягивали вопрос с присвоением статуса Куштау, рассказал и Нияз Фазылов. Кто именно, он не сказал, но добавил, что это были «некие силы».

— Куштау, может, менее эффектно выглядит, чем Юрактау и Торатау, но по биоразнообразию и геологии не уступает. Если Торатау [дали статус памятника природы] в 1965 году, Юрактау — в 1985 году. У Куштау его пока нет, — уточнил он.

Затягивают процесс с присвоением статуса и горнолыжные объекты на Куштау, поскольку, согласно правилам, «на территории памятника природы запрещена любая хозяйственная деятельность», напомнил Фазылов. Его коллега Хамитов согласился с этим и предложил объекты сохранить, но вывести их за территорию шихана.

Присутствовавшие на встрече заведующий кафедрой геологии и полезных ископаемых БГУ Исхак Фархутдинов и директор уфимского института биологии РАН Василий Мартыненко поддержали коллег в том, что Куштау нужно присвоить статус.

Варианты для «Соды» были

Обсудили и судьбу «Башкирской содовой компании» (БСК), которая планировала добывать известняк на Куштау. Напомним, именно эти действия и напугали экоактивистов. Они решили, что в случае разработки Куштау постигнет судьба другого шихана — Шахтау, на месте которого сейчас котлован.

— В течение 30 лет [власти] пытались решить проблемы сырья [для БСК]. Они понимают, что предприятие должно работать. Вспомним, что именно Шахтау отдали власти на разработку компании после войны, чтобы восстановить экономику страны. Никто не хочет в стране и в Башкирии остановить БСК [сейчас]. [Пусть работают, но] за счет альтернативного высококачественного известняка, — отметил Расих Хамитов.

Он также рассказал, что власти всячески помогали компании с альтернативными месторождениями, но, с его слов, те не прислушивались к их мнению.

— Они просили дать месторождение в радиусе 150 километров. Мы нашли в радиусе 75. Это Каранское ущелье. Выставили его на аукцион. «Сода» (прежнее название БСК. — Прим. ред.) получила лицензию и приступила к геологоразведке. Они пробурили несколько скважин — им нужно было показать, что они работают — достали вещество и говорят, мол, это не то и по качеству не подходит, кремния слишком много. Всякое выдумывали, хотя ранее другой центр делал заключение, что это вещество пригодно, — сообщил Хамитов.

«Сода», по его словам, в итоге отказалась от разработки Каранского ущелья.

Несговорчивость «Соды»

К акциям протеста вокруг Куштау, по мнению Хамитова, привела несговорчивость компании.

— Варианты же есть. [Они кивали потом, что это] затратно, но почему-то не предложили [в этом случае] уменьшить тарифы или налогообложение сделать льготным. Таких предложений мы не услышали, и поэтому возникли такие события, — подытожил тот.

На встрече также обсудили и другие темы на экологическую тему. К примеру, создать службу, которая будет следить за экологией в Башкирии. В этот момент присутствующие припомнили лесные пожары и смог в Сибае. Вырубку лесов у подножия шихана Куштау проверят на законность. О ней ранее рассказывали экоактивисты. С их слов, этим занималась БСК для геологоразведки. Фазылов также поддержал защитников Куштау, которых сейчас судят за сопротивление полиции.

Все материалы по теме защиты Куштау от разработки вы можете прочитать здесь.

Если вы стали очевидцем событий на Куштау, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем