Валерий Адгамович родился 19 января 1957 года в Чекмагушевском районе Башкирии, сказано на сайте Единого республиканского бизнес-портала. Будущий заслуженный строитель и кавалер ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан» начинал свою трудовую деятельность в тресте «Башнефтезаводстрой» в 1979 году. Как указано в официальной биографии, Мансуров работал мастером, старшим прорабом «СУ-2», в период с 1986 по 1997 год был главным инженером передвижной механизированной колонны № 54. С 1997 по 2001-й был заместителем управляющего по материально-техническому снабжению в дочернем предприятии компании, позже возглавил его.
В 2001–2003 годах Мансуров был директором завода бетонных изделий «Башнефтезаводстроя», а после ухода возглавил знаменитую фирму «СУ-10». Одновременно с этим стал депутатом Курултая, позднее получил мандат в республиканском парламенте во второй раз — уже в 2013 году. В Курултае он входил в комитет по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Главное детище Мансурова — компания «СУ-10» — известна не только строительством крупнейших объектов в Уфе, но и многочисленными скандалами, возникавшими вокруг этих проектов.
Фирму называют «королем госзаказа» — она регулярно получала крупнейшие государственные контракты, строила конгресс-холл «Торатау», «Уфа-Арену», хирургический корпус РКБ имени Куватова и другие. В 2017 году компания, например, получила самый дорогой подряд от республиканского Минздрава — на строительство пристроя к хирургическому корпусу Республиканского клинического онкологического диспансера за 1,28 миллиарда рублей. На конец 2020 года, по данным «Контур.Фокуса», фирма показала 3,1 миллиарда рублей выручки.
В 2011 году «СУ-10» получила 133 тысячи квадратных метров земли Минобороны в Уфе. Компания получила разрешение на застройку от руководителя городской квартирно-эксплуатационной части Вячеслава Болло. Обо всем этом, как сообщали в Следственном комитете, был осведомлен тогдашний военный прокурор Уфимского гарнизона Владимир Овчинников — и он не принял меры для того, чтобы пресечь противозаконные действия. Тем более что, по версии следствия, Мансуров пообещал заплатить за заключенные сделки 140 миллионов рублей взятки.
Чтобы придать передаче денег законный вид, в качестве посредника при передаче денег привлекли адвоката Алексея Пригоду, которому эту огромную сумму дали в качестве оплаты за «оказание юридических услуг». В декабре прошлого года его экстрадировали из Испании, где он несколько лет находился после возбуждения уголовного дела. Преследование в отношении Овчинникова было прекращено в связи со смертью. Болло признали виновным в превышении полномочий и приговорили к 11 годам тюрьмы, однако освободили от отбывания наказания в связи с наличием у осужденного заболевания. Дело в отношении Мансурова было прекращено «в связи с его деятельным раскаянием».
В 2015 году началась другая сомнительная история, связанная с «СУ-10». Тогда госпредприятие «Управление административными зданиями», подконтрольное Минземимущества Башкирии, через свою фирму-прокладку «Строительные инвестиции» заключило договоры мены с этим застройщиком и компанией «Мелеузовский элеватор», позволившие им приватизировать участки и здания в центре Уфы по цене в разы ниже рыночной и в обход процедуры торгов. На это обратили внимание в УФАС, после чего начались длительные судебные тяжбы.
Эта история всплыла в контексте большого кейса тогдашнего главы Минземимущества Евгения Гурьева, которого обвинили в превышении своих должностных полномочий. В основу дела тогда легли сделки с участками возле уфимского лимонария. Они также были заключены в 2015 году. Тогда Министерство лесного хозяйства Башкирии подало иск в Арбитражный суд на восстановление границ уфимского лимонария. Участки возле него Минземимущество продало компании «СУ-10», и это мешало присвоить лимонарию статус особо охраняемой территории. На тот момент там уже полным ходом шла жилая застройка, с которой тоже хватало проблем — дольщики обращались за помощью даже к Папе Римскому.
Самое свежее из предъявленных Мансурову и его фирме обвинений заключается в том, что компания могла при помощи фиктивных документов добиваться снижения налогов при реализации нацпроектов «Образование», «Демография» и «Здравоохранение». По версии следствия, фирма выполняла работы, прибыль от которых составила 658 миллионов рублей, а Мансуров, чтобы уменьшить начисления по налогам, дал взятку налоговикам в размере более миллиона рублей. За дальнейшее содействие он обещал заплатить им еще сорок миллионов. На передаче этой взятки его и поймали.
Отметим, что, по данным сервиса «Контур.Фокус», Валерий Адгамович на данный момент является директором компаний «Строительный Трест 10» и «Содействие», относящихся к группе «СУ-10». Из всех остальных компаний группы он вышел, однако там в качестве бенефициаров теперь выступают родственники — его предположительный сын Тагир и Лилия Мансурова. Еще одним совладельцем бизнеса является Рустэм Губайдуллин, директор и совладелец застройщика «Башхимрегион».
25 марта 2022 года Валерия Мансурова задержали в Москве и отправили под домашний арест. Также был наложен арест и на его имущество — 30 миллионов рублей и автомобили 2007, 2014 и 2021 года выпуска. В документе указаны номера кузовов машин, которые обычно присваиваются маркам Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen.
Ранее стало известно о задержании гендиректора «Госстроя» Кирилла Бадикова и депутата Курултая Дмитрия Чувилина.