Жители поселка Дюртюлинского района, где в минувшие выходные произошло тяжкое преступление, от потрясения оправятся еще не скоро. Ранним утром 29 августа молодая мать Гульнара Закирова (здесь и далее имена изменены - прим. ред.) заявила в полицию об исчезновении годовалого сына Артема. Малыша искали полицейские и волонтеры. Но в том, что же произошло на самом деле, Гульнара призналась лишь на допросе: рассказала, что задушила мальчика, и показала место на огороде, где закопала его тело.
Во время следственного эксперимента Гульнара рассказала, что сделала это, чтобы сын не был голодным и не плакал. Почему мать двоих детей не рассказывала о своем бедственном положении свекрови, которая живет в соседнем доме, и не просила у нее помощи?
Корреспондент UFA1.RU побывал в поселке и поговорил со свекровью Гульнары Мариной Калачевой.
Не пустила к себе в дом
— Мы с мужем никогда не вмешивались в семейную жизнь нашего сына Ивана, — рассказала Марина Петровна. — Они с Гульнарой переехали из Челябинской области сюда три года назад. А год назад купили дом здесь и мы. Иван помог нам переехать.
Как рассказала Марина Петровна, когда родился Артем, она приехала в Башкирию, чтобы помочь невестке.
— Она не пустила меня на порог. Я, конечно, нашла, где переночевать, но очень удивилась такому странному поведению невестки. Мне показалось, что у нее с головой что-то не в порядке. Сын объяснил мне, что это, возможно, послеродовая психологическая травма, — говорит женщина. — Когда Иван сошелся с Гульнарой, ее дочку от другого мужчины я приняла как свою внучку. Очень ее полюбила: у нас ведь не было своей дочери.
Когда свекровь переехала в Башкирию, общение с невесткой, в принципе, наладилось, хотя Гульнара по-прежнему держалась закрыто. Как говорит Марина Петровна, даже со своей матерью она не общалась, только с тетей.
— Мне нравилось, что она хорошо шьет, в доме у нее всегда было чисто, прибрано и дети не голодали и всегда были опрятно одеты. То, что пишут про гнилой банан и протухший кефир, которыми она якобы кормила малыша, — вранье, — признается женщина. — Всё у них всегда было свежим. Гуля не пила совсем, даже по праздникам, объясняла это тем, что ее родители были пьющими людьми и она находится в зоне риска.
Свекровь с удовольствием присматривала за дочкой Гули, а нянчить Артема не могла: не так давно Марина Петровна сломала руку и поднимать малыша ей было не под силу. Поэтому Гуля возила Артема к няне в Дюртюли, хотя у той женщины восемь своих детей, а сама, несмотря на диплом бухгалтера, устроилась на работу в магазин мерчандайзером: раскладывала шоколадки.
«Мама запретила разговаривать с вами»
Шаткий мир между свекровью и невесткой разрушился зимой этого года.
— Гуля заявила мне, что с Иваном жить не будет. Весной она выставила его вещи за ограду дома, а мне сказала, что общаться со мной прекращает, потому что не хочет больше жить с Иваном, — сокрушается женщина. — У нее появились новые мужчины: один, второй. Иван обнаружил переписку с ними в ее телефоне. Один из них уже в солидном возрасте — под сорок и женат. Несмотря на это, Иван продолжал помогать Гуле, хотя от алиментов она отказалась. Купил старшей девочке велосипед «Левушка». Она на нем каталась возле дома. В июне перечислил Гуле 21 тысячу рублей на страховку ее автомобиля по ОСАГО и на жизнь.
Еще один удар ждал свекровь при встрече с пятилетней дочерью Гульнары.
— Как-то я шла мимо дома невестки, увидела внучку, обрадовалась, подошла к ней. Но она была очень хмурая и неразговорчивая и сказала: «Мама запретила разговаривать с вами», — сетует женщина. — А совсем недавно, в прошлое воскресенье, я увидела Гулю, проезжающую мимо нашего дома на велосипеде. Я закричала: «Здравствуй, Гуля! Как твои дела?» Но она даже головы не повернула и не поздоровалась со мной. Когда Артем пропал, Гуля даже не сообщила мне об этом. Я в шоке от всего такого! Обратилась к бабушке-гадалке, и та сказала, что Артема через два дня найдут…
Мальчика действительно нашли через два дня после заявления Гульнары в полицию. Но уже мертвым.
В войну ели мерзлую картошку, но детей не убивали
Что толкнуло мать на столь ужасное преступление? Нехватка денег? Действительно, матери-одиночке с двумя детьми в нашей стране очень сложно прожить на пособие. Государство выплачивает на первого ребенка минимальное пособие 3 тысячи 277 рублей 45 копеек, на второго и последующих детей — 6 554 рубля 89 копеек.
Дочь Гульнары от первого брака ходила в детский сад. Да и сама Гульнара, желая быть независимой ни от кого, устроилась на работу. Что же всё-таки послужило мотивом для рокового шага? Что помешало пережить реальные трудности? А они, конечно же, были. Может быть, именно психологическая закрытость и недоверие к людям? Даже к близким? Неужели бабушка с дедушкой, живущие рядом, не помогли бы невестке, обратись она к ним за помощью? Неужели не помог бы отец ребенка? Но Гуля сознательно отрезала их от себя.
Психологическое выгорание — тоже один из факторов, который мог подтолкнуть к совершенно бесчеловечному и неприемлемому решению жизненной проблемы. Но на самом деле в организме каждой женщины природой заложен огромный запас жизненных сил и стрессоустойчивости. Если бы этого не было, человечество давно бы уже прекратило свое существование. Во время Отечественной войны в России женщины, солдатские вдовы, оставались с двумя-тремя детьми на руках. Ели траву и мерзлую картошку, но не убивали же своих детей.
Наверное, эта страшная история — повод задуматься всем нам, в том числе и социальным службам, о современных проблемах материнства и детства в нашей стране и о том, как с ними справляться женщинам, оказавшимся в силу тех или иных обстоятельств в трудных ситуациях.
Куда обращаться за помощью в критической ситуации:
Республиканский ресурсный центр «Семья» — Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, дом 27, корпус 1, (347) 286-02-53;
отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Мать и дитя» — Уфа, ул. 50 лет СССР, дом 27/1, (347) 286-02-53;
служба семьи в Демском районе — Уфа, ул. Мусоргского, 19а, (347) 286-12-53;
служба семьи в Калининском районе — Уфа, ул. Б. Хмельницкого, 53, (347) 287-23-42;
служба семьи в Кировском районе — Уфа, ул. Кувыкина, 14, (347) 287-23-18;
служба семьи в Ленинском районе — Уфа, ул. Гафури, 103, (347) 286-02-52;
служба семьи в Октябрьском районе — Уфа, ул. Р. Зорге, 31, (347) 286-02-16;
служба семьи в Орджоникидзевском районе — Уфа, ул. Б. Хмельницкого, 68/1, (347) 286-02-36;
Служба семьи в Советском районе — Уфа, ул. Цюрупы, 102, (347) 286-02-48.
Если вы знаете мать погибшего ребенка или ее бывшего мужа, и вам известны подробности этой трагедии, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101-84-78.