Бизнес Экономика подробности Вложились в «пирамиду»: как крупнейший банк Башкирии рухнул и сделал банкротом экс-депутата Курултая

Вложились в «пирамиду»: как крупнейший банк Башкирии рухнул и сделал банкротом экс-депутата Курултая

Рассказываем историю «Роскомснаббанка», который развалился, так и не покорив федеральный рынок

Рустем Мухтаров, Флюр Галлямов и Ансар Вафин — ключевые фигуры в истории «Роскомснаббанка»

Еще несколько лет назад казалось, что «Роскомснаббанк» — один из немногих в Башкирии, кому удалось пережить волну отзывов лицензий в середине десятых. Пока крупнейшие кредитные организации рушились, он строил планы по выходу на федеральный уровень. Однако судьба распорядилась иначе — теперь банкротится и сам банк, и его многолетний руководитель, экс-депутат Курултая Флюр Галлямов.

В этой статье вспоминаем, как появился «Роскомснаббанк», почему он разорился и при чем здесь финансовая пирамида «Золотой запас», оставившая тысячи людей без денег.

Мы наш, мы новый мир построим

История банка берет свое начало в бурном периоде 1990-х, когда Россия переходила от плановой к рыночной экономике. В статье о судьбе «Социнвестбанка» мы уже рассказывали, как тяжело происходил этот процесс в нашей республике. Пока с боем отделившиеся от Госбанка Башкирии спецбанки, согласно указу Бориса Ельцина, превращались в коммерческие структуры, самые шустрые предприниматели создавали альтернативные финансовые учреждения.

Одним из первых в нашем регионе был «Башкомснаббанк», появившийся в марте 1991 года. Акционерами его стали предприятия «Башглавснаба» — госорганизации, которая занималась снабжением и сбытом продукции в республике. Как вы уже догадались, в будущем именно этот банк станет называться «Роскомснаббанком», но случится это гораздо позднее.

По данным аналитического отдела сервиса Banki.ru, изначально он принадлежал, в частности, компаниям АООТ «Башметаллоопторг», ОАО «Башстройбумторг», ОАО «Башхиминструментснаб», АФ «Нефтегазстрой», «Промжелдортранс», ЗАО «Промфинтранс».

Во главе нового банка оказался экономист Ансар Вафин

Забегая вперед, можно с уверенностью заключить, что для многих новоиспеченных банкиров эта ставка стала удачной. Так, к примеру, в элитном поселке Зубово под Уфой мы находили целый квартал, занятый топ-менеджерами банков. Свой дом там имелся у Ниля Янбарисова — бывшего гендиректора ранее упомянутого «Башметаллооптторга», экс-члена совета директоров «Башкомснаббанка».

В то же время изначально банк функционировал как паевое общество, занимавшее маленький офис в Уфе.

— Я пришел в банк в 1991 году, в то время это были буквально две комнаты, в каждой из которых стояло несколько столов, — рассказывал бессменный первый зампред правления банка Рустем Мухтаров в фильме к 25-летию «Башкомснаббанка». — Вот такое [было] количество сотрудников.

Рустем Мухтаров пробудет на посту первого зампреда правления долгие годы

Первым председателем правления банка был назначен кандидат экономических наук, заслуженный экономист Башкирии Ансар Вафин.

— Очень тяжелое положение было в стране, — вспоминал он о тех временах. — Решили перейти на капиталистический путь развития, то есть, на рыночную экономику.

В мае 1994 года «Башкомснаббанк» стал акционерным обществом открытого типа, а с апреля 1997 года сменил организационную форму на открытое акционерное общество (с 2016 года — ПАО). Финансовое учреждение стало быстро разрастаться, привлекая заемщиков из числа башкирских строительных, агропромышленных предприятий, торговых сетей, а также кредитуя и обслуживая обычных жителей республики.

Выживет сильнейший

В 1997 году, согласно официальной биографии, в банк пришел на работу его будущий руководитель Флюр Галлямов. К этому моменту он окончил Уфимский нефтяной институт по специальности «бурение нефтяных и газовых скважин» и Всероссийский заочный финансово-экономический институт по направлению «финансы и кредит», также успел поработать на руководящих постах в частной компании «Эстех» и в дирекции ПТФ «Башнефть».

Банк на удивление спокойно пережил кризис 1998 года, а Галлямов тем временем прошел в нем путь от специалиста до начальника отдела ценных бумаг и валютных операций. В 2001 году он был избран председателем правления «Башкомснаббанка».

— Когда пришел уже на должность Флюр Фанавиевич Галлямов, банк получил новый импульс развития, — вспоминал зампред правления Рустем Мухтаров. — Активно развивалась филиальная сеть, заметно выросли все показатели, мы успешно пережили еще один кризис 2008 года. Банк превратился в современное учреждение.

Центральный офис банка расположился в здании на улице Гафури, 54 в Уфе

Примечательно, что в нулевые и начале десятых среди членов совета директоров банка побывали ректор и основатель Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (ВЭГУ) Евгений Миннибаев, депутат Курултая и председатель совета директоров предприятия «Красный пролетарий» Наиль Багаутдинов. Да и сам Флюр Галлямов в 2008 году получил депутатский мандат в парламенте республики.

К 2012 году, как писал портал Banki.ru, нетто-активы банка составляли 8,26 миллиарда рублей, что позволило ему занять по этому показателю 276 место в России, капитал составлял 0,86 миллиарда, кредитный портфель — 5,03 миллиарда.

Успехи в бизнесе открыли Галлямову путь в политику

Крупнейшими акционерами стали сам Флюр Галлямов и члены его семьи — Ира и Алия Латыповы, указывал «Коммерсант». Также большими пакетами владели ректор ВЭГУ Евгений Миннибаев и его супруга Наталия, предприниматели Булат Хуснуллин, Светлана Николаева. Банк к этому моменту имел 25 структурных подразделений по Башкирии, офисы в Нижнем Новгороде и Челябинске, представительство в Казани, филиал в Москве.

В середине десятых для банковской сферы наступили непростые времена — ЦБ ужесточил требования к финансовым организациям, что положило начало кампании по отзыву лицензий. И если еще в 2013 году банковский сектор Башкирии был представлен 7 региональными банками, то к 2018 устояли только «Промтрансбанк» и «Башкомснаббанк».

Ансар Вафин (на заднем плане) во время экскурсии по банку для старшеклассников гимназии № 39

Ревизия, которую начал Центробанк в 2014 году, в том числе завершила историю «Социнвестбанка», «Уралкапиталбанка» и других. В этот период «Башкомснаббанк» затеял обновление и выход на федеральный рынок — так в 2018 году он стал «Роскомснаббанком».

— Ренейминг отражает укрепление позиций банка на российском рынке банковских услуг, которое происходило в последние годы. — рассказывали тогда в учреждении. — Расширяется продуктовая линейка. Все более востребованными становятся сервисы дистанционного обслуживания, а для пользователей таких услуг региональная принадлежность банка не важна.

Запасы иссякли

Грандиозным планам не суждено было сбыться, поскольку всего год спустя, в 2019-м, ЦБ отозвал лицензию и у «Роскомснаббанка». Впоследствии выяснилось, что положение учреждения к этому моменту на самом деле уже было довольно шатким, несмотря на громкие заявления об укреплении его позиций на рынке.

Так, ключевым направлением работы банка в последние годы было финансирование строительных проектов через кредитование компаний, принадлежащих партнерам конечных собственников банка. Эта бизнес-модель работала в основном за счет вкладов частных лиц. Центробанк разработал план диверсификации активов «Роскомснаббанка», однако он не был исполнен. В итоге объем кредитования строительных проектов в какой-то момент втрое превысил капитал финансового учреждения.

Для банка наступила черная полоса

ЦБ обнаружил, что на балансе «Роскомснаббанка» образовалось большое количество проблемных активов, при этом он занижал величину принимаемого кредитного риска, проводил непрозрачные для регулятора операции, пытаясь скрыть свое реальное финансовое положение.

Банк уже находился в шаге от краха, а последней каплей стала его попытка «привлечь деньги от населения с неочевидными перспективами их возврата по схеме, имеющей признаки финансовой пирамиды», указывал ЦБ. Как выяснилось в дальнейшем, речь шла о краудфандинговой платформе «Золотой запас», подключиться к которой предлагали клиентам сотрудники «Роскомснаббанка».

— Кредитная организация привлекала денежные средства физических лиц под повышенную процентную ставку, которые в конечном счете направлялись на выдачу займов ряду компаний, — рассказывали в ЦБ. — Погашение обязательств перед физлицами фактически производилось за счет вновь привлеченных средств граждан. Эту деятельность проводили на фоне агрессивной рекламной кампании.

Вложиться в «Золотой запас» предлагали прямо в отделениях «Роскомснаббанка»

«Золотой запас» предлагал вкладчикам собирать собственные инвестпортфели из компаний разных сфер, причем вложить можно было от 10 тысяч и на срок от одного месяца. Процент обещали впечатляющий — 17% годовых. По окончании срока инвестирования деньги по желанию можно было вывести из оборота или реинвестировать.

Всего из-за отзыва лицензии у «Роскомснаббанка» на счетах «Золотого запаса» были заморожены 1,7 миллиарда рублей средств примерно 4 тысяч вкладчиков, многие из которых не смогли вернуть свои деньги и до сих пор. Как рассказывал UFA1.RU уфимец Алексей Кузнецов, на агрессивную рекламу «Золотого запаса» повелся и его пожилой отец, вложивший в пирамиду все сбережения, накопленные за жизнь.

— Ему было в тот момент 83 года — уже пожилой, но вполне в разуме, бодренький, — объяснял он. — В марте [2019 года] отозвали лицензию, в июле у отца закончился срок вклада, но получить его он не смог. Для него это стало ударом, который подкосил его здоровье. Он резко заболел, и в октябре его не стало.

Всего «Золотой запас» успел привлечь около 3 миллиардов рублей вкладов

В 2020 году по обращению вкладчиков было возбуждено уголовное дело по признакам незаконной банковской деятельности, впоследствии прекращенное судом из-за процессуальных нарушений. Потерпевшими по нему посчитали себя 600 человек. В 2021 году возбудили новое дело по признакам мошенничества, совершенного в составе организованной группы с причинением ущерба в особо крупном размере.

Чтобы рассчитаться по долгам «Золотого запаса», на торги выставили здание отеля Ural Tau на улице Гоголя в Уфе, участки в районе поселка Русский Юрмаш и другое имущество. Менеджмент «Роскомснаббанка» отрицал свою аффилированность с краудфандинговой платформой.

Впрочем, финансовое учреждение в итоге и само не смогло оправиться от удара и оспорить отзыв лицензии в суде, что в 2021 году привело к его банкротству. Конкурсным управляющим «Роскомснаббанка» стало «Агентство по страхованию вкладов». Оно инициировало и банкротство Флюра Галлямова, начавшееся в марте 2024 года.

До этого, в 2022 году, суд постановил взыскать с него 25,7 миллиона рублей убытков банка, в апелляционной и кассационной инстанциях в число ответчиков включили и его заместителей Рустема Мухтарова и Ирека Такиуллина, бывшего финансового директора Дениса Огневского и главу отдела кредитования Руслана Шайхутдинова, с которых солидарно потребовали взыскать 165,9 миллиона рублей. С Галлямова в текущем банкротном процессе кредиторы требуют 153,4 миллиона рублей.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем