
Когда 4 года назад президент России Владимир Путин принимал решение о деприватизации «Башкирской содовой компании» (БСК), одним из его аргументов было то, что частные собственники «выкачивали из нее средства любой ценой и в как можно большем объеме». Государство вернуло контроль над предприятием в конце 2020 года, и с тех пор, по задумке, деньги должны были перестать «утекать» в непонятном направлении.
АО «Башкирская содовая компания» возникло из слияния стерлитамакских химических предприятий «Сода» и «Каустик» в мае 2013 года. Бенефициарами компании тогда выступали основатели группы «Петротэк» бизнесмены Сергей Черников и Виктор Исламов, а также их партнеры, включая бывшего вице-премьера Башкирии Альберта Харисова. В 2020 году БСК была деприватизирована при личном участии президента Путина, в 2023 году его указом акции предприятия были переданы в доверительное управление холдинга «Росхим» под руководством директора БСК Эдуарда Давыдова. К учредителям холдинга относились бывшие бизнес-партнеры олигархов Ротенбергов.
Однако за последние годы БСК нет-нет да и проводила какие-нибудь странные или неожиданно дорогие закупки, вызывающие вопросы. Для этого материала мы изучили контракты, заключенные компанией с начала 2021 года по нынешнее время, чтобы рассказать о некоторых расходах, целесообразность которых, пожалуй, стоило бы обсудить.
Много «крузаков» не бывает
Для анализа мы использовали данные сервиса «Контур.Закупки» за период с 1 января 2021 года по 8 февраля 2024 года. Отметим, что за этот период БСК провела закупок на 164,39 миллиарда рублей — можно сказать, что «странные» контракты на этом фоне почти незаметны, однако для многих других госпредприятий эти суммы были бы весьма существенными.
Начнем с автомобилей. Помимо грузовых машин и спецтранспорта, у БСК, похоже, имеется целый автопарк легковых авто — некоторые из них дешевыми не назвать. Компания тратит на их содержание немалые деньги — мы нашли контракты на текущее и гарантийное обслуживание авто общей стоимостью 2,4 миллиона рублей.

Из материалов этих закупок следует, что на «попечении» у БСК имеются футуристичный минивэн Hyundai Staria, кроссоверы Toyota Highlander и Hyundai Palisade, автомобиль среднего класса Hyundai Elantra. Впрочем, это не мешает БСК и ее дочерним компаниям «Башхимтранс» и «Березниковский содовый завод» закупать новые машины. Контракты заключались на покупку следующих автомобилей (либо их «эквивалентов»):
в апреле 2022 года — два Volkswagen Caravelle за 11,36 миллиона рублей;
в мае 2022 года — четыре легковых автомобиля на общую сумму 19,51 миллиона;
в июне 2022 года — Lada Niva Travel за 1,23 миллиона рублей;
в августе 2022 года — Toyota Highlаnder Luxe Safety за 9,13 миллиона и Hyundai Palisade Prestige за 7,2 миллиона;
в сентябре 2022 года — Toyota Land Cruiser 200 Luxe за 9,54 миллиона;
в ноябре 2022 года — Lada Niva Travel за 1,08 миллиона;
в сентябре 2023 года — Toyota Highlander IV за 10,8 миллиона;
в июне 2023 года — Toyota Land Cruiser 300 Elegance за 11,6 миллиона;
в декабре 2023 года — Toyota Land Cruiser 300 за 16,5 миллиона;
в январе 2024 года — автомобиль за 44,3 миллиона (куплен у директора элитного автосалона в Москве).


И это мы еще не упомянули про аренду легковых авто с экипажем. Один такой контракт на 4,5 миллиона рублей заключил в июле 2022 года дочерний для БСК торговый дом «Башкирская химия», другой — на 7,71 миллиона — в феврале 2023 года заключила сама БСК.
Таким образом, на покупку и аренду автомобилей компания и ее дочерние структуры с начала 2021 года потратили 154,46 миллиона рублей. Помимо этого, 3,14 миллиона рублей БСК отдала за парковки в московском бизнес-центре «Башня-2000», где у компании есть офис.
Стенд за сотни миллионов и «ВИП-сувениры»
Перейдем к другим неожиданным расходам. В общей сложности 22,21 миллиона рублей в декабре 2022 года БСК потратила на «поставку предметов интерьера для руководства города Москвы». Что за предметы были приобретены и для какого именно руководства, в документации не указано.
В 2023 году БСК также проводила капитальный ремонт своих офисов в ранее упомянутом бизнес-центре «Башня-2000» в Москве. Общая стоимость контрактов, заключенных на эти нужды, составила 36,07 миллиона рублей.

14,65 миллиона рублей с начала 2021 года потратили на закупки «сувенирной продукции категории ВИП», включая новогодние подарки. Среди такой продукции — пауэрбанки, пледы, наборы для фитнеса, термосы, ежедневники и другие предметы. На сувениры других категорий (не ВИП) потратили 29,51 миллиона рублей.
Эффективные менеджеры в БСК, похоже, тоже не дремлют: в ноябре 2021 года предприятие заключило контракт на 32,57 миллиона рублей на «оказание услуг консультирования по разработке стратегии цифровой трансформации», а в октябре 2023 года вложило 19,2 миллиона в «проект разработки системного управления численностью и эффективного использования рабочего времени». Начинания, конечно, похвальные, но стоит всё это крайне недешево.
Что еще стоит недешево, так это организация экспозиций и стендов, а также прочие услуги, связанные с участием БСК в различных выставках и бизнес-форумах. Так, например, в 2022 году компания потратила в общей сложности 398,75 миллиона рублей на организацию своего участия в Петербургском международном экономическом форуме. Напомним, вот так на нем выглядел стенд содового гиганта:
71,5 миллиона рублей потратили на участие в VI Ялтинском международном экономическом форуме, который должен был состояться в 2022 году. Мероприятие в итоге перенесли на неопределенный срок — при этом, судя по информации государственного портала госзакупок, полную сумму по контракту БСК выплатила еще в 2021 году.
Предприятие регулярно тратит деньги на участие в выставке «Химия», в частности на застройку стендов для этого мероприятия. В 2022 году на эти цели было заключено контрактов в общей сложности на 15,35 миллиона рублей, в 2023 году — на 5,34 миллиона. 70 миллионов рублей БСК потратила в декабре 2022 года на организацию и проведение «Международной недели бизнеса» с «предоставлением рекламных услуг». Говоря о рекламе, нельзя не упомянуть, что компания вкладывает значительные суммы денег и в публикации о себе в СМИ. С начала 2021 года на эти цели было потрачено 29,3 миллиона рублей.
Читайте также биографию директора БСК Эдуарда Давыдова, который прошел путь от бухгалтера в «Пятерочке» до крупного менеджера.